Актуальность темы. Проблемные уроки предназначены для активизации учебной деятельности учащихся. На это же направлено решение учебных задач в группе при анализе источников. Вопросы, связанные с анализом документов, включены в экзаменационные материалы, поэтому данный урок предназначен для учащихся старших классов, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Своеобразие работы с историческими источниками в том, что учащиеся, знакомясь с документами, проникаются духом и языком эпохи.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с историческими источниками в группах.
Время урока: два учебных часа.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся, обобщение и анализ исторических источников, работа с картой, заполнение опорной схемы, подготовка к составлению характеристики исторического деятеля.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются мультимедиа-проектор, CD диск “Энциклопедия истории России”, карта “Россия в XVII в.”, дидактические материалы для каждой группы учащихся, учебные пособия по истории России, 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков “Боярыня Морозова”, “Покорение Сибири Ермаком”, С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э.Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи: представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на проблемный вопрос: Был ли царь Алексей Михайлович “Тишайшим”?
ХОД УРОКА
Учитель: Заняв в 1613 году трон, Романовы
вместе с ним получили в наследство от своих
предшественников полностью разоренную страну,
несуществующую государственность и народ,
вкусивший в начале века не только тяжесть
произвола сильных людей, но и дурманящую
сладость воли в условиях безвластия. Досталась
Романовым и уже перераставшая в привычку у
разных слоев феодалов уверенность в их праве
решать судьбу престола и династии. Все это
усугублялось оккупацией западных и
северо-западных земель Московского царства
иностранными войсками, участившимися набегами
крымских татар и т.д. и т.п.
В такой ситуации центральная исполнительная
власть просто нуждалась во власти
представительной, она не могла обойтись без
всенародного понимания и поддержки населением.
Поэтому весь период царствования Михаила
Федоровича Романова Земские соборы заседали
непрерывно. А Боярская дума не только не одобряла
решения царя (вернее, его отца), но и сама являлась
источником формирования и реализации
правительственной политики. В результате были
осуществлены многие важные мероприятия.
1. Для повышения эффективности реализации принятых решений значительно расширялась сеть приказов.
2. Для повышения обороноспособности и урегулирования финансовых проблем были приняты меры по укреплению поместной системы и усилению закрепощения крестьян.
3. Реорганизация в армии.
Уже к 1630 году дворянское ополчение и
полурегулярные стрелецкие полки стали
дополняться полками иноземного строя.
Правда, во внешней политике особых успехов
достигнуто не было. Сохранялись территориальные
проблемы со Швецией и Польшей. Их предстояло
решать уже следующему правителю– царю Алексею
Михайловичу.
Известно, что многие правители России получали
при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы.
Давайте приведем примеры. Князь Владимир Святой
– “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович –
“Донской”, князь Александр Ярославич –
“Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV
– “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”,
царь Александр II – “Освободитель”.
Всегда ли были верны эти народные прозвища?
Сегодня вам предстоит определить свое отношение
к присвоенному царю Алексею Михайловичу
прозвищу “Тишайший”. Мы ознакомимся с
характеристиками царя, документами той эпохи,
основными его деяниями, чтобы согласиться или
усомниться с данным царю Алексею прозвищем
“Тишайший”. В течение урока мы будет составлять
опорную схему и заполнять пункты характеристики.
(Приложение № 1)
Первая группа
Царь Алексей всегда был одним из самых любимых персонажей российских историков, которые опирались в своей симпатии к нему на мнения современников. Поработав с материалами, представьте характеристику царя Алексея. (Приложение № 2)
Учитель: Соборное Уложение –
универсальный кодекс феодального права, не
имевший аналогов в предшествующем русском
законодательстве, он установил нормы во всех
сферах жизни общества: социальной,
экономической, административной, семейной,
духовной, военной и т. д. (см. Павленко Н.И., Андреев
И.Л. История России с древнейших времен до конца
XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.
М.: Дрофа, 2001, с.251.)
Возникновение Уложения связано было с
необходимостью в создании более совершенных
норм жизни общества.
За столетие, отделявшее Судебник 1550 года от
Уложения 1649 г., в стране появилось 445 новых указов,
следовательно появилась необходимость в
упорядочении законодательства. Судебник 1550 года
охватывал нормы гражданского и уголовного права,
а другие стороны жизни игнорировал. Причиной
появления Уложения можно назвать и волну
городских восстаний 1648–1650 гг.
Этот крупнейший законодательный документ своего
времени действовал вплоть до 30-х годов XIX века,
пока его не сменил Свод законов Российской
империи.
Уложение Алексея Михайловича было принято 29
января 1649 года.
Его подписали патриарх, другие представители
высшего духовенства, бояре и 277 выборных земских
людей. Весной того же года текст Соборного
уложения издали отдельной книгой и разослали во
все московские приказы. Уложение состояло из 25
глав и 967 статей. Современное делопроизводство,
когда дело формируется из листов,
последовательно накладываемых в
хронологическом порядке, сложилось при Петре I.
До него листы склеивались между собой, образуя
свиток. Длина свитка с Уложением 1649 г., и поныне
хранящегося в особом ларце в архиве, составляет
309 м.
Вторая группа
Ознакомьтесь с отрывками из глав Соборного Уложения и дайте им анализ. Глава II “О Государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”, Глава XI “Суд о крестьянех”. (Приложение №3)
1. Назовите причины, вызвавшие появление
вышеприведенных статей.
2.Что изменилось в положении крестьян в середине
XVII века?
3. К каким последствиям это могло привести?
4. Как статьи судебника решают вопрос о
государственной измене? Что считалось
“государственной изменой”?
Дополнения учителя. Стремясь упорядочить систему Приказов и ограничить влияние боярской аристократии на государственные дела, царь создал специальный Приказ "Великого государя тайных дел". По словам современника, "устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали". Соборное уложение завершило формирование системы крепостного права, отменив Юрьев день и окончательно прикрепив крестьян к земле и к помещикам.
Третья группа. “О церковном расколе” (Приложение № 4)
- Как понимает Аввакум содержание и смысл реформы?
- Каково его отношение к Никону?
- К чему призывает Аввакум верующих?
- Каково ваше отношение к этому?
- Что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей боярства, о чем это свидетельствует?
- Как характеризуют состояние русского общества факты самосожжения?
- Сделайте вывод о состоянии русской православной церкви в середине XVII века.
Как вы оцениваете точку зрения на раскол историка В.Я. Хуторского?
Дополнения учителя. Нуждаясь в
надежном советнике, царь приблизил к себе
патриарха Никона. Он оказывал Никону доверие и
поручал управление государством на время своего
отсутствия в столице.
Церковные реформы, проведенные Никоном, явились
причиной возникновения в стране религиозного
течения, последователи которого не признавали
официальную церковь. Впоследствии их стали
называть раскольниками. Растущее вмешательство
Никона во внутреннюю и внешнюю политику
государства под тезисом "священство выше
царства" привело к разрыву царя с патриархом.
Четвертая группа. “О промышленности”
Вашему вниманию предлагается отрывок из “Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии”, выдержки из “Новоторгового устава” 1667 г.
- Выберите в тексте факты, характеризующие развитие ремесла в России.
- Почему приглашались иностранцы?
- Вело ли правительство протекционистскую политику? (Приложение № 5)
Дополнения учителя. Алексей Михайлович поощрял развитие промышленности, поддерживал отечественное купечество, защищал его от конкуренции иностранных торговцев. С этой целью были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Складывается общероссийский рынок.
Пятая группа. “Бунташный век”
В первые годы царствования Алексей Михайлович
принимал мало участия в государственных делах.
Государством управляли воспитатель царя боярин
Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский.
Политика Морозова, направленная на усиление
финансового гнета, а также беззакония и
злоупотребления Милославского вызвали
возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве
вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов
был отстранен от государственных дел и сослан в
Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за
московским вспыхнули восстания в южнорусских
городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения
в Новгороде и Пскове.
Охарактеризуйте исторический источник
“прелестное письмо” Степана Разина (Приложение №6)
1. Каковы были цели восстания?
2. К кому обращался в своих воззваниях Разин?
3. Против кого призывал бороться Разин?
4. Как вы думаете, почему Разин призывает стоять
за царя? О чем это свидетельствует?
Дополнения учителя. При Алексее Михайловиче были жестоко подавлены народные восстания в Москве – Соляной бунт (1648 год) и Медный бунт (1662 год) – и крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством С.Т. Разина.
Шестая группа. “Внешняя политика”
Ответьте на вопросы, используя материалы учебника:
1. Какие важнейшие события внешней политики
произошли в указанные годы: 1649, 1651, 1654–1667. 1656–1658,
1661., 1654? Дайте оценку событиям.
2. Дайте определения терминам: гетман, реестр,
Брестская уния, Валиесарское перемирие,
Андрусовское перемирие, Белоцерковный мир,
Зборовский мир, Кардисский мир, Запорожская сечь,
воссоединение Украины с Россией.
Дополнения учителя. В царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет, до 1667 года, и закончившейся Андрусовским перемирием.
Седьмая группа. “Освоение Сибири”
Ознакомьтесь с документом “Наказ якутскому воеводе о ясачных людях” (1651) (Приложение № 7) и ответьте на вопросы:
1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
2. Какой была царская политика по отношению к
местным жителям?
3. Что такое острог?
4. Чем прославились землепроходцы Ф.Попов,
С.Дежнев, В.Поярков, Е.Хабаров? (Покажите на карте)
Дополнения учителя. В западной Сибири
казаки победили потомков хана Кучума. Русскими
землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
В годы правления Алексея Михайловича в России
предпринимались попытки строительства первых
военных кораблей, началось формирование
постоянной армии "нового строя", состоявшей
из добровольцев и заложившей основу будущей
системы рекрутских наборов.
Выводы. Опрос по теме:
- Почему называли царя Алексея “Тишайшим”?
- Когда было принято “Соборное Уложение”?
- Какие главные изменения оно внесло в жизнь?
- Что такое “Церковный раскол”?
- Что нового появилось в развитии экономики?
- Почему XVII век называют “бунташным”?
- Какие были изменения во внешней политике?
- Можно ли теперь, обобщив все выводы согласиться с названием царя Алексея “Тишайший”?
Прослушать фрагмент лекции с CD диска “Энциклопедия истории России” (статья “Алексей Михайлович”) и убедиться, что его царствование нельзя назвать “тихим”, просмотреть опорную схему (см. Приложение № 8), усвоить масштаб и значимость событий эпохи. Выполнить тестовые задания.
1. Годы 1497. 1581, 1649-й отражают основные этапы:
- Борьбы России за выход к морю.
- Образование Российского централизованного государства.
- Борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость.
- Закрепощения крестьян.
2. С городскими восстаниями связаны даты:
- 1648 г., 1662 г.
- 1606 г., 1607 г.
- 1670 г., 1671 г.
- 1617 г., 1618 г.
3. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича было принято:
- 1649 г.
- 1645 г.
- 1646 г.
- 1647 г.
4. В царствование Алексея Михайловича:
- Произошел церковный раскол.
- Было учреждено патриаршество.
- Русь приняла православие.
- Был учрежден Синод.
5. В каком из документов провозглашались отмена “урочных лет” и бессрочный сыск беглых крестьян?
- Соборном Уложении 1649 г.
- Судебнике 1497 г.
- Судебнике 1550 г.
- Указе об “урочных летах”.
6. Прочтите отрывок из произведения Г.К. Котошихина “О России в царствовании Алексея Михайловича” и ответьте на вопрос: как называется приказ, о котором идет речь?
“…В тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подъячие с послами в государства … и в войну с воеводами для того, что послы…много чинят не к чести своему государю… а воеводы в полках неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие за послами и воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают, и… послы или воеводы… тех подъячих дарят и почитают выше их меры, чтобы они… их выславляли, а худым не поносили”.
7. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
- И.Волоцкий.
- Патриарх Никон.
- Ммитрополит Макарий.
- Сергий Радонежский.
8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
- Монастырь.
- Посад.
- Скит.
- Хутор.
9. Какое название получило восстание в Москве в 1662 г.?
- Смута.
- Медный бунт.
- “Поход за зипунами”.
- Чумной бунт.
Домашнее задание: завершить опорную схему по теме, § 6, 7 (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: “Русское слово”, 2006.), составить характеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
Литература:
1. Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Единый государственный зкзамен 2002: Контрол. Измерит. Материалы: История/ Л.И.Ларина, Л.Н.Алексашкина, Е.А.Гевуркова и др. – М.: Просвещение, 2003
3. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. – М.: “РИПОЛ КЛАССИК”, 1999.
4. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
5. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
7. Соловьев С.М. Об истории Древней России (Сост., авт. предисл. и примеч. А.И.Самсонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993.
8. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы/ Э.В.Уткина. – М.: Айрис-Пресс, 2006.