В спецкурсе “Графические возможности QBasic” рассказывается в начале о программировании графических примитивов (точки, линии и прямоугольника), как неподвижных, так и перемещающихся по экрану компьютера – анимационных, а потом более сложных, таких как анимация окружности, эллипса. Так же рассматривается программирование звука, вывода текста на экран, создание псевдографики и генерации случайных чисел.
Рассматривается программирование ввода данных и управление с клавиатуры, цвета и мелодии. Здесь же рассматриваются программы простейшего графического редактора и компьютерного “пианино”, а также анимационное растяжение и сжатие изображений. Дается понятие о генерации “случайных” мелодий и стихов. Здесь же рассказано о создании простейшей обучающей программы и программы-переводчика. Кроме того, приведены программы по созданию “сложных” букв и выводу их на печать.
При этом также рассматривается работа с операционной системой, окнами, папками и файлами, меню.
5-6 классы
1 час в неделю, всего 34 часа
Урок |
Тема |
Часы |
Предполагаемые результаты обученности детей |
||
Должны знать |
Должны уметь |
||||
Введение (1 час) |
|||||
1 |
Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ. Упражнения по снятию напряжения глаз. |
1 |
Знать правила включения, выключения и эксплуатации оборудования компьютерного класса; комплексы упражнений для глаз и физминуток. |
Уметь включать и выключать компьютер. |
|
Алгоритмизация (3 часа) |
|||||
2 |
Алгоритм и его свойства |
1 |
Понимать, что такое алгоритм, важность алгоритмов и широту сферы их применения; овладеть понятиями “команда алгоритма”, “исполнитель алгоритма”, “система команд исполнителя” |
Формулировать просте6йшие алгоритмы с учетом свойств, которыми должны обладать алгоритмы, приводить примеры алгоритмов. |
|
3 |
Представление алгоритмов в виде блок-схем |
1 |
Знать правила выполнения схем и их обозначения для отдельных операций процесса обработки данных; |
Составлять блок-схемы алгоритмов линейной структуры; |
|
4 |
Развитие логического мышления |
1 |
Формулировки и способы решения; |
Уметь применять формулировки и способы решения; |
|
Знакомство со средой программирования Qbasic. Графические операторы (5 часов) |
|||||
5 |
Знакомство с системой программирования Qbasic |
1 |
Загрузка, строка меню, строка состояния, курсор ввода, справка, запуск и сохранение программы, синтаксическая ошибка, операторы, выход |
Запускать программу, использовать меню. |
|
6 |
Графические примитивы |
1 |
Операторы графики, координаты, координатную плоскость |
Рисовать точку, линию, прямоугольник, закрашенный прямоугольник |
|
7 |
Оператор CIRCLE |
1 |
Оператор рисующий круг, радиус, цвет |
Рисовать круг, находить радиус, координаты центра окружности |
|
8 |
Дополнительные возможности оператора CIRCLE. Рисование дуг, эллипса, секторов |
1 |
Оператор рисующий круг, единичную окружность, радиан, узловые точки, начало отсчета |
Рисовать дугу эллипса, окружности, сектор |
|
9 |
Контрольная работа №1 |
1 |
Графические режимы, цвета, графические операторы и их правильное написание, составлять графические программы |
Рисовать графические примитивы, составлять программы по заданному рисунку. |
|
Циклические операторы (7 часов) |
|||||
10 |
Операторы For, To, Next |
1 |
Циклические операторы и их использование. Что такое пустой цикл, переменные |
Составлять программы с выбранным количеством циклов, использовать пустые циклы |
|
11-12 |
Практикум по циклическим операторам |
2 |
|||
13 |
Операторы Print, Tab, Goto, Color |
1 |
Вывод символов на экран, метка, переход (неявный цикл), остановка программы, табуляция, звук, умножение, случайная величина. |
Составлять программы с операторами Print, Tab, Goto, Color; Beep, Rnd, Draw, Varptr |
|
14 |
Операторы Beep, Rnd, Draw, Varptr |
1 |
|||
15 |
Практикум по машинной графике |
1 |
|||
16 |
Контрольная работа №2 |
1 |
|||
Операторы условия (10 часов) |
|||||
17 |
Оператор INKEY$ |
1 |
Условие, управление с клавиатуры, разрешение экрана, ввод с клавиатуры, цвет |
Составлять программы с использованием операторов INKEY$, |
|
18 |
Операторы If, Then |
1 |
|||
19-20 |
Практикум по машинной графике |
2 |
|||
21 |
Оператор Input |
1 |
|||
22 |
Практикум по машинной графике |
1 |
|||
23 |
Оператор Play |
1 |
|||
24-25 |
Практикум по машинной графике |
2 |
|||
26 |
Контрольная работа №3 |
1 |
|||
Массивы. Операторы для работы с литерными величинами (8 часов) |
|||||
27 |
Операторы INT, Randomize, Timer |
1 |
Определение, ячейка, индекс, символьный; коды Asc II. |
Составлять программы с помощью этих операторов. |
|
28 |
Практикум по машинной графике |
1 |
|||
29-30 |
Операторы Len, Mid, Asc, Chr |
2 |
|||
31-33 |
Практикум по машинной графике |
3 |
|||
34 |
Контрольная работа №4 |
1 |