Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камешки, смотри на круги им образованные, иначе такое бросание будет пустою забавою”. Для педагога, увлеченного своей деятельностью, важен результат его работы, который отражается в успехах, больших и малых достижениях его воспитанников. По каким показателям отслеживать результаты своего труда, какими мерками и в какой форме? Так в образовательный процесс внедряется мониторинг.
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии – “мониторинг” – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии - это определение показателей, отражающих состояние социальной среды. “Укрепившись” в управлении образовательным учреждением, мониторинг “шагнул” и к педагогу.
Для анализа результатов своей деятельности в межаттестационный период, отслеживая качество обучения математике учащихся (например, по результатам тематических контрольных работ), я использовала следующую форму:
Фамилия, имя ученика | Десятичные дроби. Сравнение. Округление | Сложение и вычитание десятичных дробей | Деление десятичных дробей | Все действия с десятичными дробями | ||||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Адамчук Даша | * | * | * | * | ||||||||||||
2. Артемов Артем | * | * | * | * | ||||||||||||
3. Боровиков Илья | * | * | * | * | ||||||||||||
4. Гоголев Костя | * | * | * | * | ||||||||||||
5. Голубева Даша | * | * | * | * | ||||||||||||
6. Голущиков Стас | * | * | * | * | ||||||||||||
7. Дерябина Катя | * | * | * | * | ||||||||||||
8. Ковшова Ольга | * | * | * | * |
Такая форма удобна для отслеживания уровня обучения учащихся по темам: базовый, повышенный оптимальный и повышенный расширенный. Можно отследить изменения уровня обученности у одного ученика, класса в целом. Это позволяет делать выводы об эффективности использования той или иной методики, технологии, учебного пособия и т.д.
Однако я понимаю, что отметка – это оценка деятельности ученика, а мне – учителю необходимо и важно знать: что именно не усвоено учеником по теме, какие вопросы вызывают затруднения, так как по окончании основной и средней школы все мои ученики должны овладеть стандартами математического образования. Поэтому, проанализировав литературу по данному вопросу, я попробовала разработать систему мониторинга предметных знаний учащихся по математике.
Мониторинг предметных знаний учащегося создает условия для развития у него внутренней самооценки состояния собственной образованности. Данное направление рекомендовано и необходимо в деятельности каждого ОУ и является приоритетным в Программе (IV) развития образования Свердловской области.
Так как тема актуальна, то в педагогической прессе появляется много публикаций по вопросам мониторинга качества образования, педагогической системы, образовательного процесса и т.д. Авторы по-своему трактуют понятия. Для себя определилась в следующем:
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (Современный словарь иностранных слов)
Виды мониторинга: медицинский, экологический, психологический, образовательный
Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития.
Состав образовательного мониторинга:
- Источник информации (ребенок, класс,...)
- Обработка информации (на уровне ЗУНов, которые закладываются государственным образовательным стандартом по математике и характеризуют качество обученности по предмету. Другими словами – это отслеживаемые параметры и инструментарий отслеживания)
- Хранение информации (удобная, доступная, наглядная, понятная форма хранения информации)
- Распространение информации (субъекты, которым важна и необходима информация – учитель, ученик, родитель, психолог)
Наибольшие затруднения вызвали 2 и 3 элементы в составе образовательного мониторинга.
Для выделения параметров отслеживания проанализировала стандарт по математике:
- по вертикали – начальная школа, основная школа, средняя школа
- по горизонтали – содержательные линии: арифметика; алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Затем содержательные линии государственного образовательного стандарта по математике разбиваем на составляющие (на примере первых двух линий):
1 Арифметика:
Натуральные числа: 5 класс - Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Деление с остатком.
6 класс - Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители. НОД и НОК.
7 класс - Степень с натуральным показателем.
Дроби:
5 класс - Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
6 класс - Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Рациональные числа:
5 класс - Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
6 класс - Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
9 класс - Степень с целым показателем
Действительные числа: 8 класс - Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел. Этапы развития представления о числе.
9 класс - Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Текстовые задачи:
5 класс - Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки: 5 класс - Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Округление чисел.
6 класс - Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
7 класс - Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
8 класс - Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
2. Алгебра:
Алгебраические выражения:
5 класс - Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений.
7 класс - Тождество. Доказательство тождеств. Преобразование выражений. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, суммы кубов и разности кубов. Разложение многочленов на множители. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
8 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Свойства степени с целым показателем. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
9 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.
Уравнения и неравенства:
5 класс - Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.
6 класс - Линейное уравнение. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
7 класс - Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
8 класс - Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Примеры решения нелинейных систем. Неравенство с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-рациональных неравенств. Числовые неравенства и их свойства.
9 класс - Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения уравнения в целых числах.
Числовые последовательности: 9 класс - Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы первых нескольких членов прогрессий.
Числовые функции: 7 класс - Понятие функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
8 класс - График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
9 класс - Область определения функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональность, их графики. Гипербола. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей , отражающих реальные процессы: колебания, показательный рост.
Координаты: 5 класс - Изображение чисел точками на координатной прямой.
6 класс - Геометрический смысл модуля числа. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовые координаты на плоскости. Координаты середины отрезка
7 класс - Уравнение прямой, угловой коэффициент, условие параллельности прямых.
8 класс - Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч.
9 класс - Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
Удобной формой представления составляющих будет таблица:
Составляющие | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
арифметика | натуральные числа |
Далее в карте предметных знаний, умений и навыков составляющие по содержательным линиям государственного образовательного стандарта разбиваются по уровням, например, используя таксономию Б.Блума (привожу в сокращении):
Класс | Знания | Понимание | Применение |
5 кл. Натуральные числа | знает: понятие натурального числа, выделяет их из множества известных чисел. | понимает:
|
умеет:
|
6 кл. Натуральные числа | знает: понятия простое и составное число, делитель и кратное. | понимает:
|
умеет:
|
5 кл. Дроби | знает: понятия десятичная и обыкновенная дробь, различает их. | понимает:
|
умеет:
|
6 кл. Дроби | знает: основное свойство обыкновенной дроби. | понимает:
|
умеет:
|
5 кл. Рациональные числа | знает: законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный | понимает:
|
умеет:
|
6 кл Рациональные числа | знает: понятие целого числа, модуля числа. | понимает:
|
умеет:
|
5клТекстовые задачи | знает: арифметический способ решения задач | понимает:
|
умеет:
|
6 кл. Текстовые задачи | знает: способ решения задачи с помощью уравнения | понимает:
|
умеет:
|
5 кл Алгебр выражения | знает: понятие буквенного и числового выражения, буквенную запись изучаемых формул | понимает:
|
умеет:
|
6 кл Алгебр выражения | знает: понятие подобных слагаемых | понимает:
|
умеет:
|
5 кл. Уравн. и неравенств. | знает: понятия уравнение, корень уравнения | понимает:
|
умеет:
|
6 кл Уравн и неравен.ва. | знает: понятие: уравнение с одной переменной | понимает:
|
умеет:
|
Такая карта удобна для составления диагностических тестов, диктантов, контрольных работ. Ее можно расширить до уровней: анализ, синтез, оценка. К колонке “Применение” можно разработать и приложить конкретные задания, выполнение которых будет оцениваться.
Для фиксирования результатов выполнения диагностических работ использую форму:
Фамилия, имя | Натуральные числа | Дроби | Рациональные числа | |||||||||
2004/2005 | 2005/2006 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2004/2005 | 2005/2006 | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1. Анфилатов Дмитрий | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 0 | 0 |
2. Архипова Юлия | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. Белякова Алена | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4. Бусыгин Ярослав | 0 | + | 0 | 0 | 0 | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. Воробьёв Александр | 0 | 0 | 0 | 0 | - | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6. Дмитрук Станислав | + | + | + | + | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
- + владеет хорошо
- 0 владеет
- - плохо владеет
- “н” – начало года, “к” - конец года
Такая система удобна для использования при безотметочном обучении. Она позволяет выделить разделы программного материала, которые вызвали у ученика трудности. Учителю, родителю, самому ученику видно над чем еще необходимо поработать, а возможность исправить положение есть до конца учебного года.