Цели: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей; прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Оборудование: грамзаписи военных мелодий и песен; сценический реквизит для театрализованных инсценировок.
Вед.1: Защитникам Отечества, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.
Вед. 2: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, подарившим миру жизнь
и счастье посвящается.
Вед. 1: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
Вед. 2: Вспомним всех поименно, горем
вспомним своим
Это нужно не мертвым - это нужно живым.
Вед.1: Оглянись на предков наших, на героев
прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом - слава им, борцам
суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Монах: И про эту старину я рассказывать начну.
Вед.2: В монастырской келье узкой, в четырех
глухих стенах
О земле о древнерусской быль записывал монах.
Монах: Я писал зимой и летом, озаренный
тусклым светом.
Я писал из года в год про великий наш народ.
О нашествии Батыя написал я в грозный час,
И слова мои простые сквозь века дошли до вас.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя - внука Чингиз-хана,
Свое соседство с ним кленя.
Девушки:
1. Не молодица любовалась, играя зеркальцем в
руке,
А в день погожий отражалась Рязань-красавица в
Оке.
2. В тот день морозный, день короткий под снегом
спали зеленя.
В тот день у проруби молодки смеялись, ведрами
звеня.
3. У ребятишек шло катанье, а у девушек плясанье.
(Хоровод)
Старуха: Ой, лихо, лихо! Ой, беда! Стоит орда, грозит орда!
Монах: Горят хоромы, терема - все, чем Рязань
была богата...
Пять дней оборонял народ свой край, как говорит
сказанье,
И пять ночей небесный свод пылал над стонущей
Рязанью.
Гонец: Ты, знаешь ли, витязь, ужасную весть?
В рязанские стены вломились татары.
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь.
Но все победили Батыевы рати,
Наш град - пепелище, и князь наш убит!
Монах: Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
Евпатий: О витязь! Я видел сей день роковой.
Багровое пламя весь град охватило.
Как башня, спрямилось, как буря, завыло,
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушали звенящий булат.
Все пало. И небо стерпело сей ад!
Монах: Горя упорно жаждой мщенья, пришел к
рязанцам Коловрат
И стал готовить ополченье,
Впервые дрогнула орда, от ужаса теряя разум,
И двинул Коловрат тогда всю силу на монголов
разом.
И каждый шел врага карать за родичей, в огне
истлевших,
И за потопленных в Оке готов был каждый мстить
монголам,
А меч у мстителя в руке в бою не кажется тяжелым.
Как мне закончить быль мою?
Кому я славу пропою? Кого прославлю словом?
Руси достойных сыновей, Отчизны честь и силу.
Вед. 1: Оглянись на предков наших на героев
прошлых
Вспоминай их добрым словом - слава им борцам
суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Вед.1: Век XIX. Невиданным мужеством россиян прославлен в веках 12-ый год. Великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.
Солдат 1: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Солдат 2. Да... Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый, наш рукопашный
бой!
...Вам не видать таких сражений! Носились знамена,
как тени.
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть
устала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...
Солдат 1: Да, были люди в наше время могучее,
лихое племя.
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля, не многие вернулись с
боя.
Не будь на то господня воля... не отдали б Москвы.
( Исполняется песня “Солдатушки, бравы ребятушки…”)
Вед.1. Курганами славы покрыта родная равнина,
И Днепр, и Морана, и Висла, и Волга-река.
Ты лжешь, чужеземец, что медленна кровь
славянина,
Что в грозные годы душа славянина кротка.
От нас убегали монгольские орды Мамая,
Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли,
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.
(Несколько пар выпускников танцуют "Школьный вальс")
Фотограф: Внимание! Снимаю!
Выпускник: Исторический момент, запомните 21 июня 1941года, наш класс.
Выпускница: Через 5лет из нашего класса выйдут: 5 врачей, 6учителей, 7 инженеров, 3 артиста, 2 журналиста.
( Голос Левитана о начале войны. Звучит песня "Священная война").
Вед.2: В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
( Исполняется песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики!”)
Вед.1: Мы сотни верст и тыщи верст земли,
родной земли, завещанной отцами,
Топча ее, в страде войны прошли с оглохшими от
горечи сердцами.
Из боя в бой мы шли, из боя в бой, и, отступая в
страшный час разлуки,
Мы не могли, солдаты, взять с собой всех тех, кто к
нам протягивали руки.
( Сценка по рассказу Б. Горбатова "Возвращение").
Вед. 2: Возвращались солдаты с войны по
железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли. Гимнастерки их были в
пыли
И от пота еще солоны. В эти дни бесконечной весны
Возвращались солдаты с войны.
( Исполняются частушки о ВОв ).
Вед. 1: Прошла война, прошла страда, но боль
взывает людям:
Давайте, люди никогда об этом не забудем.
Пусть память верную о ней хранят об этой муке.
И дети нынешних детей и наших внуков внуки.
Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья
Затем, чтоб нам счастливей быть, а счастье - не в
забвенье.
Вед. 1: Потянуло теплом от весенней земли, на
пригорке подснежник цветет,
У вчерашних солдат сыновья подросли, посмотри и
увидишь, как время идет.
Вот они поднялись, словно солнечный дождь, я в
глаза им с надеждой гляжу
Может, кто-нибудь скажет: "Не та молодежь!"
Может, кто-нибудь скажет. А я не скажу.
(Исполняется “матросский” танец " младшими школьниками).
Вед. 1: Стих. "Родина" Фирсова.
Вед. 2: Медленно история листается, летописный
тяжелеет слог.
Все стареет - Родина не старится, не пускает
старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею от сохи до звездного
крыла,
А взгляни - все то же небо синее и над Волгой та же
тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются, так же розов
неотцветший сад,
Так же любят, и с любовью маются, и страдают, как
века назад.
И еще немало будет пройдено, коль зовут в
грядущее пути.
Но святей и чище чувства Родины людям никогда не
обрести.
С этим чувством человек рождается, с ним живет и
умирает с ним.
Все пройдет, а Родина - останется, если мы то
чувство сохраним.
Использованная литература
- Кончаловская Н. П. Наша древняя столица. – М.: Детская литература, 1972.
- Лицом к победе: Сборник стихотворений/Сост. Н.К, Старшинов. – М.: Современник, 1985.