Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющийся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-позновательной деятельности
На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания химии, которая востребует активность учителя и ученика. В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, который осуществляется по-разному. Метод проектов не нов в дидактике, скоро можно будет отвечать его столетие. Но это теоретически. Что касается школьной практики, к сожалению, приходиться констатировать – не часто описываются проекты по химии в научно – методической литературе и еще реже реализуются учителями в школьной практике. На мой взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.
Основными достоинствами этого метода являются:
- проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала; наличие противоречий, плюралистичность подходов, решений, толкований задаёт обучению диалогичность;
- потенциальная эписистемность знаний; проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного;
- проект – надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое “по душе”;
- развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
- создание ситуации успеха для каждого ученика.
Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:
- совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании;
- коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
- выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними; определение групп взаимодействия;
- самостоятельная работы участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя (возможно приглашение другого лица);
- презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта;
- подведение итогов, саморефлексия.
С 2001 года я начала использовать систему проектной деятельности учащихся при обучении химии.
В практике своей работы я реализую проектную деятельность через:
- урок как таковой или практическое занятие;
- внеурочную деятельность (предметная деятельность);
- научно-практичную деятельность учащихся (защита рефератов);
- систему дополнительного образования (практический спецкурс по химии, факультатив, предметный кружок, элективные курсы);
За этот период мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, игровых.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемыми учащимися самостоятельно(в парах, группах, индивидуально с целью практического или теоретического решения значимой проблемы (И.Д. Чечель)).
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках.
Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.
Эти проекты создавались старшеклассниками во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практической конференции. Тематика этих проектов в профильных классах должна затрагивать содержание профильных предметов (для химико-биологических классов – это физика, химия, биология). Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной ими сфере исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.
Примеры творческих проектов:
- “Новогоднее путешествие химических элементов” - коллективный проект на параллели 8-х классов. Организация работы над данным проектом осуществлялась с помощью учащихся 10 Б класса. Форма представления результатов – написание сказки.
- “Периодическая система химических элементов 11М класса им. И.А. Матвеевой”-коллективный проект, где в роли консультантов выступили ученики 11 Б класса. Форма представления результатов – авторская “периодическая таблица”.
- “Любой яд есть лекарство, и любое лекарство есть яд – все зависит лишь от дозы”. Эти слова Парацельса стали названием для коллективного проекта на параллели 10-х классов, который проводится в течении трех последних лет. Форма представления результатов – сочинения.
Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить начало работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Методика игрового проекта была опробована на примере игры “Краски разных времен” в классе с углубленным изучением химии.
В соответствии с принципами организации проектной деятельности учащихся мною предлагается следующая тематика учебно-творческих проектов по курсу общей и неорганической химии.
Тематика учебно-творческих проектов по курсу общей и неорганической химии для учащихся
Тема проекта | Основополагающий вопрос | Темы исследований для учащихся |
Предмет химии | Что изучает химия? |
|
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Периодичность в основе всего? |
|
Химическая связь. Строение вещества. | Есть ли габариты у мадам молекулы? |
|
Кислород. Водород. ОВР. | Есть – ли самые главные вещества? |
|
Классы неорганических веществ | Есть – ли в классе вещества? |
|
Типы химических реакций | Вместе или порознь? |
|
Закономерности протекания химических реакций | Писаны – ли законы для химических реакций? |
|
Элементы VII-А группы и их соединения | Галогены – кто они такие? |
|
Элементы VI-А группы и их соединения | Что такое халькогены? |
|
Элементы V-А группы и их соединения | Почему их называют “Безжизненными”? |
|
Элементы IV-А группы и их соединения | Кто прячется под знаком углерода? |
|
Металлы | Какие мастера есть в работящей металлической команде? |
|
Химия вокруг нас | Безопасна – ли химия? |
|
Темы исследовательских проектов учащихся химико-биологических классов.
- Витамины: за и против.
- Чудо голодания.
- Микроэлементы: зло или благо?
- Питьевая вода. Проблемы и решения.
- А.М. Бутлеров – величайший химик России.
- Окислительно-восстановительные реакции.
- Спирты и их физиологическое действие на живой организм.
- Органические соединения азота.
- Химия неорганических соединений азота.
- Химия в школе и дома.
- Антибиотики.
- Кремнийорганические соединения.
- Об открытии новых химических элементов.
- Вода известная и неизвестная.
- Под знаком углерода.
- Синтез 2-полифторакрил-4-тионхромонов и изучение их свойств в реакциях с N- нуклеофилами.
- Особенности получения йогурта.
Таким образом, проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета, в том числе химии. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.