“Искусны в ремесле и сражении.
Три бохайца равны одному тигру”
Цели и задачи:
- Расширить знания о государстве Бохай: его связи с другими государствами.
- Показать уровень развития культуры бохайцев.
- Определить занятия населения.
- Развитие аналитических способностей учащихся.
Оборудование:
- раздаточный материал (фрагменты учебного пособия А.Л. Анисимова, Ю.В. Васильева, А.Ю. Завалишина “ История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (V – первая половина XVII века)” - “Частная коллекция”, Хабаровск, 2002 г).
- Ж.Ю. Мовчан, Т.В. Ноздрюхина “Рабочая тетрадь к региональному курсу по программе В.А. Кошелева. – Благовещенск, Амурский ИППК, 2005 г.”
- глоссарий.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
Слово учителя.
Мы продолжаем изучение темы “Государство Бохай”.
Вспомните, у кого сосредоточена вся власть в Бохае?
Продолжите фразу “Бохай удивительное государство, потому что это государство не одной столицы, а …” (ответ: пяти)
Откройте рабочую тетрадь, задание 27.
27. Напишите столицы государства Бохая (698-926 годы) (приложение №1)
III. Изучение новой темы.
Сегодня тема нашего урока. “Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами”. Определите цель нашего урока.
Эпиграф урока.
“Искусны в ремесле и сражении.
“Три бохайца равны одному тигру”
Как вы понимаете эти слова в эпиграфе?
Записываем первый пункт плана, он соответствует названию таблицы.
Вычертите таблицу.
Прочитайте текст документа №1 (Приложение №2) и заполните таблицу.
Хозяйственная деятельность населения Бохая”
Земледелие (что выращивали) |
Садоводство (что выращивали) |
Скотоводство (кого разводили) |
Охота и рыболовство | Ремесло |
Гречиху, ячмень, Просо, чумизу, рис, Бахчеводство. | Абрикосы, вишни, сливы. | Быки. Коровы. Лошади. | Караси; охота на тигров, леопардов, медведей, зайцев, диких кошек, красных собак, горностаев и т.д. | Сталь, ювелирные изделия, кузнецы, оружейники, гончары, строители, солевары. |
Выполните задание 38 рабочей тетради.
Попробуй узнать, что изготовили бохайские ремесленники? (Приложение №3)
Слово учителя:
Культура и искусство Бохая вобрали в себя достижения его народов: когурёсцев, мохэсцев, шивэйцев, китайцев других народов.
Храмы, административные здания и дворцы строились в соответствии с архитектурными традициями, характерными для Китая и корейских государств того времени. Широкое распространение получила китайская иероглифическая письменность.
О значении грамотности и образования в жизни Бохая говорит тот факт, что юношам из высших слоев запрещалось жениться до того, как они овладеют искусством стрельбы из лука и грамотой. Для получения более высокого образования аристократическую бохайскую молодежь посылали учиться в Китай.
Сделайте вывод об уровне развития культуры.
Вывод:
В VII-IX веках народы Бохая достигли высокого уровня развития. Образцы их творчества по уровню исполнения сопоставимы с произведениями мастеров Китая и Японии. Достижения бохайцев в области искусства позволяют поставить культуру Бохая в один ряд с культурами других народов Восточной Азии.
Учитель: Посмотрите на таблицу. Мы не написали ещё одного занятия бохайцев. Какого? (торговля)
Учитель:
В мирное время развивалась торговля как внутри страны, так и с соседями Бохая. Денежного обращения как внутри Бохая, так и в отношениях с другими странами в то время ещё не было. Это был обмен. С другими государствами обменом занимались посольства, которые в ходе бесед с государями решали многие спорные вопросы, что позволяло избежать лишних кровопролитий.
Записываем в тетрадь второй пункт плана.
Отношения с другими государствами.
Посмотрите на карту задания 27 рабочей тетради, (Приложение № 1) определите, с какими государствами обменивались посольства Бохая.
Сделайте схему в тетради.
Основные связи Бохая.
Слово учителя.
С Китаем у бохайцев одно время были очень напряжённые отношения, они даже воевали в 733 году, сил не хватило ни у одной из сторон, одержать победу, поэтому государи пришли к выводу, что благоразумнее поддерживать дружеские отношения.
Отношения с Японией были более миролюбивыми. Согласно японским документам, 727 году Да Уи отправил к микадо (японскому императору) по морю посольство в составе 26 человек. Корабль, на котором плыли послы, достиг берега острова Хонсю.
Посмотрите на карту задания 27, определите, из какой столицы отправляли бохайцы послов?
Слово учителя.
В начале 728 года микадо принял бохайцев в Киото — древней столице Японии. Они передали ему подарки и вручили грамоту от Да Уи, где, в частности, сообщалось: "Я, Уи, почтительно извещаю государя, что хотя живу далеко и в другой стране, тем не менее, сохраняю к нему уважение. Уверен, что владения микадо будут вечно процветать, так как люди его следуют заветам предков. Приношу извинения, что до сего времени не посылал грамоты, и прошу соблюдать обоюдный мир по-прежнему..."
Что собою представляло судно, на котором могли достигнуть берегов Японии?
(ученику было дано предварительное задание: найти ответ на задание 33.)
33. ТОРГОВЫЙ ГОСТЬ. | Что такое джонка? |
|
(Приложение №4) |
Ли Бо. Династия Тан (VII—IX века). Перевод А. Гитовича.
Ученик. ДЖОНКА (малайское djong, искаженное китайское чуань — судно), грузовое деревянное парусное (2-4 мачты) судно с приподнятыми широким носом и кормой. Паруса четырехугольной формы; грузоподъемность до 600 т. Распространено в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Парусное устройство судов в то далекое время еще не позволяло мореплавателям двигаться против ветра.
Поэтому в Японию бохайские мореходы могли попасть только с попутными ветрами в осенне-зимнее время, а вернуться домой - в летнее. Всю зиму бохайцы были гостями японского императора. Об этом свидетельствуют и японские хроники, и археологические раскопки.
Учитель: Откройте задание 33, выполните вторую часть задания.
Согласно летописным источникам, всего Японию посетили 34 бохайских посольства, японцы посетили Бохай 13 раз. Обмен подарками и подношениями заменял торговлю. Все участвовавшие в нём стороны стремились обмениваться равноценными подарками.
Определи, что привезли бохайцы, а что получили взамен. Аргументируй свой ответ.
ответ: Бохайцы | Японский император. |
7 шкур омуси (род медведя) 6 шкурок соболя 30 топоров 30 мер мёда |
30 штук тафты, сотканной из шёлка пополам
с дикой коноплёй 50 кусков тесьмы 300 штук обыкновенной ткани |
Слово учителя.
Некоторые посольства состояли из 300 и более человек. Среди них чиновники, военачальники, поэты и музыканты. В честь бохайских гостей устраивались пиры, спортивные соревнования.
Выполните устно задание 30.
З0. Рассмотри внимательно рисунок (Приложение № 5)прочитай стихотворение, определи, чем занимались в свободное время бохайцы. Почему этому занятию они придавали большое значение?
Прекрасный вид ясным утром в весеннюю пору цветения;
Посольские гости, воспользовавшись, удобным случаем, вышли на передний двор;
Клюшки мелькают в пространстве, и кажется,
Не молодой ли это месяц-мяч мчится по земле, как метеор.
Левые нападают, правые сопротивляются, идет борьба у ворот;
Массовый топот, неразбериха, громоподобный шум.
Громкие крики, барабанный гром, мечутся воробьи.
Даже богиня Каннон подозревает,
Не столица ли это переносится в другой город?
(ответ: игра в верховое поло)
Слово учителя:
С конца VIII века японский император предложил Бохаю присылать посольства реже. Почему? На этот вопрос найдите ответ в документе 2. (Приложение №2)
IV. Рефлексия..
Подведём итоги. Что вы узнали на уроке? Какой материал вам запомнился более всего?
Вопросы для закрепления.
Выполните задание 32 рабочей тетради.
32. Найди ошибки в тексте.
Историческая фальшивка
Парусное устройство судов в то далекое время уже позволяло мореплавателям двигаться против ветра. Поэтому в Японию бохайские мореходы могли попасть в любое время года. Бохайцы были желанными гостями японского императора. Об этом свидетельствуют и японские хроники, и археологические раскопки.
1.В государстве Бохай было столиц:
А) 3
Б) 6
В) 5
Г) 4
2. Государство Бохай было создано в
А) 698 году
Б) 798 году
В) 598 году
Г) 978 году
3. Короля в государстве Бохай называли:
А) микадо
Б) Ван
В) фараон
Г) хан
4. Какой из королей Бохая имел девиз “Милосердие и спокойствие”
А) Да Уи
Б) Да Цзожуна
В) Да жэньсю
Г) Да Иньчжуань.
5. С какими государствами поддерживало связи на протяжении многих лет правительство Бохая.
А) Индия, Монголия
Б) Япония, Китай
В) Индия, Япония
Г) Монголия, Китай
6. По какому принципу образованы ряды:
А) буцюй, нубэй –
Б) ван, гогуны, дуду, цыши, шоулины –
7.Письменноть в Бохае:
А) клинопись
Б) иероглифы
В) кириллица
Г) письмо без гласных.
(ответы: 1 В; 2 А; 3 Б; 4 А; 5 Б; 6 А- несвободные люди; Б – верхи общества;
7 Б.
Домашнее задание: читать в тетрадях.
Пополняем свой словарный запас.
Тафта - тонкая шелковая глянцевитая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения
Посольство - дипломатическое представительство, возглавляемое послом, а также здание, занимаемое этим представительством.
Чумиза -травянистое растение семейства злаковых.
Черепица - кровельный штучный материал, изготовленный главным образом из глины путем формовки с последующей сушкой и обжигом.