Цели и задачи урока:
образовательные:
– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”
– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.
воспитательные:
– закрепить умение обращаться с химическими реактивами и посудой.
– воспитывать аккуратность и наблюдательность при выполнении практических заданий.
развивающие:
– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.
– воспитывать уважение друг другу.
– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.
– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Методы обучения:
Организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, лабораторные работы и выполнение задании по карточкам.
Методы контроля – устный контроль, письменный контроль, экспериментальный контроль.
Оборудование и химические реактивы: растворы гидроксида натрия, серной кислоты; индикаторы: – фенолфталеин, метиловый оранжевый, индикаторная бумага или лакмус; посуда – штативы лабораторные, пробирки, лучинка,
Урок начинается с сообщения цели смотра: обобщить, систематизировать и углубить знания. Затем представляются эксперты и гости и знакомятся с последовательностью выполнения заданий.
Задание 1
Химический диктант
Ответ “да” или “нет”
1. Соляная кислота образована ионной связью. (Нет)
2. В соединении НСl , хлор является более электроотрицательным элементом. (Да)
3. В молекуле воды электронная плотность смещена в сторону водорода. (Нет)
4. Молекула азота образована ковалентной полярной связью. (Нет)
5..Заряженные частицы называются ионами. (Да)
6. В соединений NO2 у азота степень окисления равняется двум. (Нет).
7. В бинарных соединениях при составлении химических формул вначале пишутся элементы с положительным значением степени, затем с отрицательным значением степени окисления (Да).
8. Металлы 1 группы главной подгруппы в соединениях имеют степень окисления +1(Да).
9. Нулевые значение степень окисления имеют атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии (Да).
Контролируют эксперты. Вносят оценки в листок учета знаний. (Приложение)
Задание 2
Определите формулы оксидов, оснований, кислот и солей. На экране через компьютерное изображение появляются формулы химических соединений:
HCl, SO2, H2CO3, N2O5, К2CO3, HJ, H2SO4, K3PO4, NaOH, H2O, Ba(OH)2, Al2(SO4)3, Fe(OH)2, CO, Ca(OH)2, H3PO4, P2O5, Cr2O3, FeCl3, Fe2O3, Cu(OH)2.
Учащиеся выписывают формулы в столбик. Затем на экране появляется ответ этому заданию. Дети оценивают сами себя. Эксперты вносят оценки в листок учета знаний учащихся.
После этого часть школьников получают задания для устного ответа, часть выполняют практические задания, часть выполняет задания у доски. Остальные получают карточки задания и составляют формулы веществ по названиям, называют формул, классифицируют.
По мере выполнения задания учащиеся меняются местами, таким образом, каждый проходит через все этапы.
Примеры заданий:
Задания для работы за партами
Задание 1
Составьте формулы оксидов следующих элементов
Na, Ca, Hg(1и11), Cr(111), C(11 и 1V), P(V).
Задание 2
Определите степень окисления элементов в соединениях и назовите растворимых в воде соединений
CoO, Fe(OH)3, CuOH, H2SO3, H2SiO3, Mg3 (PO4)2, CuCl2, CaSO4.
Задание 3
Напишите формулы следующих соединений: оксида йода(V11), сернистой кислоты, оксида лития, силиката натрия, карбоната кальция, хлорида железа(111).
Задание 4
Какое количество вещества содержится в 120г. NaOH.
Задание 5
Найдите массу 5 моль Fe(OH)3.
Задания для практической работы
До проведения опытов учащиеся рассказывают правила по технике безопасности и получают допуск. Знания правила техники безопасности экспертами оценивается, и вносятся в листок учета знаний. К каждой работе на столах имеются инструктивные карточки выполнений практических заданий.
Задание 1
Определение среды растворов с помощью индикаторов.
В штативе в пробирках без надписи прозрачные растворы дистиллированной воды, соляной кислоты, и гидроксида натрия. Определить вещества с помощью индикаторов и заполните таблицу:
Название индикатора |
Окраска индикатора в дистиллированной воде | Окраска индикатора в растворе гидроксида натрия. | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты. |
Лакмус |
Фиолетовая |
Синяя |
Красная |
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Красно-розовая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
Малиновая |
Бесцветная |
Задание 2
Получить углекислый газ и доказать наличие его.
Берите кусочек обыкновенного школьного мела и поместите на него несколько капель соляной кислоты. Что наблюдаете? Докажите, что выделенный газ углекислый.
Задание 3
Разделите смеси: а) угольного порошка и железных опилок; б) поваренной соли и глины; в) поваренная соль и речной песок.
Задания для работы у доски.
У доски работают по три учащихся. Все получают карточки задания. Таблица в карточке одинакова для всех, задания разные. Каждое задание в себе включает по три вопроса.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
А |
HCl |
CO2 |
Р2O5 |
Fe(OH) 2 |
CaCO3 |
В |
CO2 |
N2О5 |
H3PO4 |
BaCl2 |
FeO |
С |
K3PO4 |
H2CO3 |
CO |
KNO3 |
AgNO3 |
Д |
H2SO4 |
NaOH |
Ca(OH) 2 |
Ba(OH) 2 |
Ca3 (PO 4) 2 |
Е |
HI |
Cr2O3 |
Al2(SO4) 3 |
Na2SO4 |
Fe(OH) 3 |
1.Определите формулы оксидов, оснований, кислот, и солей. Выпишите их по столбикам
2. Классифицировать соединения:
3. Рассчитайте молекулярные массы вещества, которые имеют следующие коды:
С- 1;
Д- 2;
В-5.
4.Определите степени окисления веществ имеющих коды:
С- 4;
Д- 2;
А- 3.
5. Как изменяются окраски индикаторов (фенолфталеина, лакмуса, и метилоранжа) в растворах имеющих следующие коды:
А- 1;
Д- 2;
С- 4.
Данная работа проверяется учителем и оценивается. Оценки вносятся в листок учета знаний.
Затем детям предлагается задача:
- Вычислить массовую долю водорода, серы и кислорода в серной кислоте.
- Сколько граммов поваренной соли и сколько миллилитров воды надо брать , чтобы приготовить150граммов 5% раствора .
В решении задачи принимают участие все учащиеся. Предлагаю задачи решить у доски по цепочке с разъяснением каждое действие.
Приложения к уроку
Листок учета знаний учащихся
Список учащихся |
Разминка |
Работа учащихся за партами. |
Практическая работа. |
Работа у доски. |
Решение задач. |
Знание правил по ТБ. |
Итог. |
|
1. |
Иванов. А |
|||||||
2. |
Пищ. Т |
|||||||
3. |
и др. |