Цель: Ознакомление детей с танцем “Фламенко”, как с одним из видов испанских танцев.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения танца Фламенко”;
- Ознакомить детей с элементами движений испанского танца “Фламенко”;
- Развить координацию движения посредством исполнения танца и творческую фантазию.
Дети сидят полукругом перед сценой. На девочках надеты испанские юбки. Педагог выходит на середину сцены. Звучит тихо испанская мелодия.
Педагог: Добрый день, сегодня мы с вами продолжаем путешествие в далёкую страну – Испанию. Давайте вспомним, что характерно для испанского танца. На прошлом уроке мы говорил, что испанский сценический танец ведёт своё начало от испанских народных танцев, в которых ярко выражен национальный характер. Какие движения характерны для испанского танца?
Дети: Движение рук, переходящие.
Педагог: Правильно, движение рук, плавные переводы рук. Выполняются движения очень чётко в самых различных ритмических рисунках. Итак, звучит гитара, стучат костаньеты и народный танец “Фламенко” зажигает сердца людей.
(В это время звучит музыка – “Флвменко”).
Тема сегодняшнего занятия “Фламенко – танец души”. Что такое “Фламенко”? Родина искусства Фламенко происходит от латинского слова “огонь” (одновременно педагог показывает выражением лица и рук движения).
Народные андалусские танцы и песни якобы заслужили это название своим страстным “огненным” характером.
Некоторые исследователи возводят это слово к названию птицы “фламинго” (по– испански “фламенго”). Повод для такого предположения дают костюмы танцоров, подчёркивающих стройность фигуры, а так же причудливость движений этой экзотической птицы. Но до сих пор не выяснено точное происхождение слова “фламенко”.
“Фламенко” – одиночный танец.
Танец возник как коллективное действо. Силы вызвавшие его к жизни– Это война, религия, любовь– были связаны с коллективом,с людьми.
В танце “фламенко” эти силы слиты воедино – в нём чувствуется и воинственность и отсвет древних рисунков, и любовная страсть. Однако всё это танцор несёт в самом себе. Без противника, с которым предстоит сразиться, без влюблённой к которой обращена его любовь, способен выразить свои чувства исполнитель “фламенко” (Педагог одновременно показывает на стенд с надписями).
Исследователь Висенте Марреро, выделяет в танце два направления, считая обе чисто исконными, традиционными явлениями.
В первом преобладают огонь, страсть, гордость, скорбь, трагизм, чувство одиночества, словом, то что, принято называть словом “хондо”.
Хондо– как первооснова духа, окрашен таинственным цветом первобытных эпох. (Педагог показывает вывеску).
К другому направлению, пронизанную лукавством, озорством, весельем, полным изобретательности и грации, которые принято называть собственно танцем фламенко.
Канте-фламенко – жанр относительно молодой, по эмоциональной глубине он несравним с канте хонде.
Как мы уже знаем, что испанские движения включают в себя движения рук, каблучные движения ног.
(Дети выходят на сцену и становятся в шахматном порядке.)
Педагог. Ребята, повторим движение “Плавный перевод руки”.Исходящее положение рук: левая– в 4-й позиции, правая – в подготовительном положении. Затакт – правая рука с опущенной кистью поднимается в сторону. Первая четверть – рука приходит во второе положение. Голова поворачивается к левому плечу.
Вторая четверть – рука, округляясь в локте, поднимается в 3-ю позицию. Голова поворачивается к 1 –ой точке. Третья четверть – рука переводится предплечьем перед собой. Затем движением от локтя в сторону рука опускается в 1 –ую позицию. То же повторяется с левой руки. Движения руки должны находится в постоянном движении.
Позиция 1. Округлённую правую руку поднять на высоту диафрагмы, кисть – чуть ниже левой груди, примерно в десяти сантиметра от корпуса. Левая рука находится сзади, чуть ниже пояса, в положении противоположном правой руки. Та же позиция со сменой рук: левая впереди, правая – сзади.
Позиция 2. Поднять округлённую правую руку вперёд корпусом и выставить чуть – чуть вперёд так, чтобы, взглянув вверх. Можно было увидеть согнутую и слегка наклонённую вперед кисть, примерно в пятнадцати сантиметрах от головы. При этом левая рука – за спиной, в первой позиции. То же упражнение со сменой рук.
Позиция 3. Округлённые руки – за спиной, чуть ниже пояса.
Позиция 4. Округлённые руки – спереди, на высоте диафрагмы.
Позиция 5. Округлённые руки подняты сантиметров на десять над головой (примерно как в классическом танце).
Позиция 6. Округлённая правя рука поднята вверх, как во второй позиции, округлённая левая – спереди, как в четвёртой позиции. То же упражнение со сменой рук.
Затем педагог показывает движения рук с кастаньетами.
Педагог – А теперь переходим к движениям ног. Отбивание дроби (сападеадо).
1 – ступ: глухой удар всей ступнёй.
2 – полуп: удар передней частью ступни всеми пальцами одновременно для создания приглушенного звука.
3 – пят: приглушенный удар приподнятой пяткой, которая опускается из предыдущего движения.
4 – каб: сухой удар каблуком с приподнятой передней частью ступни.
5 – нос: для создания острого ритма ударить носком, держа пятку приподнятой.
6 – мед: так называемая “Метелка”, носок скользит как маятник, задевая пол, каблук земли не касается.
7 – спуск: ступня с пятки опускается на пол.
8 – шарк: шаркающий шаг. Подскок со скольженьями вперед на передний части ступни; заканчивая движения опустить пятку, т.е. (шарк – пят). Повторить движения чередуя
(Педагог одновременно показывает на подставке туфлями, затем сама повторяет его. Затем педагог ложит туфлю на стол. Показывает следующие движения. Упражнения по отбиванию простой и сложной дроби. Дети повторяют за педагогом.)
Упражнение 1. Ударить всей ступней правой ноги, произведя глухой удар. То же самое левой ногой (ступ). Итак несколько раз поочередно то правой, то левой ногой.
Упражнение 2. Дважды подряд ударить об пол всей ступней правой ноги (ступ – ступ). То же самое левой ногой (ступ – ступ). Повторить упражнение.
Упражнение 3. Два удара подряд всей ступней правой ноги (ступ – ступ) и один удар всей ступней левой ноги (ступ). Повторить несколько раз, чередуя ноги. Муз. Размер 3/4.
Упражнение 4. Сложная дробь: удар всей ступней правой ноги (ступ), два удара всей ступней левой ноги (ступ – ступ), и один удар всей ступней правой ноги (ступ). Повторить начиная с левой ноги, чередуя несколько раз, до тех пор пока не получится быстрая дробь.
Упражнение 5. Сложная дробь: два удара всей ступней правой ноги (ступ – ступ), два – левой ногой (ступ – ступ) и один – правой ногой (ступ). Повторить упражнение начиная с левой ноги, потом с правой и т.д.
Упражнение 6. сложная дробь: два удара всей ступней правой ноги (ступ – ступ), два – левой ногой (ступ – ступ), два правой ногой (ступ – ступ), и один – левой ногой (ступ).
Упражнение 7. сложная дробь: да удара всей ступней правой ноги (ступ – ступ), два – левой ногой (ступ – ступ), два правой ногой (ступ – ступ), два левой ногой (ступ – ступ), и еще один удар правой ногой (ступ). Повторить упражнение начиная с левой ноги.
Упражнение 8. Ударить всей ступней (ступ), затем приподняв каблуком левой ноги, ударить пяткой правой ноги (ступ – каб – пят). Повторить несколько раз.
– Хорошо, а теперь мы соединим движения рук с движением ног под музыку. Не забываем показать характер.
(Дети повторяют за педагогом).
– Молодцы! Теперь прошу вас разделиться на две группы. И каждой группе я даю задание станцевать несколько движений под определенную музыку.
(Сначала педагог включает музыку для 1-й группы и дает им одну, две минуты на подготовку. Потом для второй группы включает запись, и дает время на подготовку. После того как дети показали свое выступление, педагог сравнивает что получилось.)
Идет сравнение.
– Сегодня мы с вами изучили основные элементы испанского танца “Фламенко”. Мы пытались показать танец фламенко, танец души испанского народа. Но полностью изучить все тонкости этого красивого танца за одно занятие невозможно. Мы продолжим это на следующих занятиях. Спасибо за работу! До свидания.