I. Цели и задачи урока.
1. Учебные задачи:
- выделение звуков [д], [д,] в словах душ, дятел. Знакомство с буквой Д (д). Составление задач на умножение.
2. Учебные действия:
- выделение звуков речи как материала языка. Определение звука в слове посредством интонационного выделения. Характеристика звуков, обозначение их буквой. Чтение слогов, слов, предложений, составление слов. Составление задач на умножение, запись решения на доске с помощью цифр и действия умножения. Запись печатных букв Д (д), запись слов печатными буквами.
II. Оборудование.
- фишки для звукового анализа слов;
- шкала оценивания;
- касса цифр;
- учебник, рабочая тетрадь №3.
- листы белой бумаги для работы по группам, буквы для классификации.
На доске – шкала оценивания, план работы на уроке, буквы.
III. Содержание обучения.
- Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”. Знакомство с буквой Д (д).
- Письмо печатной буквы Д (д).
- Чтение слогов, слов. Составление предложений по картинкам.
- Запись слов печатными буквами (тетрадь №3 “Грамота”, с. 25).
- Чтение текста (предложений) стихотворения А. Шибаева.
- Составление слова, поставив буквы в заданном порядке. Объяснение значения слова “среда”.
- Составление и решение задач на умножение по рисункам (работа по учебнику и в тетради №3).
- Числа от 0 до 20. Нахождение частей, вырезанных из салфетки.
IV. Ход урока.
1. Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”. Знакомство с буквой Д (д).
Работа по учебнику, страница 132.
- С какой буквой мы познакомимся? Как вы догадались?
- Посмотрите на этот значок. Какое задание нам предстоит выполнить? (Звукобуквенный анализ слов “душ”, “дятел”)
Двое учащихся выполняют задание у доски, остальные – в тетради. Консультанты (наиболее подготовленные учащиеся) проверяют правильность звукового состава слов, при необходимости оказывают помощь.
- Сравните первый звук, назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д,], замените первые фишки в моделях слов буквами.
- Почему слова “душ” и “дятел” вы напишете со строчной буквы д, а не с заглавной?
- В каком из слов только один слог: разделите слово “дятел” на слоги, определите, какой слог ударный.
- Чем похожи эти слова, и чем они различаются? (Слова заканчиваются на твердый согласный звук, имеют гласные звуки, начинаются с одной буквы. Отличия: в слове “душ” 1 слог, 2 согласных звука, а в слове “дятел” - 2 слога, 3 согласных звука, 2 гласных звука – ударный и безударный).
Игра “Живые звуки”.
Звукобуквенный анализ слова “дятел”.
- Сколько звуков в слове “дятел”?
- Сейчас каждый берет свою фишку, а вызванный мною ученик прочитывает слово по фишкам, которые держат остальные ученики в своих руках.
- Сейчас ко мне подойдет первый гласный звук ([а]), второй гласный звук ([э]), первый мягкий согласный звук ([д,]), второй мягкий согласный звук ([т,]), твердый согласный звук ([л]). Постарайтесь встать так, чтобы получилось слово “дятел”.
- Прочитайте полученное слово.
- А теперь, второй согласный звук, поставь свою фишку на схеме на свое место и садись и т.д. Первый согласный звук, назови твердую пару.
- Прочитайте по полученной схеме слово, которое получилось.
- У кого из вас заглавная буква Д любимая? (Даниил, Диана). Назовите еще слова, при записи которых требуется заглавная буква Д?
2. Письмо печатной буквы Д (д). Работа по тетради №3, страница 25.
- Сравните печатные и письменные буквы Д д и Д д. Из каких элементов состоит письменная буква д? (овал, прямая линия с петлей)
- В каких письменных строчных буквах есть овал, прямая наклонная линия с петлей? (о, а, у).
Письмо печатных букв Д и д.
- Чем похожи написания букв? Чем они отличаются? На какую букву похоже написание буквы Д? (Л и л).
- О чем надо помнить, прежде чем приступить к письму букв? (О правилах написания и правилах посадки).
Письмо учителем заглавной и строчной буквы Д и д.
- Пишем заглавную букву Д, сначала обводим образец, затем переходим к написанию строчной буквы.
- Оцените себя по шкале оценивания. Нарисуйте на полях и обозначьте свою оценку.
- Допишите заглавную и строчную букву Д, д.
- Что мы сделали на уроке? Что должны еще сделать?
3. Чтение слогов, слов, предложений. Составление предложений по картинкам.
Чтение слогов (фронтальная работа по отдельным строчкам).
- Сколько слогов в первой, второй и третьей строчке?
- Прочитайте слог, который стоит в первой строчке пятым справа налево, слева направо.
- Прочитайте слог, который является одиннадцатым, пятнадцатым; слоги, в которых согласный звук твердый, согласный звук мягкий.
Чтение слов.
- Прочитайте строчку слов, объясните значения этих слов.
- Почему смысл слов “домa” и “дoма” различный? От чего зависит смысл этих слов?
- Составьте предложения с этими словами, включая в них по одному слову, по 2 слова (Это мой дом, он…В центре поселка высотные дома, среди них и мой дом.).
- Прочитаем слова по строчкам (1-я, 2-я и т.д.), по столбцам.
Задание: класс делится на 3 группы. Каждая группа должна составить задание (например, игра “Прочитай слова, которые состоят из двух слогов”). При этом вопросы должны быть точными, не повторяться.
- Назовите слова, в которых буква Д (д) обозначает мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Назовите самое длинное слово.
- Назовите слово, соответствующее звуковой модели.
4. Запись слов печатными буквами.
Работа по учебнику “Грамота”, страница 25.
- Чем отличаются согласные звуки в словах “Дима” и “Дина”.
- Объясните, чем отличаются друг от друга согласные звуки в слове “Дима”? (первый звук – мягкий согласный, второй звук – твердый согласный)
- Что общего у согласных звуков в слове “Дима”? (оба согласных звука звонкие)
- Чем отличаются согласные звуки в слове “Дина”? (первый согласный звук мягкий, второй - твердый)
- Что общего у согласных звуков в слове “Дина”? (Оба согласных звука - звонкие)
- Что общего у слов “Дима” и “Дина”? (Оба слова написаны с заглавной буквы, схема звукового состава этих слов одинаковая, две первые буквы (Ди) и последняя (а) – одинаковые, 2 слога, первый слог в обоих словах ударный).
- Чем различаются эти слова? (третьей буквой, одно слово – имя мальчика, а другое – имя девочки).
Запись слов с последующей проверкой.
- Как можно проверить правильность написания этих слов?
Проверка по учебнику, страница 132.
5. Чтение предложений, стихотворения А. Шибаева.
- Прочитайте предложения на странице 133.
- Что вы прочитали? Как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида?
- Прочитайте первое предложение. Можно ли догадаться, где Надя, а где Лида?
- Прочитайте ту часть предложения, где говорится о Лиде.
- Найдите на рисунке Лиду, во что она одета?
- Прочитайте ту часть второго предложения, в которой говорится о Наде.
Работа по группам.
- Составьте по картинкам предложения. Эксперты (Аня, Соня, Настя) проверят, у кого предложение лучше?
- Докажите, что вы составили предложения (первое слово с заглавной буквы, на конце точка; расстояние между словами, слова связаны по смыслу).
Работа над стихотворением А. Шибаева.
Чтение стихотворения.
- Кому понравилось стихотворение? Какое чувство оно вызывает? За счет чего это удается автору? (игра в слова)
- Прочитайте слова, где есть буква (д).
- Сколько предложений в стихотворении?
- Как написаны эти предложения? Сравните с текстом о Лиде и Наде.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Как связаны эти предложения? (каждая строка начинается с заглавной буквы; второе предложение продолжает по смыслу первое).
- Почему это произведение можно назвать стихотворением?
- Как можно его озаглавить? (Буква-проказница, озорница).
6. Составление слова, поставив буквы в заданном порядке. Объяснение значения слова “среда”.
- Поиграем дальше. Сколько значений имеет слово “среда”? (слово “среда” имеет несколько значений: это все, что нас окружает, и день недели)
- Составьте слово.
- Сколько букв в слове “среда”, “адрес”? Как нашли?
7. Составление и решение задач на умножение по рисункам (работа по учебнику и в тетради №3).
Работа с примерами
5+5=10
5*2=10
- Что такое умножение? Какое арифметическое действие можно заменить умножением?
- Составьте задачи по рисункам учебника. Запишем решение на доске, используя кассу цифр.
- Послушайте задачу и дополните ее. “Дима рассматривает коллекцию бабочек. Сколько бабочек в двух рядах?”
- Составьте задачу, которая решалась бы так:
3*4=12
6*2=12
Решение задачи №2, тетрадь №3.
Задача: “Андрей, Лида и Дима ходили за грибами… Сколько грибов в двух корзинах?”
8. Числа от 0 до 20. нахождение частей, вырезанных из салфетки.
- Найдите части салфетки, которые соответствуют вырезам, обозначенным буквами Э, Ю, Я. (11, 9, 4)
Работа в тетради “Грамота. Часть 3.”
- В каком порядке можно расположить числа? (начиная с наименьшего или наибольшего числа).
- Запишем, начиная с наибольшего числа, в порядке убывания.
V. Подведение итогов урока.
- Разделите буквы на группы замкнутой линией.
М Н Р З
Г Л К С
- К какой группе отнесете букву Д? Почему?
- Какие звуки обозначает буква Д?
- Какой вид работы больше всего понравился? Где вы испытывали затруднения?