Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проектов

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющийся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-позновательной деятельности

На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания химии, которая востребует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, который осуществляется по-разному. Метод проектов не нов в дидактике, скоро можно будет отвечать его столетие. Но это теоретически. Что касается школьной практики, к сожалению, приходиться констатировать – не часто описываются проекты по химии в научно – методической литературе и еще реже реализуются учителями в школьной практике. На мой взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

Основными достоинствами этого метода являются:

  • проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала; наличие противоречий, плюралистичность подходов, решений, толкований задаёт обучению диалогичность;
  • потенциальная эписистемность знаний; проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного;
  • проект – надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое “по душе”;
  • развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика.

Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:

  • совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании;
  • коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
  • выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними; определение групп взаимодействия;
  • самостоятельная работы участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя (возможно приглашение другого лица);
  • презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта;
  • подведение итогов, саморефлексия.

С 2001 года я начала использовать систему проектной деятельности учащихся при обучении химии.

В практике своей работы я реализую проектную деятельность через:

  • урок как таковой или практическое занятие;
  • внеурочную деятельность (предметная деятельность);
  • научно-практичную деятельность учащихся (защита рефератов);
  • систему дополнительного образования (практический спецкурс по химии, факультатив, предметный кружок, элективные курсы);

За этот период мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, игровых.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемыми учащимися самостоятельно(в парах, группах, индивидуально с целью практического или теоретического решения значимой проблемы (И.Д. Чечель)).

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках.

Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.

Эти проекты создавались старшеклассниками во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практической конференции. Тематика этих проектов в профильных классах должна затрагивать содержание профильных предметов (для химико-биологических классов – это физика, химия, биология). Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной ими сфере исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.

Примеры творческих проектов:

  • “Новогоднее путешествие химических элементов” - коллективный проект на параллели 8-х классов. Организация работы над данным проектом осуществлялась с помощью учащихся 10 Б класса. Форма представления результатов – написание сказки.
  • “Периодическая система химических элементов 11М класса им. И.А. Матвеевой”-коллективный проект, где в роли консультантов выступили ученики 11 Б класса. Форма представления результатов – авторская “периодическая таблица”.
  • “Любой яд есть лекарство, и любое лекарство есть яд – все зависит лишь от дозы”. Эти слова Парацельса стали названием для коллективного проекта на параллели 10-х классов, который проводится в течении трех последних лет. Форма представления результатов – сочинения.

Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить начало работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Методика игрового проекта была опробована на примере игры “Краски разных времен” в классе с углубленным изучением химии.

В соответствии с принципами организации проектной деятельности учащихся мною предлагается следующая тематика учебно-творческих проектов по курсу общей и неорганической химии.

Тематика учебно-творческих проектов по курсу общей и неорганической химии для учащихся

Тема проекта Основополагающий вопрос Темы исследований для учащихся
Предмет химии Что изучает химия?
  1. Живем в окружении химических веществ.
  2. События в мире веществ – химические реакции.
  3. Малютки-молекулы и неделимые атомы.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Периодичность в основе всего?
  1. Три на “-он”: электрон, протон, нейтрон.
  2. Изотопы – “-изо”-продукция природы.
  3. Как вас теперь называть господа изотопы?
  4. Какие модели атома в моде?
  5. Электроны летали внутри орбитали.
  6. Энергетические этажи и электронные квартиры – где это?
Химическая связь. Строение вещества. Есть ли габариты у мадам молекулы?
  1. Как электроны “ковали” ковалентную связь.
  2. “Полярники” в мире молекул.
  3. Ионная связь для кого традиционна?
  4. Могут ли вещества быть за решеткой?
Кислород. Водород. ОВР. Есть – ли самые главные вещества?
  1. Папа водород и дочка вода.
  2. Кто они – охотники за электронами?
  3. Без какого газа невозможно дыхание и горение?
Классы неорганических веществ Есть – ли в классе вещества?
  1. Оксиды – дети “оксигена”.
  2. Почему кислоты кислы?
  3. Зачем нужны индикаторы?
  4. Соли – соленые, горькие, сладкие, прочие.
  5. Как ионы водят хоровод?
  6. У кого два лица?
Типы химических реакций Вместе или порознь?
  1. Битва металла с неметаллом.
  2. В воде или в кислоте?
  3. Металлы-соперники. Кто – кого?
  4. Кто симпатичен основаниям?
  5. Кому опасны кислоты?
  6. Соль плюс соль равняется – чему?
  7. Что такое гидролиз?
Закономерности протекания химических реакций Писаны – ли законы для химических реакций?
  1. Куда же все они идут?
  2. Химические альпинисты – кто они?
  3. Что за механизм у реакции внутри?
  4. Что определяют молекулярные гонки?
  5. Если химия на лыжах, то, как удержать равновесие?
  6. Можно - ли запланировать сдвиг реакции в прямом или обратном направлении?
Элементы VII-А группы и их соединения Галогены – кто они такие?
  1. Большая – ли семья у зеленого хлора?
  2. “Солянка”, но не суп, или “Здравствуйте, Водород Хлоридович!”
  3. Так-ли уж проста обыкновенная поваренная соль?
Элементы VI-А группы и их соединения Что такое халькогены?
  1. Сера вредна или полезна?
  2. Какая кислота является главной в промышленной химии?
  3. Почему ароматы бывают убийственными?
Элементы V-А группы и их соединения Почему их называют “Безжизненными”?
  1. Как трижды открывали азот.
  2. Аммиак – богач или бедняк?
  3. Нитраты – “селитры”, их “дух”-кислота.
  4. Есть–ли потомки у светоносного элемента.
  5. Зачем нужны удобрения?
Элементы IV-А группы и их соединения Кто прячется под знаком углерода?
  1. Почему углекислый и “угарный” газы портят воздух?
  2. Чему равняется углерод плюс водород?
  3. Когда углерод бывает живой и неживой?
  4. От чего сладкий сахар стал несладкий?
  5. Что такое жизнь?
  6. Какой элемент главный на стройке?
Металлы Какие мастера есть в работящей металлической команде?
  1. Что значит металлургическая цивилизация?
  2. Всегда – ли прав сплав?
  3. Когда вода становится жесткой?
  4. какой век называют железным?
  5. Как из глины получают “серебро”?
Химия вокруг нас Безопасна – ли химия?
  1. Самые простые из лекарств или какой минимум должен быть в домашней аптечке?
  2. Быт или не быт?
  3. Что такое химическое чародейство?

Темы исследовательских проектов учащихся химико-биологических классов.

  1. Витамины: за и против.
  2. Чудо голодания.
  3. Микроэлементы: зло или благо?
  4. Питьевая вода. Проблемы и решения.
  5. А.М. Бутлеров – величайший химик России.
  6. Окислительно-восстановительные реакции.
  7. Спирты и их физиологическое действие на живой организм.
  8. Органические соединения азота.
  9. Химия неорганических соединений азота.
  10. Химия в школе и дома.
  11. Антибиотики.
  12. Кремнийорганические соединения.
  13. Об открытии новых химических элементов.
  14. Вода известная и неизвестная.
  15. Под знаком углерода.
  16. Синтез 2-полифторакрил-4-тионхромонов и изучение их свойств в реакциях с N- нуклеофилами.
  17. Особенности получения йогурта.

Таким образом, проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, в том числе химии. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.