Цели
Образовательная:
- Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение;
Развивающая:
- Развивать умения составлять уравнения химических реакций,
- Сформировать представления о физических и химических свойствах оксидов;
Воспитательная:
- Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу;
- Любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.
Оборудование и материалы: Вода дист. и минеральная, образцы оксидов
Тип урока. Комбинированный (урок-презентация с компьютерной поддержкой с интеграцией в другие предметы)
Ход урока
1. Организация класса
2. Мотивация учебной деятельности
Рассказ учителя
Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.
Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки.
И так перед вами три шкатулки – в них разные вещества, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока.
? Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед.
Что это за вещество?
(учащиеся дают ответ)
Ответ прост – это вода
- Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2
- Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3
Запишите формулу воды в тетрадь.
? А что в шкатулке №2?
Подсказка №1
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Подсказка №2
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов?
(учащиеся дают ответ)
Верно, это углекислый газ
- Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
- Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.
- В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
Запишите формулу углекислого газа.
? И последняя шкатулка. Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворение А. Ахматовой:
…На рукомойнике моем
позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…
? Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?
Напишите уравнение реакции окисления меди и получите ответ!
2Сu + O2 -> 2 CuO
Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.
Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.
Третье вещество твердое – оксид меди.
? Что же между ними общего?
Учащиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул
- Состоят из двух элементов
- В состав молекул обязательно входит оксиген
Такие соединения называют оксидами.
3. Объяснение нового материала
Объявление темы урока.
Запишите тему нашего урока: Оксиды, их классификация, получение, применение.
? Так что же такое оксиды?
(Учащиеся формулируют правило)
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых оксиген.
Поскольку оксиды могут быть образованы почти всеми химическими элементами (за некоторым исключением), необходимо, чтобы не было путаницы, чтобы у каждого было свое название.
Названия оксидов
Посмотрите на формулы оксидов, которые записаны у вас в тетради.
Химическое название этих оксидов: гидроген оксид, карбон (IV) оксид, купрум (II) оксид.
? Почему в первой формуле мы не указали валентность, а во второй и третьей указали?
(учащиеся выдвигают версию о том, что для элементов с постоянной валентностью не надо указывать, для элементов с переменной валентность необходимо указать валентность.)
По международной номенклатуре названия оксидов происходят от названия химических элементов с добавлением слова “Оксид”. Если элемент имеет переменную валентность, то она указывается римскими цифрами, взятыми в скобки после названия химического элемента.
Упражнение “не прерви цепочку”.
(Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик поднимает карточку, показывает всем, и дает название оксиду. Работа по цепочке. )
? Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле – металл. )
Даем определение кислотным оксидам:
Оксиды неметаллов называют кислотными оксидами.
? Почему эти оксиды названы кислотными?
CO2 + H2O = H2CO3
SO3 + H2O = H2SO4
Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют кислотными.
? СаО MgO K2O
Что же между ними общего?
Оксиды металлов называют основными оксидами.
Что означает слово основные пока не понятно.
Если кальций оксид (негашеная известь) соединить с водой, то получиться новое вещество состава Са(ОН)2 – основание. Его используют весной в садах, парках, скверах для побелки деревьев.
Теперь, когда мы познакомились с основаниями, становится понятным название – основной оксид.
Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют основными.
Существуют амфотерные элементы.
- Амфотерность – способность элементов и веществ проявлять двойственные свойства.
- Амфотерными являются Be, Zn, Al и некоторые другие элементы.
- Их оксиды и гидроксиды реагируют как с кислотами, так и со щелочами, образуя соли.
Информация о распространении оксидов в природе и их значении.
“Путешествие в пространстве и времени”.
(На доске разворачиваем физическую карту Украины)
А сейчас мы отправимся в путешествие. А знаете ли вы, друзья, что территория Днепропетровской области и большая часть Украины, в период так называемого миоцена (около 23,5 – 25 млрд. лет назад) находилась глубоко под водой.
Когда дно поднималось, вода спадала, а от останков разных морских животных оставалась масса костей и ракушек. Все эти вещества имеют химическую формулу СаСО3 и образуются при соединении двух оксидов: кальций оксида СаО, содержащийся в костях и карбон (IV) оксида CO2 , входящего в состав воздуха, где его объем составляет 0,03%.
Богата Украина кварцевыми песками и глиной, в состав которых входят такие оксиды как силиций (IV) оксид SiO2 и алюминий оксид.
Плиний считал, что горный хрусталь “рождается из небесной влаги и чистейшего снега”. Однако состав его иной: оксид кремния (IV) SiO2.
Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV). Один из распространенных оксидов – диоксид углерода CO2. Он содержится в составе вулканических газов.
Сухой лед – тоже CO2. В отличие от водяного льда плотный. Он тонет в воде, резко охлаждая ее.
Горящий бензин можно быстро потушить, бросив в пламя несколько кусочков сухого льда.
Главное применение сухого льда — хранение и перевозка продуктов: рыбы, мяса, мороженого.
Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии, но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют.
Оксид хрома(III) – Cr2O3 –кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде.
Cr2O3 используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики.
Оксид цинка – используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила)
Физические свойства оксидов.
? Что такое физические свойства?
Рассмотрите образца оксидов (вода, оксид хрома, оксиды железа, оксид кальция, оксид алюминия и др. )
Демонстрация: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с цинком – выделяется бурый газ NO2
(опыт проводится в вытяжном шкафу)
Демонстрация: Открываем бутылку газированной воды. Наблюдаем
Сделайте выводы о физических свойствах оксидов.
(учащиеся самостоятельно записывают основные физические свойства оксидов)
Получение оксидов:
Мы уже встречались с оксидами, при изучении темы “Кислород”. При взаимодействии разных веществ с кислородом получают оксиды.
? Вспомните, из каких веществ можно получить оксиды.
(учащиеся вспоминают, что оксиды получают при взаимодействии кислорода с простыми веществами. )
1. Взаимодействие простых веществ с кислородом.
? Дайте определение простым веществам. На какие группы можно разделить простые вещества?
(ответ учащихся – на металлы и неметаллы)
Работа учащихся.
Записать уравнения реакций взаимодействия металлов с кислородом и неметаллов с кислородом, назвать продукты (работа у доски)
? Какие еще вещества, кроме простых веществ вам известны?
(ответ учащихся – сложные вещества)
? Дайте определения сложным веществам
(учащиеся формулируют определение сложных веществ)
? Как горят сложные вещества?
(ответ учащихся – с образованием двух продуктов, а именно двух оксидов)
2. Взаимодействие сложных веществ с кислородом
Работа учащихся.
Записать уравнение реакции взаимодействия метана с кислородом, назвать продукты (работа у доски)
А сейчас я познакомлю вас с новыми, неизвестными еще для вас способами получения оксидов.
3. Разложение оснований
Mg(OH)2 = MgO + H2O
4. Разложение кислот
H2CO3 = H2O + CO2
4. Закрепление изученного материала
Проверим свои знания - тест
1. При нормальных условиях оксиды - это вещества:
а) только газообразные
б) только жидкие
в) газообразные, жидкие и твердые
г) только твердые
2. Оксиды – это:
н) вещества, в состав которых входит гидроген
о) вещества, в состав которых входит оксиген
п) вещества, в состав которых входят металлы
3. Как называется оксид SO2?
в) сульфур оксид
г) сульфур (II) оксид
д) сульфур (IV) оксид
е) сульфур (VI) оксид
4. Какие вещества получим при разложении CaCO3?
а) СаО и СО2
б) Са и О2
в) Са и СО2
г) С и СаО
Ответ теста: Вода
А о воде мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Выучить тему. Найти пословицы и поговорки о воде.
6. Подведение итогов урока.
- Что узнали нового?
- Что было наиболее интересным?
- О чем хотелось бы узнать больше?
- Выставление оценок за урок.