Тип урока: урок-игра
Цели урока:
- Пробудить у учащихся интерес к изучению математики.
- Показать сферу практического приложения процентных расчетов.
- Научить элементарным практическим умениям.
Предварительная подготовка
Старшеклассники делятся на творческие группы:
продавцы магазинов (ребята предлагают товары
своего магазина семьям, могут подсказать во
время расчетов), рекламное агентство (ребята сами
решают, будут вместе рекламировать все магазины
или разделятся), остальные – служащие банка
(заранее решают все задачи, чтобы определить
правильность ответов команд). При подготовке к
уроку группы самостоятельно подбирают
необходимый реквизит, костюмы, распределяют
роли, готовят тексты выступлений, вместе с
учителем оформляют кабинет к уроку.
Пятый класс делится на три команды (три семьи),
выбирают капитана (главу семьи). При подготовке к
уроку ребята самостоятельно распределяют роли
(членство в семье), в соответствии с ролью
облачаются в костюмы, продумывают представление
семьи.
Необходимое оборудование:
- шоколадные монеты в количестве 30 шт.
- самодельные деньги различного достоинства в сумме 500 тыс.руб. (450 тыс.руб. на ссуды трем семьям, 50 тыс.руб. меньшего достоинства магазинам на сдачу)
- атрибуты магазинов (проспекты, каталоги, изображения необходимого товара, вывески – оформляются старшеклассниками-продавцами)
Сюжет урока-игры:
Задача каждой семьи – получить ссуду в банке и сделать покупки в трех магазинах: “Меха севера”, “Бытовая техника”, “Интер-мебель”. Помогают и контролируют ход и результат выполнения заданий старшеклассники, играющие на каждом этапе урока свои роли. За правильно произведенные расчеты семья получает от них 2 шоколадные монеты, за решение задачи с ошибкой или подсказкой – 1 монету, если задача не решена – не получает ничего.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя о тесной связи изучения процентов и потребностей в коммерческих расчетах.
2. Самопрезентация семей
3. Устный счет (проводит учитель)
- Вопрос 1 команде: если вы отличник, то получаете в учебном заведении льготу на оплату обучения – 100%. Как это понимать?
- Вопрос 2 команде: в валютном магазине 50% товара можно приобрести за доллары, а 80% товара за евровалюту. Что это значит?
- Вопрос 3 команде: если цену 1000руб. увеличили на 10%, а потом новую цену уменьшили на 10%. Будет ли товар снова стоить 1000руб.?
После того, как команды ответили на вопросы, они отправляются в банк.
4. Решение задач (проводят служащие банка)
- Задача 1 команде: вам дается ссуда 150.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.
- Задача 2 команде: вам дается ссуда 140.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.
- Задача 3 команде: вам дается ссуда 160.000руб. под 19,5% годовых. Сколько рублей вы должны вернуть в банк через год.
При правильном ответе команда (семья) получает деньги и путеводитель по магазинам:
- 1 семья: “Меха Севера”, “Бытовая техника”, “Интер-мебель”
- 2 семья: “Бытовая техника”, “Интер-мебель”, “Меха Севера”
- 3 семья: “Интер-мебель”, “Меха Севера”, “Бытовая техника”.
5. Представление магазинов
Рекламное агентство “Процент” предлагает семьям посетить магазины, рекламируя их товары и описывая возможности покупателей сэкономить на скидках.
6. Совершение покупок
Примерные задачи (для каждой семьи в задачах незначительно меняются цены):
- В магазине “Меха Севера” вы решили приобрести шубку и шапку. Шуба стоит 40.000 руб. (есть скидка 6%), шапка стоит 8.000 руб. (скидка 10%). Если вы купите шубку и шапку вместе, скидка составит 8 %. Как выгоднее купить шубку и шапку, отдельно или вместе?
- В магазине “Интер-мебель” кухонный набор стоит 2.500 $. сколько рублей стоит набор, если курс доллара составляет 28 руб. Для постоянных покупателей действует скидка 3 %. Сколько стоит набор для постоянных клиентов?
- В магазине бытовой техники стиральная машина стоила 18.000 руб. Через некоторое время цена повысилась на 13 %. А затем понизилась на 7%. Сколько рублей стала стоить стиральная машина?
7. Определение победителя
Служащие банка подсчитывают монеты, полученные каждой командой, и определяют победителя, которым является та семья, у которой больше шоколадных монет.
8. Обсуждение итогов урока
Старшеклассники высказывают сове мнение о семьях-покупателях, пятиклассники – о продавцах и магазинах.