Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель занятия:

  • активизировать интерес детей к средневековой эпохе, 
  • учить детей работе с дополнительной литературой,
  • учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме.

Такая работа сплачивает детей всего класса.

Подготовительная работа: примерно за месяц в 6-м классе объявляется,  что будет творческий зачёт по истории средних веков. Ребята должны разбиться на группы и выбрать, кого из героев средних веков они хотят  представлять. Для этого шьются костюмы той  эпохи, срисовываются карты нужного периода, делаются рисунки, учатся стихи к данной теме, пишутся сценки, разучиваются танцы, конечно, во  всей этой работе помогают родители, на зачёте  присутствуют гости, праздник помогают вести  ведущие (ученики 7-го класса).

Сценарий творческого зачёта.

Под музыку А. Вивальди “Времена года” выходят 4 группы ребят, каждая со своей табличкой: царственные ромеи, арабы, рыцари, прекрасные дамы, выстраиваются полукругом к зрителям- гостям.

Ведущие: сегодня наш праздник посвящён людям, жившим в средние века. Мы окунёмся в мир царственных ромеев, арабов, рыцарей и прекрасных дам. Это далеко не все народы и слои общества, проживавшие в то далёкое время. Мы лишь чуть-чуть познакомим вас с миром средневековья. Надеемся, что вам сегодня будет интересно. (Все, кроме царственных ромеев уходят, рассаживаются на стулья).

Царственные ромеи.

1-й. Историки назвали нас византийцами.

2-й. На самом же деле мы законные наследники древнего Рима и древней Греции.

3-й. Когда в Европе поголовно царило варварство, у нас в Византии была прекрасная культура и почти каждый был грамотным.

1-й. Кроме того ромеи ценили роскошь и вкус. (Отходит в сторону, сценка)

2-й. Как убого смотрится на ней этот наряд!

3-й. То ли дело наши платья, сразу виден вкус.(2-й отходит, 1-й подходит)

3-й. О! Как великолепно сидит на вас этот наряд!

1-й. А вы просто само совершенство, вам так к лицу драгоценности! (3-й отходит,2-й подходит)

1-й. Совершенная безвкусица!

2-й. Надо же, ничего ей не идёт!

Ведущие. Вы, наверное, успели заметить, что ромеи любили посплетничать друг о друге. Когда надо, держали язык за зубами, умели льстить, были хорошими дипломатами, любили всё красивое и вкусное.

1-й .Наша еда была немного сладковатая, но очень вкусная.

2-й. Богатые люди могли целый день провести на пиру за столом.

3-й. Кухня ромеев отличалась изысканностью и разнообразием.

1-й. Но не только этим знамениты ромеи – византийцы. Нам был известен греческий огонь, секрет изготовления которого не разгадан до сих пор. Часто он применялся в морских сражениях. (рисунок)

2-й. Наши войска выдували его из маленьких трубочек в сторону противника.

3-й.Погасить его было практически невозможно. И корабль и люди часто сгорали.

1-й. А как красива наша столица Константинопль (план города).

2-й. В центре был знаменитый императорский дворец. Рядом располагались площадь и форум.

3-й. Чуть поодаль стоит знаменитый храм Святой Софии, сохранившийся и по сей день.

1-й. Когда турки захватят нашу столицу, они разрушат город, но такую красоту не тронули и превратили храм в мечеть, предварительно вымыв её дорогим маслом из роз.

(читается стихотворение О. Мандельштама “Айя-София”. В это же время демонстрируется видеозапись фильма “Великие творения человека. Храм Святой Софии”

2-й. Самое любимое место отдыха горожан – это ипподром, где проходили гонки на колесницах.

3-й. Никто не мог усидеть дома, когда шло это захватывающее зрелище. (Демонстрируется фрагмент фильма “Бен Гур”, сцена с гонками на колесницах).

1-й. Константинопль был назван царицей городов. От Мраморного моря к заливу Золотой Рог тянулся выложенный камнем ров шириной 20 метров. За ним поднималась зубчатая стена, а дальше шёл второй ряд стен и башен высотой с 5-этажный дом. (Рисунок).

2-й. Башни третьей стены достигали в высоту 40 метров. В IV веке в Константинополе было 87 тысяч жителей, V веке 188 тысяч, вVI веке 375 тысяч. Наш город несравненной красоты.

3-й. У нас были учебные заведения- центры просвещения всей Европы и Азии. Сюда прибывают грамматики, риторики, философы. Был основан университет, проведён водопровод.

1-й. Империя достигла своего могущества при императоре Юстиниане. К сожалению потом потеряла все свои завоевания.(план завоеваний при Юстиниане).

2-й. Постепенно турки стали теснить Византию, в 1453 году вся империя и великий Константинополь пали, оставив миру прекрасную философию, научные достижения и много неразгаданных секретов.

3-й. Попробуйте отгадать византийскую задачу (для зрителей). Аспр- мелкая монета.

“Курица, стоившая 40 аспров, кладёт каждый день по яйцу. Яйца идут на базаре по 40 штук за аспр. Спрашивается, за какое время курица оправдает свою цену?”

(Византийцы садятся). Звучит арабская музыка, выходят ребята в костюмах арабов.

Арабы. (Читают стихотворение)

- Мы мстим за убийство своих соплеменников, и наше возмездие неотвратимо.
Того, кто дерзает от рода отречься открыто, терзают клинки и тяжёлые топчут копыта.
В добычу берём только самое ценное, ничтожная нам не по вкусу нажива.
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах, и там, где в богатстве живёт не одно поколенье.
Никто не посмеет мне дать подаянье в пути, глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами.
В опасности племя моё - я готов умереть, враги угрожают- иду без боязни в сраженье. Г. Вейс.

1-й. Как известно, арабы издревле жили на обширном Аравийском полуострове. (карта)

2-й. Скотоводство, торговля, грабежи купцов - вот наши занятия.

3-й. Много страданий и горя могла нам принести родовая вражда. Так могло продолжаться долго.

1-й Пока в 630 году нас не объединил Мухаммед или Магомет.

2-й. Он называл себя посланником Бога, Его пророком.

3-й. Многие поверили ему и признали ислам как религию.

1-й. Города Мекка и Медина превратились в священные города всех мусульман, а Кааба главное их святилище. (Рисунок)

2-й. Считается, что этот чёрный камень вначале был белым, но затем почернел, от прикосновения к нему многих рук грешников.

3-й. Почти сразу же, как у нас образовалось государство, мы начали свои завоевания.(карта)

1-й. Наша конница очень быстро завоевала весь Аравийский полуостров, часть Африки, Восточное Средиземноморье.

2-й. Мы завоевали Испанию, и были остановлены Карлом Великим в битве у Пуатье, что спасло Европу.

3-й. Направляя воинов в путь полководец Зейд получил от Мухаммеда следующее наставление (сценка):

- Требуй от врагов, чтобы они приняли ислам или переселились в Медину. Если не согласятся, то вступай в бой!

- Хорошо, мой повелитель! А что делать с женщинами и детьми?

- Во имя Аллаха милостивого и милосердного, оставь в покое женщин и детей, не убивай и стариков. Не срубай деревьев и не разрушай домов!

1-й. Вначале арабы так и поступали. Но затем этот запрет много раз нарушался.

2-й. И всё же арабы дали миру очень многое.

3-й. Арабская литература и поэзия известны всему миру.

1-й. Часто поэты устраивали поэтические состязания. (Читают стихи Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Показывают их портреты).

2-й. Великолепна архитектура арабов. Главное место в ней занимают мечети- здания для молитв. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок на которые опиралась крыша.(рисунок)

3-й. Важнейшим признаком мечети стал минарет- высокая башня, с которой призывали к молитвам. Предполагают, что идею минарета дала христианская колокольня.

1-й. Кроме того, арабами были изобретены арабески- ряд орнамента из прямых и ломаных линий, составляющих геометрические узоры, изображающих листву, ветви, так как живые существа  изображать по Корану запрещено.(рисунок)

2-й. Так же арабы вывели замечательную породу лошадей, которая так и называется - арабский скакун (рисунок).

3-й. Великолепно арабское оружие и доспехи.(рисунок)

1-й. Своё оружие они отделывали с особой тщательностью, вскоре оно приобрело огромную известность и популярность. Особенно стали известны арабские сабли, ножи, дженби, ятаганы.

2-й. (игра со зрителями). Попытайтесь отгадать, что ещё было выдумано и усовершенствовано  арабами. Арабы переняли у индийцев то, что мы постоянно применяем на уроках математики и просто в жизни. Это…? (цифры)

3-й. Учёный Аль-Хаваризми написал книгу “Аль-Джебр”. Догадайтесь, какой науке она дала   название? (алгебре).

1-й Слова “алкоголь, сода, нашатырь”- арабские, что свидетельствует о развитии науки? (химии)

2-й. Аль-Хазеном написал книгу “Сокровище оптики” и разработал принцип увеличения стёкол. Что из этого получилось? (очки).

3-й. Коран побуждал людей мыться 5 раз в день перед молитвой. Арабы изучали чуму, именно

Они впервые применили анестезию . Всё это привело к развитию науки? (медицины).

1-й. Слова “адмирал, капитан, баржа- арабского происхождения. Арабы были хорошими море-

Ходами и стали первыми использовать в судовождении один прибор, созданный не ими. Что это? (Компас).

Ведущие: Араб составляет единое целое с окружающей его природой, и лишь тогда, когда мы его берём вместе с его небом, его звёздами, его знойной пустыней, его шатрами и лошадьми, мы получаем возможность понять его.

Ведущие: Эпоха средневековья не представляется без рыцарей и прекрасных дам. Это была верхушка средневекового общества.

Рыцари и прекрасные дамы.

(Звучит средневековая музыка. Танец. Ученики одеты в костюмы средневековой знати.)

После танца дамы садятся, каждый рыцарь говорит девиз своей семьи.

1-й. У каждого, даже самого бедного рыцаря был свой герб, девиз, боевое снаряжение.

2-й. С самого детства мальчиков в семье феодала готовили стать рыцарем.

3-й. До 7 лет мальчики были на попечении матери, сестёр, нянек. Они бегали по замку, играли в шахматы, дрались с мальчишками. С 7 лет мальчиков сажают на лошадь. (сценка).

Отец-граф: “Завтра, сын мой, тебя начнут учить взрослые мужчины всему, что умеют сами. Попробуй проехать круг на этой лошади”.

Сын: “Хорошо, отец” (проезжает круг на деревянной лошади).

Отец: “Теперь ты будешь каждый день учиться биться мечом, владеть копьём и   оружием.

Сын: “Я буду очень стараться стать хорошим рыцарем”.

Автор: “Прошло 12 лет. За это время сын научился многому. Он первый раз был взят взрослыми на турнир, вначале, как оруженосец. Чистил оружие, помогал одеваться рыцарю. Он всё лучше и лучше владел оружием. Мышцы его становились всё крепче. Настал день, когда юношу должны были посвятить в рыцари. Первым его благословил священник. Затем отец легонько шлёпнул сына по затылку.

Отец: “Это единственный удар, который ты можешь снести не ответив. Вот тебе меч на пояс и  золотые шпоры”.

Сын: “Я счастлив сражаться за веру, за семью и за свою страну!” (Читают стихотворение)

- Мой перечень пусть Рыцарь открывает. Тот рыцарь был достойный человек.
С тех пор, как в первый он ушёл набег, не посрамил он рыцарского рода;
Любил он честь, учтивость и свободу; усердный был и ревностный вассал.
И редко кто в стольких краях бывал. Крещённые и даже бусурмане
Признали доблести его во брани… Не раз терпел невзгоды он и горе
При трудных высадках в Великом море, он был в 15-ти больших боях…
Хотя и знатен был, всё ж был умён, а в обхожденье мягок, как девица;
И во всю жизнь (тут есть чему дивиться) он бранью уст своих не осквернял. (Джеффри Чосер)

1-й. Вот как жили рыцари.(Рисунок). Вначале замки были деревянные, затем каменные. Как

Правило их ставили на холмах или насыпали искусственный холм.

2-й. В центре была большая башня-донжон. В ней были большие запасы воды и пищи на случай осады. Из донжона вёл подземный ход, который выходил где-нибудь далеко в лесу.

3-й. Нижний двор с конюшнями, амбарами, сараями, мастерскими расположен за первым кольцом стен. Верхний двор окружён новыми каменными укреплениями. Только пройдя через них попасть к дому владельца замка. Здесь живёт он в мирное время со своей семьёй.

(Рыцари садятся, продолжают прекрасные дамы).

1-я. Если рыцари почти всё время проводили в походах, на охоте, на пирах, то прекрасные дамы часто сидели в мрачных замках и скучали.

2-я. В огромном замке промозгло и сыро. Камины не могут согреть больших залов. Зимой так.   Холодно, что ложиться спать приходится в одежде.

3-я. Везде горят факелы и свечи, на стенах копоть. Полы устланы камышом и травами, но воздух всё равно тяжёлый и спёртый. Но всё-таки и у нас были свои развлечения.

1-я. Прежде всего- это наряды, которые подбирались с особой тщательностью. О них мы можем рассказать многое.

2-я. Вначале - обувь. (Рисунок). Самой распространённой была подвязанная кожаная обувь, состоящая из кусков кожи с ремнями. В средние века так же шили сапоги и полусапожки из войлока и кожи. Летом носили сандалии.

3-я. Из цветов в одежде предпочитали самые яркие: белый, голубой, ярко-жёлтый, пурпурный. Ткань научились красиво вышивать. Вышивкой как раз занимались мы, прекрасные дамы, так же и монахини.(Рисунок)

1-я. Нижняя одежда была до пят и шилась из шёлковой или льняной ткани, обшитой золотой нитью или жемчугом. Верхняя одежда была из тяжёлой шерстяной ткани, вся расшитая. Рукава были длинными. Поясом служила золотая тесьма. Юбка должна была волочится по  полу. (Рисунок).

2-я. Шляпы иногда обтягивались сетками. Отделка женских шляп менялась очень часто. Девушки могли распускать волосы. Замужние женщины накидывали на голову покрывало - гебенде. Шляпы со временем становились всё замысловатее, покрой их был весьма сложным. (Рисунок)

3-я. Мужчины кроме боевых доспехов могли носить весьма узкое, сверху была туника перехваченная поясом. На голову одевали объёмные береты, украшенные перьями. (Рисунок).

1-я. Утварь вначале была самая простая: лавки, столы. Позже появились широкие кровати с   балдахином. (Рисунок).

2-я. Мы любим всё изящное и красивое, как и мы сами- прекрасные дамы. Часто рыцари   посвящали нам свои стихи.

(Рыцари читают стихи прекрасным дамам).

Ведущие: Ещё одной яркой страницей средневековья были рыцарские турниры. На них   обязательно присутствовал король, придворные, прекрасные дамы, простой народ. Рыцарь мог выбрать себе прекрасную даму и посвящал ей свою победу. Дамы в знак расположения могли повязать рыцарю на руку ленту в цвет своего платья.

1-я. Желаю победы прекрасному рыцарю!

2-я. Яркой победы в честном поединке!

3-я. Удача и сила да сопутствуют славному рыцарю! (Все трое повязывают рыцарям ленты).

Ведущие: Сейчас мы посмотрим, как проходил турнир. (Демонстрируется отрывок из фильма “Айвенго”, сцена рыцарского турнира).

Рыцари.

1-й. И ещё об одном событии стоит рассказать.

2-й. О крестовых походах на Восток.

3-й. Призвал к этому римский папа Урбан II. Идти в Иерусалим на Святую землю и отвоевать гроб Господень. (Карта крестовых походов).

1-й. Первый поход был в 1096-1099 годах. Люди нашивали кресты на одежду и их стали называть крестоносцами. Рыцари, а именно они составляли ударную силу войска, отвоевали у арабов   Антиохию, Эдессу, Иерусалим и создали там свои коолевства.

2-й. Всего было 8 крестовых походов. Был даже детский крестовый поход.

3-й. За все отвоёванные земли пролилось много крови.

(Встают арабы и становятся напротив рыцарей).

1-й рыцарь. За святую христианскую землю!

2-й рыцарь. Вперёд крестоносцы!

3-й рыцарь. Бей арабов!

1-й араб. Не отдадим своей земли!

2-й араб. Сразимся насмерть с неверными!

3-й араб. Не дадим разграбить наши дома!

(Идёт короткое отрепетированное сражение, в заключение все падают “замертво”)

Ведущие: Пролились реки крови как со стороны христиан, так и со стороны мусульман. Но все эти земли были со временем вновь отвоёваны арабами. Уцелевшие крестоносцы вернулись в   свои страны.

1-й рыцарь. Зато из крестовых походов мы привезли лимоны, арбузы, узнали ветряные мельницы.

2-й рыцарь. Рыцари стали растить бороды.

3-й рыцарь. Научились мыться в банях.

Ведущие: Многое можно ещё рассказать о средних веках, многое в нашем рассказе мы опустили. Не рассказали о купцах, крестьянах, о духовенстве, ремесленниках. Давайте ещё раз посмотрим  на наших героев, которые так ярко и увлекательно поведали зрителям о некоторых страницах  средневековья. Полюбуемся их костюмами и поаплодируем им.

Приложение