Цели педсовета:
- Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
- Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.
- Создание школьного “Банка ситуаций успеха”.
Идея педсовета: За последние полтора десятка
лет словосочетание “ситуация успеха в учебной
деятельности” стало привычным в педагогической
практике. Никто не оспаривает тот факт, что
именно положительные эмоции могут стать
важнейшим стимулом для ребенка в учебной
деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то
обычно подразумевают, что предназначена она для
учащегося. Но тогда забывается основной признак
педагогических технологий – двусторонний
характер процесса познания, субьект-субьектные
отношения. Да, начинает создавать ситуацию
успеха учитель, но обязательно должен наступить
такой момент, когда учащиеся будут стараться
создать ситуацию успеха для своего педагога.
Этот момент является ценным критерием
действительной оптимизации учебного процесса.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания
ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным учитель
или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
Как этого избежать? Как организовать ситуацию
успеха? На эти вопросы мы должны ответить в ходе
педсовета.
Функции педсовета: информационные, коллективно образующие, мотивационно-целевые.
Технология: локально-модульная.
Место проведения: актовый зал МОУ СОШ № 32.
Предварительная подготовка к педсовету
I. Организационный этап (срок – две недели)
- определение организаторами педсовета проблемы, выбор руководителей в будущих творческих группах;
- установочная беседа с руководителями групп, выбор цели, технологии организации деятельности группы;
- индивидуально –групповая работа руководителей групп;
- самоопределение педагогов относительно творческих групп, в которых они хотели бы работать.
II. Подготовительный этап (срок – месяц):
1. Анкетирование учащихся 3, 7, 10классов по вопросам:
- Если я получаю хорошую отметку, это значит….
- Если я получаю плохую отметку, это значит….
- Мне всегда приятно, когда взрослые…
- Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…..
- Я чувствую себя уверенно, когда учитель…
2. Тематическая административная проверка “Приемы создания ситуации успеха на уроках”. Результаты проверки представляются в виде аналитической справки.
3. Работа с литературой по вопросам, обсуждаемым в группах.
4. Анализ уроков членами администрации школы и самоанализ уроков педагогами.
5. Оформление результатов анкетирования и деятельности групп, подготовка их представлений на педсовете.
III. Этап деятельности на педсовете
Коллектив делится на 5групп, в каждой группе свой руководитель;
1 группа:
Цель группы: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке.
2 группа:
Цель группы: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока.
3 группа:
Цель группы: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.
4 группа:
Цель группы: доказать необходимость создания ситуации успеха на уроке.
5 группа: экспертная группа.
Цель группы: подвести итоги и предложить проект решения педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1 этап: мозговой штурм
Работа длиться 20–30 минут, каждая группу должна решить проблему поставленную перед ними ведущими и оформить свои ответы в виде схемы, алгоритма, проекта, банка данных.
Ведущая: В.Ф. Шаталов утверждал, что для
того, чтобы работа в школе была эффективной,
должен сработать “эффект соленого огурца”.
Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец
не был, плохой или хороший, попав в рассол, он
просолится.
Проблема: Как создать такой рассол? Что взять
за его основу?
На эти вопросы мы и должны ответить Каждая группа
работает над данной проблемой и делает свои
выводы, которые затем обобщаются и делается
общий вывод.
Ведущая: Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
2 этап: работа мастерских
Работа длиться 30 – 40 минут. Каждая группа получает карточку с вопросами и вспомогательный теоретический материал, листы ватмана и маркеры для записи приемов и методов, оформлению своих работ.
Вопрос для групп |
Деятельность группы |
Форма представления |
Существуют ли различия в реакции на
успех: а). младших школьников, подростков и старшеклассников; б). девочек и мальчиков; |
Анкетирование учащихся, анализ данных,
отбор диагностик сформированности мотивации
успешного обучения школьников. Информационно-аналитическая справка по вопросу создания ситуации успеха на уроке. |
Графическое представление результатов анализа данных диагностик, озвучивание основных выводов, закономерностей, проблем. |
Какова роль ситуации успеха: а) при
изучении нового материала; |
Анализ и самоанализ уроков, обмен информацией, открытые уроки и их обсуждение с позиций решаемого вопроса. Работа мастерских. | Выступление по постановке проблемы, предложения по дальнейшей работе коллектива над вопросами группы. |
Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности? | Анкетирование родителей, работа с документацией с целью выявления проблем в области оценивания учебной деятельности школьников. | Представление проекта Положения об оценке учебной деятельности школьников. |
Какова необходимость создания ситуаций успеха на уроке? | Формирование “Банка ситуаций успеха”. | Защита проектов. |
3 этап: работа в группах, формируем “Банк ситуаций успеха”
Каждая группа представляет результаты своей работы в виде презентации “Банка ситуаций успеха”.
Представление и обсуждение проектов по группам:
- 1 группа + 3 группа – “Приемы ситуации успеха”.
- 2 группа + 4 группа – “Методы ситуации успеха”.
Пока готовится проект решения педагогического совета, с учителями проводится игра.
Игра: “Корзина грецких орехов” (по методике Н.Е. Щурковой). Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит педагогов, с чем они пока не могут справиться. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией. Не обязательно сразу давать какие-то советы, но брать на заметку нужно все.
4 этап: проект решения
Рефлексия осуществленной деятельности через заполнение рефлексивных листов.
Рефлексивный лист:
Порадовало |
Заинтересовало |
Огорчило |
Хочу сказать спасибо |
|
|
|
Кому: |
За что: |