Главное в работе учителя - это повышение у учащихся познавательной самостоятельности и творческой активности в сочетании с занимательностью. С этой целью уроки я планирую так, чтобы дети ушли с урока во всем разобравшись и не потеряв интереса к изучаемому предмету.
Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач обучения, воспитания, развития:
- Создание у ребенка достаточно широкого и яркого представления о мире, в котором он живет.
- Развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность.
- Формирование у школьников нравственных ценностей, духовной культуры. 4. Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, чувства уважения к человеку, самоуважения.
В современной школе обучение должно ориентироваться на развитие продуктивного мышления, обеспечивающего учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни.
Однако, школа, урок - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Поэтому большое внимание я уделяю занимательности урока.
На первом этапе школьной жизни, когда еще нет необходимых умений и навыков, не развиты произвольное внимание, саморегуляция, прилежание, усидчивость, работоспособность, уроки я строю в игровой форме. Это воображаемое путешествие в математическую страну “Вычисляндию”, в город “Размышляй”, в “Геометричку” и т. д.
Чтобы удивить, заинтересовать, облегчить запоминание приемов вычисления, порядка выполнения действий или геометрического материала, я сочиняю рифмовки, рифмовки-задачки:
1. Порядок выполнения действий в выражениях.
Порядок действия в выражениях особый.
И в каждом случае помни - он свой.
В порядке все действия ты выполняй:
Сначала в скобках все подсчитай,
Потом чередом умножай или дели,
И, наконец, вычитай или сложи.
2. Геометрический материал.
У меня в руках два брата:
Прямоугольник с квадратом.
Догадайтесь-ка, ребята,
Почему зовут их “Братья”?
Кто расскажет на “отлично”
В чем их схожесть, в чем различье?
3. Деление с остатком.
Если надо число 27
Разделить тебе на семь,
А оно как назло
Нацело не делится,
Ты найди число такое,
Только самое большое,
Но не больше чем 27
И дели его на 7.
Чтоб найти еще остаток,
Должен знать такой порядок:
Вычитай из числа 27
То число, что ты делил на семь.
4. Задача.
В Африку зверей лечить едет доктор Айболит.
У мартышки-коротышки заболели 3 сынишки.
Горько плачут кенгуру, их детеныши в бреду
Расхворались все подряд сразу 8 кенгурят.
Втрое больше кенгурят разболелось тигрят.
Зубы им лечить летит доктор Айболит.
Вас он просит поскорей сосчитать больных зверей.
5. Пpu изучении математической терминологии.
К нам летят 3 птички,
В клювиках таблички
Как зовутся эти карточки,
Что несут нам в клювах ласточки?
Только вышла неувязочка:
Потерялась с цифрой карточка.
Назови в один момент
Недостающий компонент.
И скорее доложи, как найти его, скажи.
6. Для организации самостоятельной или контрольной работы приходит в класс профессор Пятитройкин, или Смекай Считаевич.
Он пришел к нам на урок.
Он в задачах знает толк,
И контрольную для вас
Он принес сегодня в класс.
Вы, ребята, не спешите,
Хорошо ее решите.
Он запишет в свой отряд
Самых умненьких ребят
7. С целью подведения итога урока.
Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
Чем сегодня занимались?
В чем немножко затруднялись?
Посчитайте-ка жетоны,
Поднимите руки вверх,
У кого из вас, ребята,
Набралось их больше всех?
Вам понравился урок?
Пусть урок пойдет вам впрок!
Это помогает мне оживить урок, сделать его интересным, снять ненужное напряжение, а главное – облегчить детям запоминание. Я работаю по программе и учебникам Н. Б. Истоминой. В основе этого обучения лежит непрерывное целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Вашему вниманию я предлагаю урок математики в 3 классе (1-4), где я применила изложенные выше приёмы
Открытый урок. Порядок выполнения действий в выражениях
Математика. 3 класс (1-4)
Тип урока: Закрепление.
Форма урока: “Путешествие в страну “Рассуждай”
Цели.
- Отрабатывать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.
- Закреплять понятия площади и периметра прямоугольника.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, творческие способности, интерес к математике.
Оборудование: геометрический материал из игры “Тантрам” на магнитной основе, магнитная доска, магнитофон с записью математического диктанта, карточки с заданиями; таблицы с задачами, жетоны, индивидуальные карточки учеников и контрольные трафареты-перфокарты, карточки для устного счета, рисунки для развития зрительной памяти.
Структура урока:
1. Обучение всех.
2. Два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками, коллективная работа учащихся (работа в парах).
3. Организация контроля.
Ход урока
I. Настрой на урок.
Чтение хором:
Мы любим математику. Мы любим решать примеры и задачи. Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем сделать все.
Организационный момент.
Учитель:
Мы снова отправляемся в путешествие за знаниями в город “Рассуждай” под девизом:
Если сложность заданий для тебя не проблема,
Размышлять и доказывать рвешься вперед,
Для тебя интересны задачи, кроссворд, теоремы,
Радость новых открытий наш урок принесет.
Цели и задачи урока.
В математической стране побываем,
А в дороге порешаем.
Порядок действий в выражениях
И таблицу умножения,
И задачи на мышление, обобщение, исключение
На уроке повторим.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
– А хотите узнать, на чём мы полетим?
К нашей сказочной планете
Полетим мы на ракете.
Рассмотрите, вот какой
Не хватает тут одной?
Задание №1
Карточка у каждого ученика
Карточка-помощница - Какую форму имеют крылья?
- Сколько иллюминаторов у каждой ракеты?
- Чем ракеты отличаются? (цветом, формой кабин и крыльев, количеством иллюминаторов)
- Назовите общие признаки у ракет каждого ряда.
- Найдите недостающую ракету.
Оцени свою работу после проверки
Учитель: Прочитайте математические выражения и находите их значение. Чтобы правильно находить их значения, что мы должны знать?
Дети: Мы должны знать порядок выполнения действий в выражениях.
Учитель: А теперь вспомним наш стишок.
ХОРОМ:
Порядок действий в выражениях особый.
И в каждом случае, помни, он свой.
В порядке все действия ты выполняй.
Опорная схема.
1. Сначала в скобках все посчитай.
2. Потом чередом, умножай или дели.
З. И, наконец, вычитай или сложи.
Примеры:
Задание №2
Карточка №1 64 : (16 : 2) Т
22 – 49 : 7 Н
80 – 7 * 6 А
43 – 8 * 4 А
3 * (52 – 45) Г
16 + 3 * 6 Р
18 + 5 * 8 М
- Воображение и конструкторские способности развиваются в процессе такой игры. Составьте из 7 деталей силуэт собаки или лисы по выбору.
Карточка №3
Помощь у доски
Задание №3
- У меня в руках два брата - прямоугольник с квадратом. Догадайтесь, ребята, почему зовут их “братья”? Кто расскажет на “отлично” в чем их сходство, в чем различие?
(Сходство: все углы прямые, различие: у прямоугольников противолежащие стороны равны, у квадрата все стороны равны)
Задание №4
- На доске написаны формулы:
- (а + b )*2
- a*4
- 2a*d
- a*a
Какая формула служит для вычисления периметра прямоугольника?
Какая формула служит для вычисления площади квадрата? Площади прямоугольника?
Задание №5
Исследуйте, какой ответ из приведенных вариантов верен:
Периметр прямоугольника 28 см. Площадь его 48 кв. см. Найди длину его сторон.
Самостоятельная работа.
Работа в парах
-Сейчас проверим, как вы дома повторили названия компонентов всех действий, их взаимосвязь и умение решать уравнения.
I вариант
– Объясни соседу по парте решение первого уравнения. Второе реши самостоятельно.
Вариант №1
х-40=47
х=47+40
х=87
Проверка: 87-40=47
47=47
Объясни соседу по парте решение первого уравнения. Второе реши самостоятельно.
Вариант №2
х:8=6
х=6
х=48
Проверка 48:8=6
6=6
V. – Работа с учебником. Задача № 230. Прочитайте задачу. Запишите решение задачи в выражениях. (на индивидуальной доске работают 2 ученика, после решения идёт сверка)
VI. -К нам на урок пришел профессор Смекай Смекаевич. Он просит рассказать порядок действий в данном выражении и найти его значение.
2*9-36:(3*8:6)=?
Миша расставил порядок выполнения действий так:
4 5 3 1 2
2*9-36:(3*8:6)
Маша - так:
1 5 4 2 3
2*9-36:(3*8:6)
- Как ты думаешь, они получили одинаковые значения в выражении или нет? Проверь свой ответ!
Самостоятельная работа (рефлексия).
Найди значения выражений и проверь свое решение по контрольной карточке:
1B 4*4:2+(30-15):3
2В 45+7*4-(32+10)
Задачи
1В. Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и 5 коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований? Запиши решение задачи выражением
2В. Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и столько же коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований? Запиши решение задачи выражением.
Карточка-помощница. 1В. 3 2 4 1
45+7*4-(32+10)=31
1) 32+10=42 2)7*4=28 3)45+28=73 4)73-42=31 Ответ: 31.
Поздравляю, ты справился с заданием.
Задача.
Прочитай задачу и представь ситуацию, описываемую в задаче. В твоем воображении возникла картинка:
? по З*7 раз=21 (м)
Ты составил такое выражение 6*7+3*7=63 (м)
Ответ: 63 мяча.
Поздравляю, ты справился с решением задачи.
Карточка-помощница 2В.
(аналогична карточке 1В).
Ребята, справившиеся с контрольной работой, получают дополнительные задания-карточки. №1 и в конвертах карточки-помощницы. (По системе многоуровневых заданий Ю. Драля)
Итог урока
Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
Чем сегодня занимались?
В чем немножко затруднялись?
Посчитайте-ка жетоны,
Поднимите руки вверх,
У кого из вас, ребята,
Набралось их больше всех?
Все дети, получившие жетоны на уроке, награждаются оценкой “5”.
Вам понравился урок?
Пусть урок пойдет вам впрок!