Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" в 3-м классе. Факультатив "Занимательная грамматика"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать ЗУНы учащихся по изменению имен существительных I и II склонения.
  2. Развивать память, внимание, ответственность, чувство коллективизма.
  3. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

  • Эмблемы совят
  • Сова из папье-маше – переходящий кубок
  • Эмблемы у каждого члена команды “Русоведы”, “Почемучки”, “Знайки”
  • Юла (волчок) со стрелкой
  • Табло и карточки
  • Конверты с заданием
  • Магнитофон с кассетой
  • Переносная доска
  • Выставка тематическая “К 60-летию Победы”
  • Гонг

I. Мотивация учебной деятельности

1. Знакомство с правилами игры

Уважаемые гости, ребята! Вы находитесь на интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” по теме “Склонение имен существительных”

Правила игры:

Все учащиеся разделены на 3 группы. Группы скомплектованы из учащихся с одинаковыми способностями. Команды должны были придумать название команды, девиз, обеспечить себя эмблемами, выбрать капитана.

Команды сидят группами. После жеребьевки командиры по очереди будут крутить юлу. Когда юла остановится, стрелочка укажет конверт. В конвертах – задания по теме нашего урока. Команда должна выполнить это задание. Полностью выполненное задание оценивается жюри 5-ю баллами.

Результаты жюри будет отражать на табло. Раунды будет извещать гонг. Победители будут определены по наивысшему количеству баллов. Команда-победительница получит кубок – сову из папье-маше, каждый участник – эмблему совы – символа мудрости.

2. Представление жюри

II. Практическое применение знаний

1. Представление команд – “Русоведы”, “Почемучки”, “Знайки”. Слово жюри.

2. Жеребьевка

3. Практическая работа

Конверт 1.

Рассказать все про имена существительные I склонения. Составить и защитить таблицу окончаний имен существительных I склонения.

- Как проверить безударные окончания?

Оценка жюри

Конверт 2.

Какие имена существительные относятся ко II склонению. Составить и защитить таблицу окончаний имен существительных II склонения.

- Как проверить безударные окончания?

Оценка жюри

Конверт 3.

Склонение имен существительных I склонения множественного числа. Составить и защитить таблицу окончаний.

Оценка жюри

Конверт 4.

Музыкальный.

Рассказ учителя

22 июня 1941 года. Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной войны. Она унесла 20 млн. жизней советских людей.

1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, в литературе, в музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей. Наиболее трагичные, переломные, яркие события истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому – песни ВОВ.

Стихи одной из них написал наш земляк Василий Купряков. “На безымянной высоте”. На самом деле это 224-я высота с именем Рубеженка. Много раз советские солдаты пытались взять это село и все полегли там. Село так и оставалось у немцев. Тогда командир 618-го полка предложил добровольцам отправиться на освобождение села. Вышли 18 человек. Остались в живых двое: Костя Власов и Лапин Герасим. Они были еле живы.

Над нами мессеры кружили,
И было видно, словно днем.

Это на самом деле так и было. Землю постоянно бомбили немецкие самолеты. Это было в 1943 году.

А в 1956 году в селе поставили памятник. Туда пригласили на его открытие Костю Власова и Герасима Лапина. Их наградили орденами Отечественной войны.

На открытии памятника присутствовал композитор Михаил Матусовский. История тронула его. Он написал музыку и пятый куплет песни.

Мы гордимся такими земляками!

Давайте познакомимся с этой песней.

На доске – слова 1 куплета. Включается магнитофонная запись.

Дымилась роща над горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из 18 ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте.
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Задание: выписать существительные по склонениям. Указать падеж. 1 группа – сущ. I скл. (над горою, в темноте, на высоте), 2 группа – сущ. II скл. (закат, у поселка), 3 группа – сущ. III скл. (из ракет, друзей)

Конверт 5.

Работа с табло. Все члены группы выходят к доске. Укажите падеж. Ответы показывайте на табло.

Заботиться о товарище – П.п.

Получил ранение – В.п.

Гордиться командиром – Т.п.

Соскучился по маме – Д.п.

Мечтать о победе – П.п.

Дорога к победе – Д.п.

Добиться победы – Р.п.

Да здравствует победа – И.п.

Помним войну – В.п.

- Как отличить винительный падеж от именительного?

Конверт 6.

Работа с карточками. Вся группа – к доске. Просигнальте окончание.

Рад встрече, заботиться о товарище, на лесной тропинке, жили в землянке, был в концлагере, написал бабушке, дождался встречи, около избушки.

Слово жюри. Оценка данного конкурса.

III. Итог.

1. Пока жюри подводит окончательные итоги, а родители напишут имя учащегося, кому отдают свои симпатии и имя лучшего капитана, мы подведем итог занятия.

- Как поработали?

- Что нового узнали?

- Нужно ли заучивать таблицу окончаний?

- Как проверить безударное окончание?

2. Слово жюри. Награждение победителей.