ЗАДАЧИ:
- Обобщить знания о Солнечной системе (Земля, Солнце).
- Формировать навыки построения гипотез о распределении природных зон на планете и проверять их в модельном эксперименте.
- Воспитывать культуру взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
Ход урока
(На экране планета Земля и звезда Солнце)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран и вспомните, что вам известно о Земле и Солнце.
Я предлагаю первой группе приготовить сообщение о Солнце, а второй о Земле.
Учитель: А сейчас решите, кто из группы будет представлять ваши сообщения.
Учитель: Дети, будьте внимательны, так как вы будете оценивать сообщения. Пожалуйста, представитель первой группы мы готовы вас слушать.
Ученик: Мы выбрали планету Земля. У нас такие сведения:
1. Единственная планета, на которой есть жизнь.
2. Находится на третьей орбите от Солнца.
3. Вращается вокруг себя и полный оборот делает за одни сутки.
4. Вращается вокруг Солнца и полный оборот делает за год.
5. Имеет один спутник – Луну.
6. Не является источником света, а только отражает его.
7. Входит в солнечную систему.
8. Ближайшие планеты к Земле – Венера и Марс.
Учитель: Ребята, оцените работу первой группы. (Дети поднимают значки согласия – плюс, несогласия - минус)
Учитель: Кто желает дополнить из другой группы?
Учитель: А теперь, пожалуйста, представитель второй группы
Ученик: Мы выбрали звезду - Солнце и у нас следующая информация:
1. Самая близкая звезда к нашей планете.
2. Находится в Галактике – Млечный путь.
3. Главный источник света.
4. Происходит Солнечное затмение.
5. Благодаря Солнцу происходят на Земле природные явления: “Сумерки”, “Белые ночи”, “Мираж”, “Гало”, “Разноцветные зори”
6. В 109 раз больше земли.
Учитель: Оцените работу группы. (Дети оценивают аналогично)
Учитель: У кого есть дополнения?
Ученик: Я знаю, как можно определить местонахождение Солнца даже тогда, когда пасмурная погода и Солнца на небе мы не видим.
Учитель: Пожалуйста, расскажи нам об этом.
Ученик: В этом нам помогут подсолнухи, так как они всегда повёрнуты к Солнцу.
Учитель: Спасибо. У кого ещё есть дополнения?
- Молодцы. Вы много уже знаете о Земле и Солнце.
- А теперь, давайте вспомним то место, где каждый из вас родился.
- Ребята, поднимите руки, кто родился в городе Новый Уренгой.
- Как нас много!
- А теперь, все остальные назовите своё месторождение.
Ученики: в Татарии, в Украине, в Тюмени, в Самаре, на Кавказе, в Смоленске.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран.
Учитель: Найдите каждый своё месторождение. Что вы можете рассказать о климате того места, где вы родились? (Дети, рождённые в Новом Уренгое: продолжительная холодная зима, короткое лето, весна и осень наступают очень быстро).
Лёша: жаркое лето, тёплая осень, зима не очень холодная и т.д.
Карина: лето жаркое, но не всегда, зима не очень холодная, весна ранняя и т. д. (Выслушиваем каждого ребёнка)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему везде разная погода? Отчего это зависит?
Ученик: Мы раньше говорили, что лучи Солнца не все участки планеты освещают одинаково.
Учитель: Так всё ли мы знаем о нашей планете и Солнце?
Ученики: Нет.
Учитель: Кто из вас может определить тему нашего урока?
1. Ученик: Я думаю, что о климате.
2. Ученик: Почему разный климат на нашей планете.
3.Ученик: Что на это влияет.
Учитель: Молодцы. Мы сегодня постараемся понять, почему так происходит, и как учёные называют эти разные места, в которых климат разный.
Учитель: Откройте учебник на стр. 63 и выполните задание.
- От какого слова образовано слово “климат”?
Ученик: Слово “климат” образовано от греческого слова. “Клима” - значит наклон.
Учитель: О каком наклоне идёт речь? Пообщайтесь в группах.
Первая группа, какое у вас мнение?
Ученик: Мы решили, что это наклон нашей планеты, ведь она как будто лежит на боку.
Учитель: Какое мнение у второй группы?
Ученик: Мы согласны с ответом первой группы. Мы можем ещё раз в этом убедиться, посмотрев на глобус. (Демонстрация модели земли)
Учитель: А теперь, можно провести эксперимент с нашими моделями. 2 группы. Поэтому заранее готовим 2 глобуса и 2 лампочки с электрическим шнуром. Из каждой группы выбираем по одному участнику, который будет выполнять работу с моделью Земли, а лампочки, которые исполняют роль Солнца, берут взрослые. Одну сам учитель, а другую другой взрослый. Если больше двух групп, то необходимо столько же моделей.
Учитель: Ещё раз вы убедились в том, что лучи Солнца неравномерно освещают разные территории нашей планеты. Кто запомнил из прочитанного текста, как называют учёные территории, которые по-разному освещаются солнечными лучами?
Ученик: Эти территории суши, отличающиеся по своим климатическим, условиям учёные называют – природными зонами.
Учитель: Кто уже запомнил их названия? Ещё раз обратитесь к учебнику.
Ученик: Арктические пустыни, зона тундр, лесная зона (тайги, смешанных и широколиственных лесов), зона степей, зона полупустынь.
Учитель: Молодцы, но в других источниках вы можете встретить ещё и другие названия природных зон, так как это только основные.
Сейчас я предлагаю вам поработать с картой на странице 65 .
Вы можете советоваться друг с другом. Для удобства я вам предлагаю выбрать следующие цвета:
тайга,
смешанные и широколиственные леса
арктические пустыни,
зона степей
зона тундры и лесотундры
полупустыни и пустыни (эта запись на доске или экране заготовлена)
Учитель: Ребята, а сейчас у вас есть возможность проверить свою работу. Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения своей работы, если у вас получилось не так, то обведите контуром ошибочно закрашенные территории.
Учитель: Ребята, вы сегодня работали хорошо, и ещё я вам предлагаю интересное задание в группах. Сейчас для каждой группы будет предложены картинки животных и птиц, а вы постараетесь их распределить по природным зонам, учитывая климат. (Приложение)
На экране появляется ещё раз карта с названиями природных зон и представители групп выходят к карте и озвучивают свое решение о распределении животных по природным зонам.
Остальные учащиеся оценивают решение, учитывая климат.
Учитель: Почему вам трудно было выполнять это задание?
Ученики: Не достаточно у нас знаний о жизни животных и птиц.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Кто догадался о теме нашего следующего урока?
Ученик: Жизнь животных и птиц природных зон.
Учитель: Как вы догадались?
Ученик: Недостаточно знаний в этой области, во время работы испытывали трудности.
Учитель: Ребята, оцените свои знания, соответствующей отметкой.
Для упражнения в закреплении приобретённых знаний на уроке предлагаю вам выполнить дома задание на странице 64.
Итог урока. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие виды работ для вас показались самыми интересными? О жизни, каких животных и птиц вы хотели бы получить большую информацию?