Проверка и контроль знаний по теме "Циклы"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обучающие:
    • обеспечить проверку знаний студентов по пройденному материалу.
  • Воспитывающие:
    • повышение интереса к предмету;
    • формирование стремления к самообразованию;
    • воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
  • Развивающие:
    • развитие умения анализировать, обосновывать;
    • развитие информационной культуры.

Задачи:

  • Подвести итоги по теме “Циклы”.
  • Обеспечить проверку знаний.
  • Способствовать развитию интереса к предмету.
  • Способствовать развитию анализа и синтеза в мышлении.

Знания и умения:

  • Знать понятия переменная, линейный алгоритм, цикл.
  • Знать структуру организации условного и циклического алгоритмов.
  • Уметь составлять программы с использованием данных структур.
  • Знать способы нахождения суммы натуральных чисел в промежутке, уметь находить четность числа.
  • Уметь подсчитывать количество элементов, удовлетворяющих условию.

Оборудование:

  • Персональные компьютеры.
  • Цветные маркеры.
  • Табло для подведения итогов.
  • Зрительный ряд: схемы, эпиграф, дата проведения.
  • Пакеты заданий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Добрый день. Садитесь. Приготовились к уроку.
Вот уже несколько занятий мы с Вами посвятили программированию, постепенно мы осваиваем все его структуры, изучив уже линейные, условные и циклические.
Сегодня цель урока – проверить как вы усвоили последнюю тему “Циклы”, для этого решим ряд задач. А по окончании проверим ваши знания с помощью компьютерного теста и каждый из Вас будет оценен компьютером, также мы сможем посмотреть в каких вопросах были допущены ошибки и заострить на них внимание. Ведь тема Циклы нам будет необходима для изучения следующей темы.
А начать я хочу со слов знаменитого программиста Андрея Петровича Ершова:
“… Программист должен обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все что угодно, из нуля и единицы. Он должен сочетать аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов, с трезвой практичностью экономиста. А кроме того, программист должен иметь вкус к коллективной работе, понимать интересы пользователя и многое другое.”
Особое внимание хочу обратить на слова о коллективной работе, т.к. сегодня вы будете работать по группам, выполняя задания вместе, и от того как вы будете слажено работать, помогать друг другу, от того как сможете организовать работу в своей группе и будет зависеть результат. Группа, набравшая большее количество баллов, получит соответствующие оценки.
Для начала разобьемся на группы

(Проводится разбивка, выдаются карточки с номером 1 и 2).

– Вам будут предлагаться задания, рассчитанные на 3–5 минут. За каждое правильно выполненное задание группа получает 1 балл. Результаты будут заноситься в наше электронное табло.

Задание 1.

Допишите к программе служебные слова, и определите, что выполняет данная программа. ( На доске записаны операции без служебных слов)

Для 1-й группы:

S=0
FOR I=1 TO 10
IF I MOD 2=0 THEN S=S+I
NEXT I
PRINT S

Ответ: подсчитывает сумму четных чисел.

WHILE S<3125
N=N+1
S=5^N
WEND
PRINT N

Ответ: подсчитывает в какую степень нужно возвести число 5, чтобы получить число 3125.

Для 2-й группы:

K=0
FOR I=1 TO 10
IF I MOD 3=0 THEN S=S+1
NEXT I
PRINT S

Ответ: подсчитывает количество чисел, делящихся на 3 без остатка.

WHILE S<128
N=N+1
S=2^N
WEND
PRINT N

Ответ: подсчитывает в какую степень нужно возвести число 2, чтобы получить число 128.

Задание 2.

На доске представлены фрагменты программ, посчитайте что будет выведено на экран в результате выполнения программы, ответ запишите на листе и повесьте на доску с помощью магнита.

FOR I=0 TO 8 STEP 2
PRINT I/2
NEXT I

Ответ: 0 1 2 3 4

FOR I=–5 TO 5 STEP 5
PRINT I*2
NEXT I

Ответ: –10 0 10

(На доске прикреплена карточка с правильным ответом).

Задание 3.

Даны переменные А=–100, В=100, С=7. По данным переменным составьте условие задачи и решите ее с помощью разных циклов.

(Каждая группа вытягивает лист с названием цикла).

Задача:

Вывести на экран все числа в интервале от А до В кратных С.

FOR I=–100 TO 100
IF I/7=INT(I/7) THEN PRINT I
NEXT I
I=–100
WHILE I<100
IF I/7=INT(I/7) THEN PRINT I
I=I+1
WEND

Задание 4.

Известна температура за каждый день января. Посчитайте среднюю температуру за январь (температура вводится с клавиатуры за каждый день).
Каждой команде я раздам пакет, в котором находятся строки разных программ. Ваша задача из них выбрать те, которые подходят для решения этой задачи и как можно быстрее составить из них программу и вывесить на доску с помощью магнита.
Условие задачи есть в каждом пакете.

S=0
FOR I=1 TO 31
INPUT “ВВЕДИ ТЕМПЕРАТУРУ”; T
S=S+T
NEXT I
SR=S/31
PRINT “СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА”; SR

Подведем итоги нашей работы, посмотрим что мы имеем на нашем электронном табло ( подводятся итоги , победители отмечаются оценкой в журнал).
Дополнительные задания: (если будет одинаковое количество баллов или для тех, кто сделает быстро тес на компьютере)

1. Составьте программу вывода на экран таблицы степени 2n, где 0 < n < 10, используя цикл Пока.

N=0
WHILE N<=10
K=2^N
PRINT “2^”; N; ”=”; K
N=N+1
WEND

2. Составьте программу, которая выводит все простые числа в диапозоне от 1 до 100.(простые числа это те числа, которые и делятся на 1 и на само себя, т.е. имет только два делителя. Для решения использовать вложенные циклы).

FOR I=1 TO 100
FOR J=1 TO 100
IF I/J=INT(I/J) THEN K=K+1
NEXT J
IF K>2 THEN PRINT I
NEXT I

III. Контрольный тест

– А теперь спокойно, выполним контрольный тест, который находится у вас на столах ( см. Приложение), тест рассчитан на 10 минут.

(Выполняется тест).

IV. Подведение итогов

– Подведем итог нашего занятия. Как вы думаете, мы выполнили поставленные перед уроком цели? А какие они были? Чем мы сегодня занимались? (Проверили, проконтролировали себя).

– Сегодня за урок получили оценки следующие студенты.

V. Домашнее задание

– Как я уже говорила, тема “Циклы” будет использована для дальнейшего изучения, поэтому для закрепления выполните дома следующие задачи (записаны на доске).

Задача 1. Найти сумму положительных нечетных чисел меньших 50.

Задача 2. Составить программу поиска четырехзначных чисел, которые при делении на 133 дают в остатке 125, а при делении на 134 дают в остатке 111.

– Спасибо за работу. До свидания.