Цели:
- Познакомить детей с Красной книгой РФ, некоторыми растениями и животными, (учить) внесенными в нее.
- Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны.
Оборудование:
Макет Красной книги, выставка книг о природе, фильмы:
1. Красная книга России. 2. Растения леса.
План урока.
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы отправимся в "путешествие" по страницам Красной книги. Но, чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты.
2. Опрос домашнего задания по тестам.
А билеты не простые, в них вопросы. У каждого вопроса есть варианты ответов, нужно обвести правильный вариант кружком.
Карточка с ответами.
1 Вопрос: Как называется наука о растениях?
- Зоология
- Ботаника
- Химия.
2 Вопрос: Какое из этих растений относится к хвойным растениям?
- Осина
- Сосна
- Морская капуста
- Роза.
3 Вопрос: С помощью какого органа растения размножаются?
- Корень
- Стебель
- Семена
- Цветок
4 Вопрос: Как называется книга, в которую внесены растения, нуждающиеся в охране?
1.Жёлтая 2.Зелёная 3.Красная 4.Синяя.
3 Объяснение нового материала.
а) Рассказ об истории Красной книги.
Учитель: А теперь отправляемся в "Путешествие" по страницам "Красной книги". (учитель показывает "Красную книгу")
Каждый из вас слышал о ней, но не все знают ее историю.
На доске написано:
В 1948 году во Франции в небольшом городке Фонтебло, на Международной конференции был основан "Международный Союз Охраны Природы" кратко МСОП.
Главная задача этого союза выявить виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения и редкие виды. Был составлен Мировой список с пояснениями, в который и входили эти животные и растения.
И ученые решили назвать ее Красной книгой.
А почему красной? Вы ответите на этот вопрос после просмотра небольшого фильма. Смотрите внимательно.
Дети смотрят фильм о Красной книге.
Учитель: Так почему же книгу назвали Красной? А не желтой или синей?
Дети: Красный цвет - это внимание, стоп, как на светофоре. Не губите растения, не убивайте животных.
Учитель: Что еще необычного в этой книге?
Дети: Страницы разного цвета.
Учитель: Правильно. Давайте, посмотрим какие виды растений и животных расположились на этих страницах.
1- виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это быстро исчезающие растения, которые нельзя спасти без специальных мер охраны.
2-виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
3-виды редкие. Они записаны на белых страницах. Что значит редкие?
Дети: Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, поэтому вскоре исчезнут.
4-виды неопределенные. Названия этих растений расположились на серых страницах. Как вы понимаете "неопределенные виды"?
Дети: Малоизученные растения учеными.
Учитель: Да, это малоизвестные виды растений, которые находятся под угрозой, так как нет достаточной информации о них.
5-виды восстановленные. Как вы думаете, что это за виды?
Дети: Это те растения, которые удалось спасти.
Учитель: Да, правильно. И они записаны на зеленых страницах. Так на какие же 5 групп разделены виды растений и животных в "Красной книге"?
Дети: На исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные, восстановленные виды.
Учитель: Правильно. А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
б) Знакомство с растениями из "Красной книги"
Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из фильма "Растения из Красной книги"
(Дети смотрят фильм о растениях из "Красной книги")
Учитель: Какие растения из Красной книги были показаны в фильме?
Дети: Венерин башмачок, адонис, ландыш.
Учитель: На дом было задано задание. Приготовить информацию о каком-нибудь растении из “Красной книги”.
Ученик рассказывает подготовленное сообщение о кувшинке, начиная со слов:
А зовут цветок кувшинкою, Очень правильно зовут.
2 ученик рассказывает подготовленное сообщение о подснежнике, начиная со слов:
На поля дохнуло ветром вешним
Ивы распахнулись за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
3 ученик рассказывает подготовленное сообщение о фиалке, начиная со слов:
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат.
Подобно закату, он светит устало
И нежный струит аромат.
Учитель: Кто виноват в том что, эти растения попали на страницы “Красной книги?”
Дети: Виноваты люди.
Учитель: А вот в чем они виноваты, вы мне ответите после просмотра фильма.
(Дети смотрят фильм о причинах исчезновения растений.)
в) Охрана растений.
Учитель: Так по какой причине растения оказываются на грани исчезновения?
Дети: Люди срывают растения, топчут их.
Учитель: Да, многие растения погибают из-за жадности людей, т.к. срывая цветы у них нет возможности размножаться. Как должны вы себя вести, находясь на природе?
Дети:
1. Не рвать лесные и полевые цветы;
2. Нужно ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения;
3. Не оставлять мусор после себя, если вы отдыхаете на природе;
4. Не баловаться с огнем в лесу.
Учитель: Мы, никогда, не должны забывать:
Что все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”. И в случае его поломки пересесть нам будет не на что.
Учитель: На этом наш урок заканчивается, а вот путешествие по Красной книге мы продолжим, когда будем знакомиться с животными.
4 Обобщение.
Учитель: Так с чем мы сегодня на уроке познакомились?
Дети: С Красной книгой.
Учитель: На какие группы разделены растения в этой книге?
Дети: Исчезающие, сокращающие, редкие, неопределенные и восстановленные.
Учитель: Молодцы. Работали хорошо. Я хочу урок закончить словами Тима Собакина:
Если ты сорвешь цветок, Если он сорвет цветок. Если все: и он, и ты, На Земле сорвут цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты ... И не будет красоты И не будет доброты.
5 Домашнее задание.