Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения таких сказочных героев, как домовой, банник, водяной, леший, которые берут своё начало в религии славян.
- Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям народной культуры.
Методическое обеспечение и дидактический материал:
- Иллюстрации с изображением домового, водяного, лешего, банника.
- Картинки с изображением дома, бани, леса, водоёма.
- М. Семёнова “Мы – славяне”. Популярная энциклопедия,1999. Грушко е.а.,медведев ю.м. “русские легенды и предания”. Иллюстрированная энциклопедия, 2004.
Предварительная работа:
- Экскурсия в музей детского сада “Русская изба”
- Чтение русских сказок “Марья Искуссница”, “Летучий корабль”, “Василиса Прекрасная”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
“И пусть ослабела в нашем славянском роде память о белбоге , полеле и позвизде , но и по сю пору шутят с нами лешие , помогают домовые , озороют водяные , соблазняют русалки–и в то же время умоляют не забывать тех , в кого истово верили наши предки .кто знает , может быть , эти духи и боги и впрямь не исчезнут , будут живы в своём вышнем , заоблачном . Божественном мире, если мы их не позабудем ?...”
Юрий Медведев, лауреат пушкинской премии
Дети входят в зал, украшенный под избу, здороваются.
– Утро доброе, хозяева,
Позвольте во горенку войти,
Во горенку войти да на лавочку сесть.
Под русскую народную мелодию выходят дед и бабка, слегка пританцовывая, обходят зал и садятся перед детьми на лавку, здороваются.
– Проходите, гости дорогие, да рассаживайтесь поудобнее.
Бабка. Дед фома, рассказал бы что пока…
Дед.
Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута–
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Бабка.
А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился.
(дразнит деда)
“Я – правдивей всех на свете,
Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу”…
Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед.
Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На берёзовом пенёчке
Да на девичьем веночке!
Бабка. А ты сам-то, дед, предания, былины, сказки знаешь?
Дед. А как же!...вот слушайте. Ехал я как-то с ярмарки, да пришлось ночь застать в лесу. Вдруг завыл ветер, закричали птицы-звери, зашумели ветви деревьев, заскрипели пни-колоды. Это леший был – хозяин леса. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Может стать он пнём и кочкой, превратиться в зверя и птицу, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность. Первое дело в лесу – лесового хозяина уважить: костры не жечь, мусор после себя не оставлять, разную живность не обижать. Одет леший как человек – красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зелёные и горят, будто угли.
Бабка.
Дед, хватит ребяток пугать,
А не хочешь ли с ними поиграть?
Дед.
Почему же не сыграть?
Надобно в кружок вставать.
Проводится игра “Утки летят”. Игра начинается с выбора водящего. Водящий произносит: “утки летят”, “гуси летят”, “журавли летят” и т.д., при этом остальные дети взмахивают руками (если перечисляются большие птицы, взмахи рук сильнее, если маленькие – двигаются только кисти). Когда же водящий в шутку скажет, например: “собаки летят” и т.п.,руки следует держать опущенными. Кто ошибётся– выходит из игры.
Бабка. Опять ты, дед, в избе беспорядок навёл? Домовому это не понравится. Говорят, домовой и по сю пору живёт в каждой деревенской избе, да не каждому об этом ведано. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом. Но это всё он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне щекотать, и посудой по ночам греметь, но всё это от озорства. Главное его дело – досмотр за хозяйством. Если ему жильё по душе, то он служит этой семье. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство. Чтобы с нами этого не случилось помогите, ребятня, всё расставить по местам.
Бабка читает загадки, дети, отвечая на них, рассказывают о назначении предметов.
Стоит девица в избе,
Коса на дворе.
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Все про неё забывают. (Печь)
Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт. (Ухват)Железный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
Ни свет, ни заря
Пошло согнувшись
Со двора. (Коромысло)Четыре братца
Под одной крышей живут. (Стол)Сами не едим, а людей кормим. (Ложка)
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Пришёл домой –
Накормил весь рой. (Печной горшок)
Бабка.
Спасибо, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Беспорядок убрали
И за это вам награда:
Пойдёмте на лужок
Водить хоровод.
Проводится хороводная игра “Во поле берёза стояла”. Девочки образуют вокруг берёзки хоровод и водят его с песней.
Дед. Расскажу вам ещё об одной потехе. На руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни на лавку напротив друг друга, упирались ногами, руками держали палку, и каждый на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону, тот и сильней. Давайте и мы померяемся силой.
Проводится игра “Перетягивание палки”
Под музыку выходят водяной и русалка.
Водяной.
Это кто же тут шумит?
Что за шум в моих владеньях?
Кто здесь веселится?
И меня, грозного водяного царя,
Даже не боится?
Дед. Не пужайтеся, ребята, это водяной. У него вместо ног рыбий хвост, да и борода у него зелёная, и туловище покрыто чешуёй.в своей родной стихии водяного не одолеть, а на земле сила его слабеет.в реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережёт пловца – или топит его; даёт рыбаку счастливый улов – или рвёт его сети. Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса. Однако, есть у водяных свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. В жёны берут русалок. Летом водяной бодрствует, а зимой спит.
Не сердися, водяной,
Поиграй-ка, ты, со мной.
Водяной.
Не желаю я играть,
Хочу в сети вас поймать.
Проводится игра “Сети”. Водяной с русалкой стараются поймать в сети как можно больше детей.
Дед. Вот это я разыгрался! Даже косточки разболелись. Надо их в баньке попарить. Бабка, затопи-ка пока баню, а я деткам-малолеткам про баньку расскажу. Баня всегда имела огромное значение для славян. Это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, считается недобрым человеком. За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней. Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Его по разному называют: банный, банник, байник – он особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облачённый в липкие листья, отвалившиеся от веников. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети. Моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную шапку-невидимку он кладёт сушиться на каменку, ею даже можно воспользоваться, если взять ровно в полночь и успеть добежать до церкви, прежде чем банник проснётся. Расположить банника к себе можно тем, что оставить ему кусок ржаного хлеба с солью, воды, кусочек мыла, а в углу – веник.
Бабка. Дед, неси красную шапку, поиграем
Проводится игра “Шапка банника”. Дети, стоя в кругу передают, перекидывают друг другу красную шапку. “банник” должен забрать её. Если ему удаётся это сделать, то ребёнок, у которого он забрал шапку выполняет задание “банника” (рассказывает малые фольклорные жанры, поёт, танцует). Затем сам становится “банником”. Игра продолжается.
Дети.
Спасибо за гостеприимство!
Наши ребятишки,
Девчонки и мальчишки
Будут петь частушки вам.
Слушайте внимательно,
Хлопайте старательно!На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь,
А корова на заборе
Стала песни громко петь!Это что, а вот у нас
Было дело как-то раз:
Прилетела к нам корова,
Говорит: “который час?”На берёзе сидит заяц,
Книжку вслух читает,
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Это что, а вот у нас
Было дело как-то раз:
К рыбкам в наш аквариум
Спустился дядя водолаз.Как у васьки на носу
Ели кошки колбасу,
Ели-наедалися,
Над васькой потешалися!Это что, а вот у нас
Дело было как-то раз:
Мы плясали, песни пели
В вашем доме целый час!Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Бабка и дед.
Ой, вы гости дорогие,
Девки красные и парни удалые,
Повеселили бабку с дедкой
И в награду вам конфетки.
Берите, угощайтесь,
Да нас вспоминайте!
Дети прощаются и уходят в группу на чаепитие.