ВВЕДЕНИЕ
Мало осталось мест на земле, где плоды и тяжелая рука цивилизации координальным образом не повлияли на экологию региона. Но тем не менее есть такие места , и человек живет там и занимается хозяйством ! Более того, одно из таких замечательных мест находится в Иркутской области!
Нет ее как административной единицы, как национального образования. Сейчас Тофалария – это условное наименование южной горной части Нижнеудинского района
На стыке с Красноярским краем и Тувой. На юго-востоке Тофалария граничит еще и с Бурятией.
Что же привлекло мое внимание к этой замечательной стране? Да, да, именно стране!
Со своими законами, с принципами естественного отбора, со своим народом и языком…
А привлекла меня нетронутость здешних мест, удивительная природа, удивительная культура народа Тофаларии. Здесь в стремительных горных реках вы не найдете стекол от разбитых бутылок, жестяных банок на их берегу и других “грязных” проявлений цивилизации.
Да, меня поразил этот уголок земного шара, и я хочу рассказать вам о нем тоже. Рассказать вам о стране живописных гор, стремительных рек, дремучей тайги и альпийских лугов. Ослепительно белые даже в разгар лета снежные вершины, манящие к себе …
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Территория Тофаларии, названная по имени самой малочисленной народности нашей страны – тофов, проживающих здесь, лежит в центральной части восточного Саяна, между 95 37’ и 100 05’ З.Д. и 51 53’ и 54 59’ С.Ш. в центре Азии и значительно удалена от морей и океанов .
Занимая юг Нижнеудинского района, территория Тофаларии в виде неправильного четырехугольника вытянута с северо-запада на юго-восток.
До 1949 года Тофалария была самостоятельным административным районом, сейчас на этой обширной территории, занимающей 26 тысяч км. квадратных, почти равной по площади государства Албании, расположено три селения : Верхняя Гутара, Нерха и Алыгджер. Последнее является своеобразным административным политическим и культурным центром.
Граница Тофаларии сложилась в результате освоения племенем тофов ее территории в качестве охотничьих угодий и оленьих пастбищ в течение последнего тысячелетия.
Границами в основном служат естественные рубежи, особенно четко выделяющиеся на юге и востоке Окинский и Удинский хребты. Северные и западные границы проходят по долинам рек .
Особенности экономико-географического положения Тофаларии определяются ее удаленностью от экономических центров, области и района и от важных транспортных магистралей, господством горных ландшафтов, суровыми климатическими условиями на всей территории и исключительно низкой плотностью населения.
Зимой можно связаться с “центрами цивилизации” по зимникам, временным дорогам, проложенным по льду замерзших рек, просекам. А летом – либо конные вьючные тропы, либо авиация. По воздушным линиям сюда доставляют практически все, от мебели до кирпича. Но если видимость плохая – а это в горах не редкость – или размокли от дождя травяные “аэродромы”, то связь с “материком” может прерваться на несколько недель.
НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ
Сведения об окружающем мире
Практический опыт, накопленный тофаларами в процессе взаимодействия с окружающей средой и хозяйственной деятельностью, нашел свое воплощение в приспособленности их материальной культуры к условиям географической среды обитания, в приемах оленеводства и охоты. В соответствии с этим опытом возникли хозяйственный календарь, меры длины и времени, представления об окружающем растительном и животном мире, народная медицина .
Однако положительные знания зачастую переплетались с неверными представлениями об окружающем мире. Было мало реальных знаний о строении вселенной, о народах, с которыми отсутствовала практическая связь. Фантастический характер носило большинство представлений о закономерностях в природе, хотя тофы очень наблюдательны.
В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался бурхан, творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан, владыка этого мира.
У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы – земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека.
Народных знаний у тофаларов было в минимуме достаточно, чтобы обеспечить их традиционное охотничье-оленеводчиское хозяйство.
У них был выработан свой календарь, по которому они вели свою хозяйственную деятельность и быт. Весь год у них был разбит на 13 месяцев по 4 недели каждый. В основу названий месяцев были положены характерные черты либо сезонных изменений в природе, либо хозяйственной деятельности. Например, июль – аи Кызыл ай, что в переводе обозначает “месяц красной сараны”, поскольку в это время цветет сарана
ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДИВШИЕ В ТОФАЛАРИИ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ
Смена образа жизни
Переломным моментом в жизни тофаларов стал конец 20-х годов. При новой власти они не только получили новое имя – тофы, но и вынуждены были отказаться от привычного образа жизни. Новая власть решила, что тофалары должны перейти к оседлости как более прогрессивному и цивилизованному образу жизни. Специально для тофаларов было построено в 1930-1931 гг. три ныне существующих поселка, и с кочевым образом жизни пришлось расстаться. Конечно тофалары не стали жить в поселках “безвыездно” - пастухи остались при оленьих стадах , охотники надолго покидали поселок , когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям , порой весьма далеко от дома. Тем не менее значительная часть тофов стала оседлой . Изначально в этих поселках поселились и русские , и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным. Возникали прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи.
Рост населения, изменение национального состава
С 60-х годов наметился устойчивый рост численности населения. В 1966 году тофаларов на своей этнической территории стало уже 522 человека, не считая тех, кто мигрировал в горда. В 1985 было уже 596 , а в 1995- 677 человек. С учетом уехавших этот прирост становился все еще более ощутимым. В 1989 году по СССР было 731 тофаларов.
Анализ статистики говорит о том, что после полутора веков “застоя” в численности, с 70-х годов она вдруг стала быстро расти, со скоростью более 3% ежегодно. В чем же причина столь быстрого роста населения ?
Как выяснилось, никакого “взрыва” рождаемости в эти годы не происходило. Об отсутствии высокой рождаемости говорит и не очень значительный размер тофаларской семьи – в среднем 4 человека. Итак никакого “демографического взрыва” нет. Но он есть!
И вот еще один противоречащий логике факт – процент детей среди тофаларов оказался очень велик – 38 % , у местных же русских только 28% . Опять противоречие?
Разгадка этого парадокса лежит не столь в демографической, сколько в этнографической сфере. Выяснилось, что примерно в эти же годы в Тофаларии наблюдался быстрый рост числа национально-смешанных браков, стремительно увеличивалось число метисов среди родившихся (таблица 1 , 2).
Смена языка
Приезжий человек может общаться с коренными жителями Тофаларии без особых затруднений – практически все тофы владеют русским языком, на нем же идет обучение в школе. Но если сюда пожалует лингвист с целью изучения тофаларского языка, то далеко не к каждому местному жителю он сможет обратиться – этого языка уже многие не знают. В настоящее время русский язык занимает в среде тофаларов намного более прочные позиции, чем свой собственный (таблица 3,4).
ТОФЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРИШЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ
Национальной замкнутости у тофаларов по отношению к пришлому населению не наблюдается. Вот дополнительные данные: 98% опрошенных старше 7 лет имеют друзей иных национальностей , 95% взрослых тофов имеют родственников иных национальностей.
Отношение к национально-смешанным бракам так же не позволяет говорить о национальной замкнутости. Лишь для 5% опрошенных одно-национальный брак оказался более предпочтительным !
Так, значит, все благополучно в межнациональных отношениях? Вообще-то у меня сложилось именно такое впечатление, однако нельзя сказать, что все так идеально, бывают и определенные трения ! в 1985 году недовольство тофаларов вызвали факты , когда приглашенным со стороны русским специалистам тут же выделяли новую квартиру, в то время как многие тофаларские семьи годами дожидались своей очереди. Вопрос это скорее социальный с национальным оттенком.
В 1995 году встретилась и еще одна причина для недовольства с национальным оттенком. В Тофаларии развернули деятельность водочные коммерсанты, которые меняли на водку продукты таежных промыслов. Это воспринималось в общественном мнении как спаивание и грабеж коренных жителей с целью наживы . Среди этих “предпринимателей” тофов не было , а значит недовольство получило и национальный оттенок. Этих людей здесь просто ненавидят, тем не менее при первой возможности сами шли к этим людям на поклон, не в силах сдержать непреодолимую тягу к алкоголю . Уровень алкоголизма в 1995 году был заметно выше , чем за 5 лет до этого . Сейчас же алкоголизм ставит тофов под угрозу вымирания .
ПРОБЛЕМЫ ТОФАЛАРИИ
В условиях экономического кризиса тофалары считают, что необходимы срочные меры по преодолению возникших проблем. Такими проблемами тофалары в наше время считают прежде всего: безработицу- 35% опрошенных, снабжение необходимыми товарами – 18% , нехватку средств к существованию, невыплату зарплат, пенсий и пособий – 14% , высокие цены – 7% . На вопрос о том, что больше всего угрожает существованию тофаларского народа , 20% не смогли ответить , 10% уверены, что ничего не угрожает, остальное же большинство утверждают, что алкоголизм.
Перспективу своего дальнейшего существования тофы оценивают крайне пессимистично: лишь 12% считают, что тофалары сохранятся через 2-3 поколения. Еще 15% предположили, что тофы сохранятся частично, а вот уверенных в обратном оказалось явно больше – 58% !
ИТОГИ
Подводя итоги, можно сказать о явной противоречивости и неоднозначности идущих у тофаларов этнических процессов. Порой складывается впечатление, что в разных областях жизни и культуры эти процессы идут в прямо противоположных направлениях. Четко прослеживается две тенденции, определяющее дальнейшее этническое развитие тофаларов. С одной стороны выделяются факторы , указывающие на угрозу ассимиляции. Но заметны и противоположные тенденции, способствующие сохранению тофов в качестве особой этнической единицы.
К первой группе факторов можно отнести массовую метисацию, полную смену языка, утерю многих национальных черт в материальной и духовной культуре.
Ко второй группе факторов относятся удаленность Тофаларии от индустриальных центров и транспортных магистралей, то есть территориальная и географическая изолированность. Рост доли тофов в общем населении , сохранение охоты , оленеводства, таежных промыслов .
ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Тофалария – это большая горная страна, где нет никаких дорог, но зато есть здесь то, чего нет в других местах. И быть может все это есть здесь потому, что дорог сюда нет, а только тропы зверей. Местные жители, которых здесь около 800 человек, тоже пользуются тропами, которые натоптали своими лапами и копытами за много лет дикие звери.
В полной гармонии с окружающей природой живет здесь уже несколько столетий человек, потребляя все, что дает ему для жизни природа. Пасет домашних животных, охотится на диких, выращивает огородные растения и собирает дары леса. Что-то употребляет сам, а что-то продает или меняет на нужные товары, которые производит цивилизованный мир.
Нетронутый топором девственный лес; деревья растут и умирают не от рук человека, а сами собой; животные и птицы, порой ни разу не видевшие человека, иногда даже не боятся его; чистейшие озера, ручейки и реки, текущие с высоких гор притягивают и завораживают своей жизнью и красотой.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
КИНЗИЛЮКСКИЙ ВОДОПАД
В течение долгого времени самым высоким считался у нас водопад Илья Муромец, высота которого 141 метр, который находится на Курильских островах. Эти данные устарели. В 1949 году в отчете ботанической экспедиции академии наук СССР учеными-ботаниками был впервые описан водопад в центральных Саянах – Кинзилюкский, высота которого определялась ими более 300 метров.
Крупный водопад в любой стране всегда элемент национального богатства и гордости.
Далеко запрятала природа это чудо от глаз человеческих. С любой стороны света лететь к водопаду на вертолете несколько часов.
ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ КАСТАРМЫ
В единственном музее Тофаларии в городе Нижнеудинск я обратила внимание на загадочные камни. Даже невозможно поверить, что эти каменные фигурки сделаны не руками человека
По легенде местных жителей эти камни сделаны руками бога Кастармы, живущего высоко в горах в своем озере. Пролетает над озером птица – Кастарма слепит ее из глины.
Пробегает мимо озера какой-нибудь зверь – слепит и его фигурку и положит прямо на берег. Говорят, что подобные камни встречаются еще где-то в южной Америке и более нигде в мире.
ТАБЛИЦЫ
Таблица 1. Изменения национального состава Тофаларии
1966 | 1985 | 1995 | ||||
человек | % | человек | % | человек | % | |
Тофалары | 522 | 49.9 | 596 | 55.4 | 677 | 58.1 |
Русские | 498 | 47.6 | 450 | 41.9 | 463 | 39.7 |
Прочие нац. | 26 | 2.5 | 29 | 2.7 | 26 | 2.2 |
Таблица 2. Половозрастная структура тофаларов
Возраст | 1966 | 1985 | 1995 | |||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
80 и старше | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 |
75-79 | 1 | 3 | - | 3 | 2 | 1 |
70-74 | 2 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 |
65-69 | 6 | 7 | 5 | 5 | 9 | 4 |
60-64 | 1 | 11 | 2 | 7 | 3 | 4 |
55-59 | 5 | 6 | 14 | 3 | 11 | 6 |
50-54 | 9 | 13 | 7 | 6 | 6 | 9 |
45-49 | 10 | 11 | 12 | 8 | 13 | 9 |
40-44 | 13 | 13 | 6 | 10 | 36 | 28 |
35-39 | 21 | 12 | 14 | 10 | 19 | 27 |
30-34 | 17 | 14 | 34 | 31 | 39 | 28 |
25-29 | 16 | 16 | 21 | 28 | 21 | 27 |
20-24 | 7 | 12 | 45 | 30 | 14 | 16 |
15-19 | 26 | 25 | 23 | 28 | 29 | 40 |
10-14 | 48 | 39 | 18 | 22 | 62 | 46 |
5-9 | 32 | 50 | 31 | 48 | 46 | 49 |
0-4 | 41 | 29 | 62 | 48 | 31 | 32 |
итого | 256 | 266 | 301 | 295 | 344 | 333 |
Таблица 3. Родной и основной разговорный язык тофов (в %)
Тофаларский язык | Оба языка | Русский язык | |
Родной язык | 16.3 | 5.3 | 78.4 |
Основной разговорный | 2.8 | 4.9 | 92.3 |
Таблица 4. Степень владения языками (в %)
Владеют свободно | Владеют с некоторыми затруднен. | Владеют со значит. затруднен | Понимают, но не говорят | Не владеют | |
Тофаларским | 14.5 | 5.2 | 8.7 | 18.4 | 53.2 |
русским | 97.9 | 1.8 | 0.3 | - | - |
ФОТОГРАФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Более наглядно ознакомиться с этой прекрасной страной Тофаларией вы сможете благодаря практической части моей научной работы, это фильм и фото экспозиция.
Я постаралась ознакомить вас с жизнью и бытом тофов, с их великолепной родиной.
Если, ознакомившись с моей работой, у вас появилось желание посетить этот уголок природы, то я считаю свою работу успешной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исследовательские работы местных краеведов.