Открытый урок "Порядок выполнения действий в выражениях"

Разделы: Начальная школа


Главное в работе учителя - это повышение у учащихся познавательной самостоятельности и творческой активности в сочетании с занимательностью. С этой целью уроки я планирую так, чтобы дети ушли с урока во всем разобравшись и не потеряв интереса к изучаемому предмету.

Реализация поставленной цели возможна при решении следующих задач обучения, воспитания, развития:

  1. Создание у ребенка достаточно широкого и яркого представления о мире, в котором он живет.
  2. Развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность.
  3. Формирование у школьников нравственных ценностей, духовной культуры. 4. Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, чувства уважения к человеку, самоуважения.

В современной школе обучение должно ориентироваться на развитие продуктивного мышления, обеспечивающего учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни.

Однако, школа, урок - продолжение жизни ребенка во всей ее полноте, а не только в познавательной части. Поэтому большое внимание я уделяю занимательности урока.

На первом этапе школьной жизни, когда еще нет необходимых умений и навыков, не развиты произвольное внимание, саморегуляция, прилежание, усидчивость, работоспособность, уроки я строю в игровой форме. Это воображаемое путешествие в математическую страну “Вычисляндию”, в город “Размышляй”, в “Геометричку” и т. д.

Чтобы удивить, заинтересовать, облегчить запоминание приемов вычисления, порядка выполнения действий или геометрического материала, я сочиняю рифмовки, рифмовки-задачки:

1. Порядок выполнения действий в выражениях.

Порядок действия в выражениях особый.
И в каждом случае помни - он свой.
В порядке все действия ты выполняй:
Сначала в скобках все подсчитай,
Потом чередом умножай или дели,
И, наконец, вычитай или сложи.

2. Геометрический материал.

У меня в руках два брата:
Прямоугольник с квадратом.
Догадайтесь-ка, ребята,
Почему зовут их “Братья”?
Кто расскажет на “отлично”
В чем их схожесть, в чем различье?

3. Деление с остатком.

Если надо число 27
Разделить тебе на семь,
А оно как назло
Нацело не делится,
Ты найди число такое,
Только самое большое,
Но не больше чем 27
И дели его на 7.
Чтоб найти еще остаток,
Должен знать такой порядок:
Вычитай из числа 27
То число, что ты делил на семь.

4. Задача.

В Африку зверей лечить едет доктор Айболит.
У мартышки-коротышки заболели 3 сынишки.
Горько плачут кенгуру, их детеныши в бреду
Расхворались все подряд сразу 8 кенгурят.
Втрое больше кенгурят разболелось тигрят.
Зубы им лечить летит доктор Айболит.
Вас он просит поскорей сосчитать больных зверей.

5. Пpu изучении математической терминологии.

К нам летят 3 птички,
В клювиках таблички
Как зовутся эти карточки,
Что несут нам в клювах ласточки?
Только вышла неувязочка:
Потерялась с цифрой карточка.
Назови в один момент
Недостающий компонент.
И скорее доложи, как найти его, скажи.

6. Для организации самостоятельной или контрольной работы приходит в класс профессор Пятитройкин, или Смекай Считаевич.

Он пришел к нам на урок.
Он в задачах знает толк,
И контрольную для вас
Он принес сегодня в класс.
Вы, ребята, не спешите,
Хорошо ее решите.
Он запишет в свой отряд
Самых умненьких ребят

7. С целью подведения итога урока.

Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
Чем сегодня занимались?
В чем немножко затруднялись?
Посчитайте-ка жетоны,
Поднимите руки вверх,
У кого из вас, ребята,
Набралось их больше всех?
Вам понравился урок?
Пусть урок пойдет вам впрок!

Это помогает мне оживить урок, сделать его интересным, снять ненужное напряжение, а главное – облегчить детям запоминание. Я работаю по программе и учебникам Н. Б. Истоминой. В основе этого обучения лежит непрерывное целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Вашему вниманию я предлагаю урок математики в 3 классе (1-4), где я применила изложенные выше приёмы

Открытый урок. Порядок выполнения действий в выражениях

Математика. 3 класс (1-4)

Тип урока: Закрепление.

Форма урока: “Путешествие в страну “Рассуждай”

Цели.

  • Отрабатывать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.
  • Закреплять понятия площади и периметра прямоугольника.
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, творческие способности, интерес к математике.

Оборудование: геометрический материал из игры “Тантрам” на магнитной основе, магнитная доска, магнитофон с записью математического диктанта, карточки с заданиями; таблицы с задачами, жетоны, индивидуальные карточки учеников и контрольные трафареты-перфокарты, карточки для устного счета, рисунки для развития зрительной памяти.

Структура урока:

1. Обучение всех.

2. Два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками, коллективная работа учащихся (работа в парах).

3. Организация контроля.

Ход урока

I. Настрой на урок.

Чтение хором:

Мы любим математику. Мы любим решать примеры и задачи. Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем сделать все.

Организационный момент.

Учитель:

Мы снова отправляемся в путешествие за знаниями в город “Рассуждай” под девизом:

Если сложность заданий для тебя не проблема,
Размышлять и доказывать рвешься вперед,
Для тебя интересны задачи, кроссворд, теоремы,
Радость новых открытий наш урок принесет.

Цели и задачи урока.

В математической стране побываем,
А в дороге порешаем.
Порядок действий в выражениях
И таблицу умножения,
И задачи на мышление, обобщение, исключение
На уроке повторим.

 II. Актуализация знаний.

Учитель:

– А хотите узнать, на чём мы полетим?

К нашей сказочной планете
Полетим мы на ракете.
Рассмотрите, вот какой
Не хватает тут одной?

Задание №1

Карточка у каждого ученика

Карточка-помощница

- Какую форму имеют крылья?

- Сколько иллюминаторов у каждой ракеты?

- Чем ракеты отличаются? (цветом, формой кабин и крыльев, количеством иллюминаторов)

- Назовите общие признаки у ракет каждого ряда.

- Найдите недостающую ракету.

Оцени свою работу после проверки

 Учитель: Прочитайте математические выражения и находите их значение. Чтобы правильно находить их значения, что мы должны знать?

Дети: Мы должны знать порядок выполнения действий в выражениях.

Учитель: А теперь вспомним наш стишок.

ХОРОМ:

Порядок действий в выражениях особый.
И в каждом случае, помни, он свой.
В порядке все действия ты выполняй.

Опорная схема.

1. Сначала в скобках все посчитай.

2. Потом чередом, умножай или дели.

З. И, наконец, вычитай или сложи.

Примеры:

Задание №2

Карточка №1

64 : (16 : 2) Т

22 – 49 : 7 Н

80 – 7 * 6 А

43 – 8 * 4 А

3 * (52 – 45) Г

16 + 3 * 6 Р

18 + 5 * 8 М

- Воображение и конструкторские способности развиваются в процессе такой игры. Составьте из 7 деталей силуэт собаки или лисы по выбору.

Карточка №3

Помощь у доски

Задание №3

- У меня в руках два брата - прямоугольник с квадратом.  Догадайтесь, ребята, почему зовут их “братья”? Кто расскажет на “отлично” в чем их сходство, в чем различие?

(Сходство: все углы прямые, различие: у прямоугольников противолежащие стороны равны, у квадрата все стороны равны)

Задание №4

- На доске написаны формулы:

  • (а + b )*2
  • a*4
  • 2a*d
  • a*a

Какая формула служит для вычисления периметра прямоугольника?

Какая формула служит для вычисления площади квадрата? Площади прямоугольника?

Задание №5

Исследуйте, какой ответ из приведенных вариантов верен:

Периметр прямоугольника 28 см. Площадь его 48 кв. см. Найди длину его сторон.

Самостоятельная работа.

Работа в парах

-Сейчас проверим, как вы дома повторили названия компонентов всех действий, их взаимосвязь и умение решать уравнения.

I вариант

– Объясни соседу по парте решение первого уравнения. Второе реши самостоятельно.

Вариант №1

 х-40=47

х=47+40

х=87

Проверка: 87-40=47

 47=47

Объясни соседу по парте решение первого уравнения. Второе реши самостоятельно.

Вариант №2

 х:8=6

х=6

х=48 

Проверка 48:8=6

6=6

V. – Работа с учебником. Задача № 230. Прочитайте задачу. Запишите решение задачи в выражениях. (на индивидуальной доске работают 2 ученика, после решения идёт сверка)

VI. -К нам на урок пришел профессор Смекай Смекаевич. Он просит рассказать порядок действий в данном выражении и найти его значение.

2*9-36:(3*8:6)=?

Миша расставил порядок выполнения действий так:

  4   5  3   1  2
2*9-36:(3*8:6)

Маша - так:

  1   5  4   2  3
2*9-36:(3*8:6)

- Как ты думаешь, они получили одинаковые значения в выражении или нет? Проверь свой ответ!

Самостоятельная работа (рефлексия).

Найди значения выражений и проверь свое решение по контрольной карточке:

1B 4*4:2+(30-15):3

2В 45+7*4-(32+10)

Задачи

1В. Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и 5 коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований? Запиши решение задачи выражением

2В. Для соревнований по теннису закупили 7 коробок мячей по 6 штук в каждой и столько же коробок по 3 мяча в каждой. Сколько всего мячей закупили для теннисных соревнований? Запиши решение задачи выражением.

Карточка-помощница. 1В.

3 2 4 1

45+7*4-(32+10)=31

1) 32+10=42 2)7*4=28 3)45+28=73 4)73-42=31 Ответ: 31.

Поздравляю, ты справился с заданием.

Задача.

Прочитай задачу и представь ситуацию, описываемую в задаче. В твоем воображении возникла картинка:

? по З*7 раз=21 (м)

Ты составил такое выражение 6*7+3*7=63 (м)

Ответ: 63 мяча.

Поздравляю, ты справился с решением задачи.

Карточка-помощница 2В.

(аналогична карточке 1В).

Ребята, справившиеся с контрольной работой, получают дополнительные задания-карточки. №1 и в конвертах карточки-помощницы. (По системе многоуровневых заданий Ю. Драля)

Итог урока

Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
Чем сегодня занимались?
В чем немножко затруднялись?
Посчитайте-ка жетоны,
Поднимите руки вверх,
У кого из вас, ребята,
Набралось их больше всех?

Все дети, получившие жетоны на уроке, награждаются оценкой “5”.

Вам понравился урок?
Пусть урок пойдет вам впрок!