Цели:
- образовательные: показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
- воспитательные: воспитывать качества патриотизма, любви к Родине, толерантность;
- развивающие: формировать информационно-коммуникативную культуру, умения работать с компьютером, учебным текстом, решать проблемный вопрос, выделять главное, делать обобщение и вывод.
Понятия: антигитлеровская коалиция, коренной перелом
Тип урока: проблемный.
Оборудование: фильм “От Кремля до рейхстага”, учебник “Новейшая история 9 класс” Л.Н. Алексашкиной, рабочие листы для групп, иллюстрации.
I. Актуализация знаний.
Здравствуйте!
Сегодня у нас гости – поприветствуйте их.
Продолжаем рассмотрение темы “Вторая мировая война и Великая Отечественная война”.
Сегодня мы рассмотрим вопрос – “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны”.
Наша работа будет включать следующие вопросы:
- Сталинградская битва.
- Курская дуга.
- Сражения на фронтах Второй мировой войны.
- Тегеранская конференция.
Основные понятия нашего урока:
- коренной перелом;
- антигитлеровская коалиция.
С понятием:
- антигитлеровская коалиция мы знакомы. Назовите.
Военный союз государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне (1939 - 1945) против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов (союзников).
- коренной перелом – попытайтесь определить. Перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, после которого стратегическая инициатива на советско-германском фронте перешла к Советской Армии.
На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить значение Сталинградской и Курской битв в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
Продолжить формировать умения:
- объяснять смысл изученных понятий и терминов – коренной перелом, антигитлеровская коалиция;
- соотносить события Отечественной и всемирной истории – События Великой Отечественной войны – Сталинградская и Курская битвы, сражения под Эль-Аламейном и Сицилийская операция;
- использовать учебный фильм, текст, статистическую таблицу для решения учебной задачи – проблемного вопроса;
- использовать, знать карту для обозначения происходящих событий: Сталинград, Курская дуга, Эль-Аламейн, Сицилийская операция;
- использовать приобретённые знания для написания творческих работ (исследовательская работа Попова Данила).
Использовать в практической жизни – Историческое значение событий для современности – Вторая мировая война и Великой Отечественной войны, так как есть попытки пересмотреть оценки событий, отдельных лиц, неонацистские притязания на разгром фашизма.
II. Знакомство с новой темой.
Работаем в группах: рабочие листы – задания, карты, таблицы.
- Начинаем нашу работу с выяснения ситуации ноября 1942 г.
1. Основные события 1941 г.
2. Основные события 1942 г.
3. Итог I периода Великой Отечественной войны – срыв “молниеносного плана войны” - блицкрига, начало обороны Сталинграда.
В ходе рассмотрения темы мы должны дать ответ – решение на проблемный вопрос:
Экран Некоторые из западных историков сомневаются в приоритете советско-германского фронта 1942 – 1943 г. Опровергните или докажите это мнение. |
Возвращаемся к плану работы
1вопрос. Сталинградская битва.
Посмотрите задание по группам, старшие в группе – организуйте работу по решению, определите участие каждого в работе и оцените.
После падения Ростова-на-Дону положение на юге России – катастрофическое. Укреплений на этом участке фронта нет, дорога на Кавказ открыта —> это нефть для армии Германии.
17 июня 1942 года начинается Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней.
23 августа немцы вышли к Волге, путь к городу был открыт.
25 августа – город был объявлен на осадном положении, его необходимо было удержать во что бы то ни стало. Город боролся, город восстанавливал военную технику.
В сентябре – немецкие войска начали штурмовать город.
Немецкую группировку под Сталинградом возглавлял генерал Паулюс.
Во главе 62 и 64 советских армий стояли генералы В.И.Чуйков и М.С.Шумилов. Немецкие дивизии штурмом захватили город по частям, бои шли за каждый дом, улицу.
14 октября – наиболее тяжёлый день, когда захватывают тракторный завод. К этому времени была разработана операция по разгрому врага.
Задание:
1. Дайте ответ на вопросы рабочего листа.
2. В Сталинградском сражении участвовали с обеих сторон солдаты, которые по-разному воспринимали войну, но которые пришли к единому выводу – о значении Сталинградской битвы.
Об этом в своём исследовании расскажет Попов Данил, член НОУ “Эрудит”, награждён Грамотой районного отдела образования за исследовательскую работу.
Вывод: Сталинградская битва - начало коренного перелома в войне, стратегическая инициатива переходит в руки советского командования.
2 вопрос.
Ситуация, сложившаяся на юге страны, была не в пользу Советской Армии. В 1943 году началось освобождение Восточного Донбасса и в результате мощного наступления войск Воронежского фронта были разбиты три армии противника и образовался большой выступ – дуга, вклинившаяся в немецкие позиции – Курская дуга.
Именно здесь планировали наступление летом обе стороны – немецкая и советская.
Задания группам.
Вывод: Контрнаступление под Курском создало условия для освобождения значительной территории – Харькова, Донбасса, Таманского полуострова, Брянска, Смоленска.
В середине сентября началась битва за Днепр, где немцы создали мощную систему укреплений “Восточный Вал”. Гитлер уверял всех в неприступности укреплений, но уже 6 ноября был освобождён Киев, при массовом форсировании Днепра погибло много солдат с обеих сторон, но было создано 20 плацдармов для развития наступления. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Одновременно в Крыму была зажата немецкая группировка.
Вывод: Таким образом, коренной перелом в ходе войны завершён.
3 вопрос.
В 1942 – 1943г. происходили события и на фронтах Второй мировой войны.
Выполните задание по 3 вопросу:
1. Прочитать текст стр. 147, 154 – 155.
2. Проанализируйте таблицу.
Вывод: Основные силы и сражения Второй мировой войны проходили на советско-германском фронте.
4 вопрос.
1943 год оказался непростым в отношениях между союзниками. Попытка открыть второй фронт в 1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943 год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт.
В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой союзники информировали о планах открытия второго фронта в мае – июне 1944 г., но на конференции ощущалась недоговорённость между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для разрешения многих вопросов.
За столом переговоров встретились И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль.
В глазах Запада:
Сталин – олицетворение побед советского народа;
Рузвельт – крупнейший реформатор XX века;
Черчилль – политик, который упорно отодвигал закат Британской империи.
Каждый из них преследовал свои цели, но надо отдать должное Сталину, который уговорил Рузвельта остановиться в советском посольстве, тем более было известно об угрозе со стороны немецкой разведки и спецслужб. Работа перемежевалась с застольем, тем более что один из дней совпал с днём рождения Черчилля. Черчилль настаивал на открытии второго фронта на Балканах, не хотел впустить СССР в Центральную Европу; а Сталин даже пригрозил, что покинет конференцию. Окончательная дата была принята - май 1944 г.
Также были обсуждены вопросы:
- послевоенное устройство Германии;
- вопрос о Польше (“катынское дело”);
- сотрудничество в рамках ООН;
- обязательство СССР - после разгрома Германии вступить в войну с Японией.
Так завершился 1943 г. – конец II этапа Великой Отечественной войны.
Возвращаемся к проблемному вопросу:
Ваше решение?
- Численные данные подтверждают.
- Основные сражения.
- Влияние данных сражений на ход военных действий всей Второй мировой войны.
Генерал Гудериан: “Немецкая армия с этого времени (Курская дуга) постоянно отступала”.
Понятие “коренной перелом” - события, подтверждающие переход стратегической инициативы в руки советского командования.
III. Рефлексия.
Наша тема закончена.
Посмотрите на вопросы на обратной стороне рабочего листа.
IV. Домашнее задание.
- История России § 37,
- Новейшая история § 18 – 19.