Цели:
- познакомить детей с понятиями “Экология”, “Экологическая”;
- воспитание культуры поведения в лесу, в природе;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- декорации: пни, дерево, ручей, груды газет, пустые бутылки;
- плакаты “Лес – наше богатство”, “Свалка мусора запрещена”, “Не засоряйте природу!”;
- костюмы: сороки, медведя, ручья, родника, Свалкиной, Банкина, Склянкина, Жижи грязной;
- инвентарь: мешки, лопата, метла;
- вопросы к сказке (в конце сценария).
Песенка защитников природы.
Если б только – только - только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно – можно – можно,
То наверно – верно – верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни – помни - помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев:
А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
(Поляна. Кругом беспорядок. Транспаранты с призывами охранять природу. Шумит ручей.)
1 зел. патруль: “Рубить леса из нужды легко, но пора перестать истреблять их! Эти слова были сказаны более 100 лет назад великим русским писателем Антоном Чеховым”.
2 зел. патруль: “Сейчас проблема окружающей среды нашей Планеты стала такой же актуальной, как и сохранение мира на земле от ядерной катастрофы”.
1 зел. патруль: “Сегодня вы посмотрите сказку “Дарьино сердце” о том, как нам, людям, надо беречь наши ручьи и родники. Ведь они источник нашей жизни на земле”.
(Уходят.)
(На свалке просыпаются Свалкина, Банкин, Склянкин, Жижа Грязная.)
Банкин (Б) (просыпается, потягивается, осматривается вокруг):
- Доброе утро, тетушка Свалка! Как спалось?
Свалкина (Св) (потягивается):
- Какой тут сон, когда всю ночь дождь хлестал. Вокруг жижа, что ступить некуда.
Склянкин (Ск) (потягиваясь):
- Зато смотрите, какие чистые у меня бутылочки.
Б:
- Да и на мои баночки любо–дорого смотреть.
Жижа (Ж):
- Эй вы, Банкин и Склянкин, чему радуетесь? Посмотрите, какая от вас грязь течет вместе с моей жижей в этот ручей. Хламом и грязью забили ручей, а куда будут бегать на водопой лесные жители – звери и птицы?
Св:
- А что это ты, Жижа, на нас налетела? На себя посмотри!
Ск:
- Разве это мы родник банками и склянками закидали?
Св:
- Я что ли свалку здесь устроила? А ну, читай, - “Свалка мусора запрещена”.
Б.:
- А кто это написал?
Ж.:
- Кто-кто, люди!
Б.:
- А для кого написали?
Ж.:
- Для людей.
Б.:
- Вот с них, с людей, и спрашивай.
Ск.:
- А сама какой жижей грязной течешь в ручей!
Ж.:
- Ох-ох! Да я же со свалки и теку! Не было бы свалки и меня бы не было!
Св.:
- Так, значит, это мы природу губим? А ты – не губишь? (начинается драка).
Ручей (появляется с маленьким Ручейком):
- Перестаньте ссориться! Никто из вас не виноват, виноваты люди.
Родник (вздыхает):
- Сколько людей отдыхает рядом со мной, а никто не почистил меня. Только все больше заваливали разным хламом. Я скоро совсем задохнусь!
Руч. (гладит Родника по голове):
- Потерпи, миленький, может кто-нибудь придет нам на помощь.
(Появляется Сорока.)
Сорока (Сор.):
- Привет!
Руч.:
- А вот и счастье к нам в руки летит! Сорока-сорока, как нам расчистить родник?
Сор.:
- Батюшки, а Родник забит весь, а что с Ручьем стало! Как же теперь воды напиться?
Ж.:
- Это я покрыла Родник своей жижей.
Б.:
- Это я завалил его банками.
Ск.:
- Это я завалил Родник бутылками.
Св.:
- Надо разобрать мою свалку и дать Роднику свободу.
Сор.:
- Понятно! Я полетела, а вы ждите меня. (Улетает.)
(Слышатся отдаленные голоса.)
Ж.:
- Тише, кто-то идет.
Св.:
- Это люди. Прячьтесь все за меня.
(Прячутся.)
Руч.:
- Родничок, вот мы и дождались наших спасителей.
Род.:
- Погоди, давай посмотрим, добрые люди идут или нет.
(Прячутся.)
(На поляну выходит Иван с рюкзаком на спине).
Ив.:
- Марья! Дарья! Идите сюда! Я поляну для отдыха нашел.
(Снимает рюкзак. Появляются Марья и Дарья.)
Дарья (обходит поляну):
- Ну и поляна! А сколько хлама!
Ив.:
- А ты думаешь, лучше найдешь? Посмотри, во всем лесу нет чистого места. А здесь и родник есть.
Марья:
- Иван! Ты что около свалки остановился? Тут гнилью пахнет!
(Затыкает пальцем нос.)
(Иван перетаскивает рюкзак в сторону).
Дарья:
- Я пить хочу, пойду в роднике наберу воды.
(Уходит за свалку.)
Иван (достает из рюкзака закуску):
- Вот поедим, а потом поспим и снова в путь.
Марья:
- Дарья, ты где?
(Появляется Дарья с бутылкой грязной воды.)
Иван:
- Ой, что это у тебя?
Дарья:
- Вода из ручья!
Марья:
- Выбрось эту гадость!
(Выбрасывает бутылку.)
Иван:
- Садись и ешь!
Дарья:
- Сами ешьте!
(Убегает.)
Марья:
- Дарья, куда ты?
Иван:
- Не трогай её, лучше послушай, что в газете пишут.
(Достает газету.) Наши друзья – поляки под Новый год покупают елки в ведрах с землей, потом хранят их на балконе, а весной сажают на даче. Вот молодцы!
Марья:
- Вот если бы так делали, сколько ёлок сберегли!
(Собирает остатки еды и выбрасывает в ручей, затем ложится у рюкзака и засыпает.)
Ручей:
- Нехорошая Марья, делает одно, а говорит другое. Да и Иван не лучше.
(Иван выбрасывает газету в родник, ложится у рюкзака и засыпает).
(Выходят из-за свалки Свалкина, Банкин, Склянкин, Жижа. Влетает Сорока.)
Сорока:
- Вот и я!
Св.:
- Тише, людей не разбуди.
Ж.:
- Их теперь и пушкой не разбудишь.
Б.:
- А еще говорят, у кого совесть не чиста, тот плохо спит.
Сор.:
- Друзья, я собрала всех лесных жителей и Лесника. А вот и они идут!
(Выходят Дарья, Лесник, Медведь, Лиса, Заяц, Белка и Ёж с метлами и лопатами.)
Дарья:
- Посмотрите, какая свалка. А Родник на что похож!
Лесник:
- Да разве за всеми уследишь? Посмотрите, что написано: “Лес – наше богатство, не засоряйте природу!”
Дарья (будит Ивана да Марью):
- А ну, вставайте!
(Иван и Марья просыпаются, видят зверей и прячутся за Дарью.)
Медведь:
- Не бойтесь, мы вас не тронем.
Волк:
- А надо бы вам косточки помять. Посмотрите, что вы наделали.
Лиса:
- А еще называетесь так красиво: Иван да Марья.
Заяц:
- Не всегда красивый человек любит природу!
Медведь:
- А ну-ка, дяденька лесник, дайте Ивану лопату, а Марье метлу.
Иван (заикаясь):
- С– с – с – па – си - бо!
Марья (заикаясь):
- Б – б – б - ла - го - го – да – рю!
Лесник:
- Вот работа закипела!
1 и 2 зел. П.:
- А можно и мы с вами?
(Звучит музыка, все работают.)
Банкин:
- Вот и баночки все собрали!
Скл.:
- Вот и бутылочки все собрали!
Свалка и Жижа:
- И нам пришел конец! Прощайте!
Родник:
- Ой, посмотрите, какая вода чистая! (Показывает бутылку с чистой водой!) Первый глоток Дарьюшке!
(Звери и все действ. лица становятся вокруг Дарьи и водят хоровод.)
Медведь:
- Дар твой, Дарьюшка, велик!
Сорока:
- Ты спасла для нас Родник!
Лесник:
- И хотя еще мала
Веришь в добрые дела!
Родник:
- Славься, Дарьюшка, наш свет! Лучше нашей Дарьи нет!
Лиса:
- Пусть растет она большая! Сильная, красивая!
Родник:
- Добрая, счастливая!
(Все строятся в ряд.)
Дарья:
- Вот и делу венец!
(Хором) А нашей сказке – конец!
(Исполняют песню):
Доброта
Горы, море и холмы, лес и поле, и цветы,
Голубое небо надо мной,
Волки, зайчики, кроты, птички, рыбки и слоны –
Все создал для нас Спаситель мой.
Пр.:
На земле – планете нет греха,
Ты представь, что было бы тогда!?
Были б люди все добрей,
А цветы еще нежней,
Не померкло бы солнце никогда!
Кот и маленький щенок ластятся у моих ног,
Ждут от человека доброты,
Я поглажу, обниму, накормлю и напою,
Не скажу: “Мне некогда, уйди!”Если ранила крыло птичка малая свое,
Помоги, крыло ей обвяжи,
Доброты ты не жалей, лаской и теплом согрей,
Ты любовь на деле покажи.
Ребята, мы хотели бы вам задать несколько вопросов:
- Какой плохой поступок совершили Иван да Марья, придя в лес?
- Почему надо собирать мусор в специальные контейнеры?
- Знаете ли вы, почему эта сказка является экологической? И что это за наука – экология?
- Да, вы правы. Слово “экология” образовалось от 2-х греческих слов “экос” - дом, “логос” - наука. Другими словами, это наука о нашем доме, о природе, о Земле и о законах, по которым мы должны с вами жить.
- А какие это законы?
- Как мы должны беречь нашу природу?