Формирование ключевых компетенций через организацию работы школьников с биологической информацией

Разделы: Общепедагогические технологии


Приоритетным направлением региональной образовательной политики в Самарской области является компетентностный подход к образованию. В основе любой компетенции лежат общеучебные умения (далее – ОУУ). ОУУ обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Целенаправленное развитие ОУУ учащихся является огромным потенциалом совершенствования качества обучения.

На протяжении ряда лет ведется работа над проблемой развития у обучающихся навыков активного самостоятельного получения знаний, привития интереса к биологической науке, расширения кругозора ребят в этой области знаний. В моей практике сложилась некоторая система работы с учащимися по использованию на уроках и во внеурочных занятиях биологической информации, полученной ими при целенаправленном просмотре телевизионных передач, чтении книг, журналов и газет, Интернета.

Работу я начинаю с изучения индивидуальных интересов ребят, их склонностей и способностей. Беседуя со школьниками, проводя анкетирование, выясняю, какие книги любят читать ребята, какие телевизионные передачи любят и смотрят систематически, какие газеты и журналы покупают или выписывают в семье, как проводят свое свободное время, какие кружки посещают, кто из ребят дома содержит животных, кто любит выращивать растения и ухаживать за ними.

Соответственно индивидуальным особенностям и интересам учащихся к биологии условно подразделяю их на три группы.

В первую группу объединяются учащиеся, отдающие предпочтение таким источникам биологической информации, как радио– и телевизионные передачи. Вместе со мной ребята просматривают и анализируют программу передач телевидения на месяц, отбирая наиболее заинтересовавшиеся передачи. Составляется перечень телепередач, с указанием времени их демонстрации. В дальнейшем каждый из числа учащихся этой группы подробно знакомится с одной или несколькими передачами и записывает их на видеокассеты. При повторном просмотре фиксирует в специальной тетради то новое и интересное, что узнал, записывает незнакомые термины. Просматривая тетради, я рекомендую учащимся подготовить материал для обсуждения или сообщения в классе, советую, как органически связать его с пройденным или изучаемым материалом. Делают ребята свои сообщения в форме презентации с использованием видеофрагментов в специально отведенные дни, называемые экологическими пятницами, которые проходят в нашей школе каждые пятницы месяца. Полученная таким образом информация обсуждается, анализируется и усваивается во взаимосвязи с соответствующим программным материалом курса.

Во вторую группу объединяются дети, которые проявляют интерес к печатной биологической литературе. Они собирают заинтересовавшую их биологическую информацию из газет, журналов, прочитанных книг, Интернета и других источников. Естественно, что качество найденных материалов неоднозначно: что-то более интересно для ребят, что-то – менее. Но поиск рождает состязательность, самостоятельное получение необходимых сведений придает ему более целеустремленный характер. Материалы тщательно отбираются учителем, систематизируются и по возможности соотносятся с темами программы. В итоге отобранная информация прослушивается и обсуждается в классе; она бывает интересной и увлекательной, расширяющий кругозор ребят. Подобные сообщения часто вызывают у других ребят желание приобщиться к этой работе, прочитать самому названные книги, статьи, самому “поработать” в Интернете, поискать и найти что-то интересное. Интернет учит ребенка пользоваться электронными изданиями, развивает индивидуально каждого ученика, его способность работать на компьютере и в рамках сети Интернет.

Многие ребята подбирают к своим сообщениям иллюстрации. Для их демонстрации используют мультимедийный проектор.

Третья группа объединяет ребят, которые посещают биологические объединения и научные общества. Обычно они становятся помощниками учителя в проведении биологических вечеров, викторин, где делятся с ребятами теми знаниями, которые получают на занятиях в кружках; являются организаторами выпуска бюллетеней, газет, посвященных различным проблемам биологической науки. При подборе биологической информации особое место мы отводим материалам краеведческого характера, которые помогают сформировать у учащихся конкретные представления о природе родного края, воспитывают чувства патриотизма.

Большое внимание уделяем и вопросам профориентации на биологические, медицинские и сельскохозяйственные профессии.

На мой взгляд, такая система работы с учащимися имеет положительное значение. Ребята приучаются к целенаправленному проведению свободного времени; обогащаясь знаниями, они делятся ими со сверстниками в классе, школе, во дворе. Самостоятельная работа с различного рода источниками, содержащими информацию биологического характера, способствует не только развитию активности в приобретении новых знаний, но и благотворно сказывается на воспитании.

Работа в данной системе ведется не один год, накоплен большой и ценный материал к урокам биологии и для внеклассной работы – книги, статьи, справочная литература, научная и научно-популярная литература, доклады, рефераты, исследовательские работы учащихся и т.п. Встал вопрос: “Что с таким “богатством” делать? Как использовать дальше?” Так родилась идея создать в кабинете биобиблиотеку. Воплощение идеи началось через проектную деятельность учащихся. Создание биологической библиотеки – это своего рода продолжение работы по развитию у обучающихся самостоятельной работы с биологической информацией и дополнительной литературой.

Работа со справочной литературой закрепляет навыки самостоятельной исследовательской работы, а умение подбирать литературу по определенной теме учит грамотному написанию докладов и рефератов. Если к этому присоединить умение работать с каталогами, собирать свою личную биологическую библиотеку, создавать сборники вырезок по определенным темам, создавать научные презентации по разным разделам биологии, то вырисовывается определенный круг умений и навыков работы с дополнительной литературой, значение которых для будущего специалиста, да и вообще для каждого человека, стремящегося к знаниям, трудно переоценить.

В настоящее время в библиотеке имеется литература: 1)методическая; 2) учебная; 3) научная и научно-популярная; 4) справочная; 5) литература о природе для младших школьников; 6) литература к уголку живой природы; 7) литература по профориентации.

В ходе проектной деятельности учащиеся создают продукты биологической библиотеки:

1. Каталог, который является центром информации о книгах и статьях, электронных версиях, хранимых в библиотеке. Он составлен по указанным выше разделам, причем каждый раздел разбит на подразделы. Например, научная и научно-популярная литература подразделены по отраслям биологии: генетика, эволюционное учение, цитология и др. При заполнении карточки каталога на ее лицевой стороне указывается автор, название книги или статьи, издательство и год издания, ставится значок, показывающий место нахождении информации – книга или электронное издание;

2. Методическая литература, в разделе которой собраны материалы по методике составления (алгоритмы) сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ; по методике проведения опытов, наблюдений; по разработке внеклассных мероприятий по биологии, экологии для учащихся 1-11 классов, а также по разработке уроков на электронных носителях;

3. Научная и научно-популярная литература – наиболее обширный раздел нашей библиотеки. В него входят книги по разным разделам биологии. Этой литературой учащиеся пользуются при подготовке сообщений, докладов, написании рефератов. Книги этого раздела демонстрируются на уроках для ознакомления учащихся с дополнительной литературой, рекомендованной к теме;

4. Справочная литература, в разделе которой собраны определители и атласы растений и животных, книги по систематике, биологические словари, справочники, содержащие биографические данные об ученых-биологах, электронные издания(1С: Репетитор. Биология, Открытая биология – ООО “Физикон”, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Электронный атлас для школьника. Ботаника. Зоология, 1С: Экология), презентации по разным разделам биологии, созданные самими учащимися;

5. Литература о природе для младших школьников, она предназначена и для старшеклассников, которые проводят лекции, мероприятия по биологии, экологии в младших классах. В разделе собраны самые разнообразные книги – начиная от сказок о животных до книг таких выдающихся писателей, как В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовскийи др. Огромное внимание мы уделяем коллекционированию открыток, календариков с изображением животных и растений. К этому разделу библиотеки имеется коллекция грампластинок, видеокассет, DVD с записями сказок о животных, голосов птиц и других животных;

6. Литература по уходу за растениями и животными, содержанию их дома и в уголке живой природы. Для нашей школы это очень важный раздел библиотеки. В нашей школе функционирует уголок живой природы в форме Зимнего сада. В нем собраны коллекции комнатных цветов для оздоровления окружающей атмосферы. Кроме того, многие ребята содержат растения и животных дома. Поэтому спрос на такую литературу большой. В настоящее время старшеклассники работают над созданием электронной картотеки комнатных растений, так как число комнатных растений в Зимнем саду увеличивается, и в такой картотеке назрела необходимость. Хорошим дополнением к этому разделу библиотеки служат рефераты, проекты учащихся по наблюдению за животными и растениями уголка живой природы. Некоторые из ребят за свои работы получили грамоты, награды школы и Поволжского управления (Обрезков Александр, Попова Ксения, Сафиулов Руслан и др.);

7. Литература по профессиональной ориентации учащихся особенно интересует школьников старших классов, т.к. Собрана справочная литература о высших учебных заведениях, профессионально-технических колледжах биологического, сельскохозяйственного и медицинского профиля. Имеется ряд книг, рассказывающих о той или иной профессии. Создана постоянно пополняющаяся картотека, содержащая сведения обо всех учебных заведениях Самарской области, где имеются факультеты биопрофиля, о заводах, связанных с биотехнологией.

Как дополнение ко всем имеющимся разделам библиотеки имеются комплекты журналов “Юный натуралист”, “Природа и человек”, “Природа”, “Вокруг света”. Имеются также тематические сборники, созданные учащимися: статьи из Интернета по определенной тематике, которые собираются в авторские папки. В настоящее время накопилось более десятка таких сборников, например, “Обитатели аквариума”, “Достижения медицины”, “Насекомые Красной книги России и Самарской области”, “Ученые селекционеры” и другие.

Литература из биологической библиотеки выдается на дом или для работы в кабинете биологии. Общественными библиотекарями выбираются ребята из старших классов. Они выдают и принимают книги, заполняют формуляры, заполняют карточки на новые поступления, поддерживают порядок. Располагается библиотека в кабинете биологии в шкафах. Ящики с каталогом находятся в письменном столе учителя. Места в кабинете становится мало, поэтому решается вопрос о перемещении биологической библиотеки в школьную библиотеку в специально отведенное место, т.к. школьная библиотека оснащена компьютером, с помощью которого можно создавать электронные каталоги, авторские электронные издания учеников школы, есть специальные стеллажи для книг, имеется читальный зал, где удобно работать с дополнительной литературой и всегда рядом опытный руководитель – библиотекарь школы.

Откуда же берутся книги, журналы, научная литература? Ответ простой – источниками ее пополнения служат книжные магазины, где книги покупаются на деньги, вырученные при сдаче макулатуры учащимися школы. Некоторая справочная литература передана биологической библиотеке из школьной. Много книг собрано учителями биологии школы, а также подарено ребятами и родителями учащихся.

Такая система работы с учащимися имеет свои результаты. Учащиеся 6-10 классов готовят свои сообщения, доклады, рефераты на электронных носителях, используя видеофрагменты, звуковое сопровождение, слайд-шоу с дикторским сопровождением, сюжетные анимации.

Работа с дополнительной литературой помогает учащимся углубить свои знания по биологии, расширить общие знания о живой природе, закрепить интерес к учебному предмету и, возможно, выбрать профессию, связанною с биологией. Так рождаются идеи проектов, например: Попова Ксения, 10кл. – “Комнатные цветы и здоровье” (дипломат окружного конкурса “Я-гражданин”), Обрезков Александр и коллектив одноклассников, 8кл. – “Живой уголок” (победители школьного конкурса проектов). Так рождаются темы научно-исследовательских работ, например, Попова Ксения,

10кл. – “Комнатные растения – для уюта и здоровья” (2 место во II окружной научно-практической конференции), Калявин Максим, 10кл., ребенок – инвалид – “Эволюция наркомании” (поощрение во II окружной научно-практической конференции). Учащиеся 10 кл. активно принимают участие в школьной научно-практической конференции, где занимают призовые места. Так возрастает интерес к участию в городских олимпиадах по биологии (2006г. – 2 участника), в фестивалях творческих и исследовательских работ “Портфолио” республиканского значения, проводимых газетой “Первое сентября” (Попова К., Каткова Н., Ломакина Д., Беляйкина Д. – уч-ся 10 кл.), в экологическом марафоне “Зеленая планета 2006” республиканского значения.

Хорошим итогом данной работы стал выбор выпускником 2005г. Сафиуловым Русланом профессии учителя биологии: он учится на I курсе биологического факультета СамГПУ.

Данная система работы с дополнительной литературой повышает качество обучения учеников, творческий потенциал как у учителей, так и у учащихся и создает условия для самореализации всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями в здоровье.