Обобщение.
Цели урока:
- обобщить знания об окончании имен существительных единственного числа, отработать правописание окончаний;
- развивать память, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к родной речи.
Оборудование: фотографии зимней природы, рисунки следов на снегу, карточки обратной связи (гласные е-и), конверты, в которых лежат карточки со словами для составления предложений, бумажные снежинки, листы с текстом для каждого учащегося, записи на доске.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
На доске фотографии зимней природы.
Учитель читает стихотворение.
Средь мрачной ночи невидимкой
Надолго в гости нам сама
Пришла неведомой тропинкой
Царица холода – зима.
У.: О каком времени года это стихотворение?
Д.: Это стихотворение о зиме.
У.: Возьмите лист с текстом. Прочитайте про себя. О каком времени года идет речь в этом тексте? Слова какой части речи отсутствуют в тексте?
Д.: Отсутствуют имена существительные.
У.: Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Назовите постоянные признаки имени существительного?
Как изменяются имена существительные?
Для чего нужно знать склонения и падеж имен существительных?
После ответов детей учитель говорит: прежде чем написать подходящие имена существительные мы повторим правописание окончаний имен существительных единственного числа. А сделаем это, совершив небольшое путешествие по зимнему лесу.
II. Чистописание.
У.: Что записали на первой строчке?
Д.: Мы написали два имени существительных зима и иней, а так же падежные окончания существительных единственного числа.
У.: В каком падеже у существительных первого склонения окончание –и? –е?
В каком падеже у существительных первого склонения окончание _ой, -ей?
Какие окончания у существительных второго склонения в Т.п? П.п.?
Что знаем об окончании имен существительных третьего склонения?
III. Работа по теме урока.
1. Распределение слов по столбикам
У.: Представьте, что мы гуляем по лесу. Зима. Мы вышли на поляну. Пошел снег.
Ученики читают наизусть стихотворение “Первый снег”.
У.: Я повторю некоторые имена существительные из этого стихотворения, а вы запишите их в три столбика, в зависимости от склонения.
У.: Голова, запах, платок, крепость, горка.
Проверка выполнения работы. Ученики объясняют, как они определяли склонение этих имен существительных. Так же при проверке объясняются орфограммы в данных словах.
У.: Что нужно знать кроме склонения для написания окончаний имен существительных?
Назовите контрольное слово для первого склонения.
Д.: Земля.
У.: Назовите контрольное слово для второго склонения.
Д.: Слон.
У.: Почему мы их выбрали в качестве контрольных слов?
Д.: Потому что окончания этих слов ударные.
У.: Объясните свои действия при написании окончаний имен существительных.
Д.: Первый шаг – определяю склонение имени существительного.
Д.: Второй шаг – подставляю контрольное слово.
Д.: Третий шаг – контролирую себя, определяю падеж и вспоминаю окончание существительного в этом падеже.
2. Выборочное списывание
У.: Мы полюбовались на первый снег. А теперь обратим свой взор на деревья. Прочитаем об этом стихотворение.
На доске записано стихотворение:
На сосне и на б...рез... –
Бахрома.
Белой пряж..й
Их запутала з...ма.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на березе
И сосне.
У.: Что это за пряжа, которой зима украсила деревья?
С чем сравнивает автор иней?
Что такое бахрома?
Напиши первые два предложения, вставь пропущенные буквы.
После записи проводится проверка.
Учащиеся еще раз рассказывают правила о правописании окончаний имен существительных единственного числа.
3. Письмо под диктовку
У.: Полюбовавшись красивыми деревьями, давайте посмотрим на ровную скатерть снегов.
Что можно зимой увидеть на снегу?
Д.: Зимой на снегу можно увидеть следы зверей и птиц.
У.: По следам можно многое узнать, не зря В.Бианки называл следы на снегу “зимней книгой природы”. Запишите предложения.
На скатерти снегов видны следы зверей и птиц. От елки к елке прыгала шустрая белочка.
Учащиеся объясняют написание окончаний имен существительных и другие орфограммы. Еще раз проговаривают правило.
4. Работа с карточками обратной связи
Учитель читает предложения, учащиеся называют существительные с безударным окончанием и показывают его на карточке. Один из них объясняет.
Вот вьется по опушке след лисы.
У тропинки след вороны.
На сучке дуба сидит дятел.
Можно читать зимнюю книгу следов до следующей метели.
5. Работа в группах
У.: прочитав страницу снежной книги, посмотрим на соседнее дерево. Мы заметили какие-то красные пятна. Что это может быть?
Д.: Это снегири, наши зимние гости.
Ученики достают из конвертов карточки со словами и составляют 2 предложения.
Медленно перелетают снегири от рябинк… к рябинк…. На ветк… дерева они похожи на красные фонарики.
Первое предложение записывают в тетрадь, объясняют написание окончания существительных, разбирают предложения по членам и указывают части речи.
6. Работа в парах
У.: Мы засмотрелись на снегирей. Но вдруг налетел ветер. Закачались деревья. С веток полетел снег. Одна снежинка упала вам на руку. Посмотрите на нее.
Учащиеся берут бумажные снежинки, на обратной стороне которых написаны имена существительные с пропущенными окончаниями.
У.: Если вы правильно вставите окончания, снежинка не растает.
7. Промежуточный итог урока
8. Работа над текстом
Вел…колепен вид зимней природы. После ночной ________ наступает спокойный рассвет. У ________ вьюга посеребрила ________ светлые косы. На ________ сосны пышная снежная шапка. Солнеч…ные лучи осыпают иней х…лодным ________ алмаз…ных огней. Он переел…вается всеми цветами ________ Нал…тел ветер. В чистом м…розном ________ заискрилась снежная пыль. Солнце село. Только луна осв…щает т…шину зимней ________.
Вьюга, блеск, радуга, березка, макушка, иней, воздух, ночь.
9. Итог урока
10. Домашнее задание: списать текст в тетрадь, доказать окончания имен существительных.