Данный урок разработан для учащихся группы, обучающихся по курсу “Углубленное изучение информатики” первый год (7-8 классы общеобразовательной школы). Предполагается, что участвуют 15-18 человек (3 команды по 5-6 человек) и 3 человека – учащиеся того же курса, но обучающиеся уже второй или третий год – консультанты-испытатели.
Цель урока: Выявление уровня подготовки учащихся по теме “Линейный алгоритм”. Поднять интерес учащихся к программированию на языке “Паскаль”. Сплочение коллектива.
Оформление класса: 3 компьютера (в них загружены файлы с заданиями) с принтерами и памятками для консультантов (Приложение 4), с табличками “1 группа”, “2 группа”, “3 группа”; 3 компьютера с загруженной средой программирования “Tpascal 7.0”; 3 “круглых стола” для групп с табличками “1 группа”, “2 группа”, “3 группа”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
- Прежде, чем приступить к написанию алгоритма, что нужно составить? (Математическую модель)
- Что в задаче необходимо выделить при построении математической модели (Даные, результаты, связь между ними).
- Какой оператор отвечает за ввод данных? (read).
- Оператором вывода данных является…? (writeln).
- За что отвечает зарезервированное слово var? (раздел описания переменных)
III. Сегодня нам с вами предстоит очень важная миссия – найти пять элементов. Найдя их, получите возможность получить ваши первые дипломы “Юных программистов”. Но для начала нам необходимо создать 3 исследовательские группы по 6 человек. (разбиваются на группы). В группе вы должны определиться с должностями: 2 исследователя (им предстоит самая сложная работа: разобрать задачу и построить математическую модель), 2 аналитика (должны по построенной математической модели представить алгоритм задачи в виде блок-схемы) и 2 программиста (по предложенному алгоритму составляют программу и вводят ее в компьютер). При определении должности каждого вы должны учесть, что самое сложное – правильно построить математическую модель, но не менее важно правильно выстроить алгоритм решения задачи, а программист должен хорошо знать правила записи операторов и уметь быстро печатать. (определяются с должностями, прикалывают визитные карточки (Приложение 1)). У каждой группы исследователей есть свой консультант-испытатель. Консультант-испытатель имеет право оказать вам помощь, но не более 3-х раз! Вы сами должны задать ему конкретный вопрос и получить на него ответ. Разрешите представить вам ваших консультантов. (Представление консультантов с перечислением всех их регалий и достижений).
IV. Правила игры. Получив ответ на первый элемент (это единственный элемент, который не нуждается в составлении алгоритма и программы, т.к. это тест), вы передаете полученный ответ консультанту. Консультант вводит его в компьютер в качестве пароля. Если пароль верный, то вы получаете доступ ко второму элементу-задаче. Ее вам распечатывают на принтере. И вы исследуете дальше. Теперь о 2, 3, 4 и 5 элементах. Исследователи изучают задачу и составляют математическую модель. Аналитики получают математические модели и пишут алгоритм в виде блок-схемы. Затем алгоритмы передаются программистам, и они приступают к своей миссии. Получившийся ответ-пароль передается консультанту. Если пароль (ответ) оказался неверным, то группа может сообща найти ошибку. Помните, что в вашем распоряжении помощь ваших консультантов. Группа исследователей, которая первая закончит игру, кроме дипломов получит памятные призы.
Выдается 1 элемент и игра начинается.
V. После получения правильного ответа на пятый элемент-задание группа получает оценочный бланк (Приложение 2). Группа совещается и, оценив вклад каждого участника группы в общее дело, выставляют каждому оценки.
VI. В заключение, эксперты могут публично огласить свои замечания и поправки к решениям задач.
VII. Подведение итогов и вручение дипломов “Юный программист” (Приложение 3) всем участникам, а так же памятных призов победителям.
Элементы-задания.
1 элемент (тест).
1 группа
Впишите в пустые квадраты правильные варианты ответов на вопросы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Единицей измерения информации является -
а) Вольт
б) Байт
в) Джоуль
г) Ом
2. Монитор это –
а) телевизор
б) устройство ввода информации
в) устройство для обработки информации
г) устройство вывода информации
3. Информационным процессом НЕ является:
а) Передача
б) Обработка
в) Переписывание
г) Хранение
4. Оператором ввода данных в языке программирования Паскаль является оператор –
а) READ
б) CLRSCR
в) WRITELN
г) TRUNC
5. Выберите НЕправильно оформленную строку:
а) WRITELN (A);
б) WRITELN (‘Вв. количество ящиков’, S:10:0);
в) WRITELN (“Сколько ящиков привезли”, S);
г) WRITELN (‘Привет!’);
2 группа
Впишите в пустые квадраты правильные варианты ответов на вопросы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Оператором ввода данных в языке программирования Паскаль является оператор –
а) READ
б) CLRSCR
в) WRITELN
г) TRUNC
2. Монитор это –
а) телевизор
б) устройство ввода информации
в) устройство вывода информации
г) устройство для обработки информации
3. Единицей измерения информации является -
а) Вольт
б) Байт
в) Джоуль
г) Ом
4. Информационным процессом НЕ является:
а) Передача
б) Обработка
в) Переписывание
г) Хранение
5. Выберите НЕправильно оформленную строку:
а) WRITELN (“Сколько ящиков привезли”, S);
б) WRITELN (‘Вв. количество ящиков’, S:10:0);
в) WRITELN (‘Привет!’);
г) WRITELN (A);
3 группа
Впишите в пустые квадраты правильные варианты ответов на вопросы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Монитор это –
а) устройство ввода информации
б) телевизор
в) устройство для обработки информации
г) устройство вывода информации
2. Единицей измерения информации является -
а) Джоуль
б) Байт
в) Вольт
г) Ом
3. Информационным процессом НЕ является:
а) Передача
б) Переписывание
в) Обработка
г) Хранение
4. Выберите НЕправильно оформленную строку:
а) WRITELN (A);
б) WRITELN (‘Вв. количество ящиков’, S:10:0);
в) WRITELN (“Сколько ящиков привезли”, S);
г) WRITELN (‘Привет!’);
5. Оператором ввода данных в языке программирования Паскаль является оператор –
а) READ
б) CLRSCR
в) WRITELN
г) TRUNC
Ответ на 1 элемент является паролем для открытия файла c заданием - 2 элементом.
Группа | Правильный ответ | Пароль для следующего задания |
1 | бгвав | бгвав |
2 | авбва | авбва |
3 | гббва | гббва |
2 элемент.
1 группа
Вычислите <Рисунок 1> для А=60, В=5
Паролем для следующего элемента являются 4 первых знака после запятой.
2 группа
Вычислите <Рисунок 1> для А=50, В=10
Паролем для следующего элемента являются 4 первых знака после запятой.
3 группа
Вычислите <Рисунок 1> для А=100, В=9
Паролем для следующего элемента являются 4 первых знака после запятой.
Группа | Правильный ответ | Пароль для следующего задания |
1 | 55,2105 | 2105 |
2 | 2,6207 | 6207 |
3 | 15,8677 | 8677 |
3 элемент.
1, 2, 3 группа
Было у бабушки К серых козликов. Пошли как-то козлики в лес погулять. Напали на козликов серые волки. 2 козлика сбежали, а от остальных остались только рожки да ножки. Сколько ножек и рожек в сумме нашла бабушка.
Количество козликов (К) можно узнать у эксперта в том случае, если программа введена в компьютер.
Ответ будет являться паролем к 4 элементу.
Группа | Кол-во козликов | Ответ (пароль к 4 элементу) |
1 | 14 | 72 |
2 | 20 | 108 |
3 | 17 | 90 |
4 элемент.
1 группа
Кот Матроскин доил корову Мурку. Сперва, молоком были наполнены 3 ведра по V литров, потом - 2 бидона по B литров, и, в конце концов, умывальник в который помещается 1 ведро, 2 бидона и еще 2 литра. Сколько молока выпил Шарик, если Матроскин заставил его выпить половину всего молока.
Паролем будет ответ, полученный при наполняемости ведра – 10 литров, бидона – 3 литра.
2 группа
Кот Матроскин доил корову Мурку. Сперва, молоком были наполнены 3 ведра по V литров, потом - 2 бидона по B литров, и, в конце концов, умывальник в который помещается 1 ведро, 2 бидона и еще 2 литра. Сколько молока выпил Шарик, если Матроскин заставил его выпить половину всего молока.
Паролем будет ответ, полученный при наполняемости ведра – 6 литров, бидона – 3 литра.
3 группа
Кот Матроскин доил корову Мурку. Сперва, молоком были наполнены 3 ведра по V литров, потом - 2 бидона по B литров, и, в конце концов, умывальник в который помещается 1 ведро, 2 бидона и еще 2 литра. Сколько молока выпил Шарик, если Матроскин заставил его выпить половину всего молока.
Паролем будет ответ, полученный при наполняемости ведра – 5 литров, бидона – 2 литра.
Группа | Ответ | Пароль к 5 элементу |
1 | 27 | 27 |
2 | 19 | 19 |
3 | 15 | 15 |
5 элемент.
1 группа
Однажды Буратино нашел цветок, который назывался “денежное дерево”. В первые два дня он сбрасывал по А денежек, а в каждый из последующих дней сбрасывал столько, сколько за 2 предыдущих дня (В 3-ий = 2-ой + 1-ый, в 4-ый = 3-ий + 2-ой и т.д.). Буратино вытерпел 7 дней. Сколько он получил денежек?
Вычислить для А=4 и для А=5. Паролем будет сумма ответов.
2 группа
Однажды Буратино нашел цветок, который назывался “денежное дерево”. В первые два дня он сбрасывал по А денежек, а в каждый из последующих дней сбрасывал столько, сколько за 2 предыдущих дня (В 3-ий = 2-ой + 1-ый, в 4-ый = 3-ий + 2-ой и т.д.). Буратино вытерпел 7 дней. Сколько он получил денежек?
Вычислить для А=3 и для А=5. Паролем будет сумма ответов.
3 группа
Однажды Буратино нашел цветок, который назывался “денежное дерево”. В первые два дня он сбрасывал по А денежек, а в каждый из последующих дней сбрасывал столько, сколько за 2 предыдущих дня (В 3-ий = 2-ой + 1-ый, в 4-ый = 3-ий + 2-ой и т.д.). Буратино вытерпел 7 дней. Сколько он получил денежек?
Вычислить для А=4 и для А=3. Паролем будет сумма ответов.
Группа | Ответ | Пароль к заключению – оценочному листу и дипломам |
1 | 132 и 165 | 297 |
2 | 99 и 165 | 264 |
3 | 132 и 99 | 231 |