Как социальный организм школа в общем, вихре тенденций нашего бурного века отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в общества, природе, в семье – эти и многие другие факторы повышают “температуру” общества. Вероятно, наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума – педагоги, подрастающее поколение и их родители больше других нуждаются в поддержке психолога, социального педагога, логопеда.
Федеральные и региональные методические рекомендации, а также условия конкретной школы, заинтересованность специалистов и их опыт работы привели к созданию в 2004 году единой психолого-социально-педагогической службы (далее ПСПс или служба), цель которой помочь учащимся, педагогическому коллективу и родителям “очеловечить” знания об эффективных путях оптимизации школьного образования, помочь школе стать “планетой людей”, где каждый чувствует себя личностью.
ПСПс – это общественное объединение специалистов, которые знают и умеют применять закономерность развития личности детей и подростков, имеют представления о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал детских групп, взрослого коллектива.
Деятельность службы регламентируется Положением о психолого-социально-педагогической службе МОУ “СОШ №51 с углубленным изучением отдельных предметов”.
В состав службы входят:
специальность |
Ф.И.О. |
образование |
разряд, категория |
стаж работы |
педагог – психолог |
О.С.Таран |
высшее |
11 разряд |
5 лет |
педагог – психолог |
Н.В.Янгирова |
высшее |
12 разряд, II категория |
10 лет |
социальный педагог |
Л.Г.Пицикова |
высшее |
12 разряд |
2 года |
учитель – логопед |
Г.В.Скрябнева |
высшее |
12 разряд, II категория |
5 лет |
Внутренняя структура ПСПс.
В структуре службы предусматривается двойное подчинение по административной и профессиональной линиям.
Руководитель избирается на два года из членов службы. Руководитель службы подчиняется директору школу и сотрудничает с зам. директора по УВР и зам. директора по ВР.
Заседания ПСПс проходят 1 раз в четверть. Методические разработки, доклады, программы и другая продукция деятельности службы передаются школьной библиотеки и используются всеми участниками образовательного процесса.
“Внешние связи”.
Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии обучающихся.
Ежегодное планирование осуществляется на основе общешкольного плана работы, а также планов работы городских организаций (ЦДиК, УСЗН, КНД и др.). Перспективное планирование (до 3-х лет) осуществляется на основе Программы развития МОУ “СОШ № 51”.
Содержание деятельности ПСПс.
Содержание деятельности службы определяется целями и задачами работы образовательного учреждения, особенностями развития школы и образовательной политикой региона.
Содержание деятельности службы состоит в следующем:
- Методическое просвещение.
Формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательного учреждения потребностей в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного
развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений становлений личности и развития интеллекта.
- Профилактическая работа.
Предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
- Диагностика.
Углубленное психолого-социально-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психолого-социально-педагогическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся.
- Коррекционная работа
Активное воздействие на процесс формирования и развития личности в детском и подростковом возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов.
- Консультативная деятельность
Оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и администрации школы в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психолого-социально-педагогического консультирования.
Перспективы деятельности ПСПс.
- Разработка и апробация авторских тренинговых программ:
- 1, 5 классы - “Адаптация”: создание благоприятного психологического климата в классе и в школе;
- 2 – 7 классы – “Межличностное общение”: формирование позитивных межличностных отношений;
- 8 –11 классы – “Профориентации”: становление мотивационно-ценностной сферы учащихся .
- Создание “Школы родительской любви” (совместные занятия родителей и детей): создание условий для взаимопонимания ребенка и родителя.
- Разработка мониторинга логопедического обследования учащихся начальной школы на основе экспресс методики Фатековой Н.М.
- Разработка социального лектория для участников образовательного процесса, с целью профилактики асоциального поведения и правонарушений.
Литература:
- Подвойский А.М. “Уроки психологии в школе” - М., 1993г.
- Овчарова Р.В. “Справочная книга школьного психолога” - М., 1996 г.
- “Об использование рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”// Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.03.99 г., № 3.
- “Должностная инструкция педагога-психолога школы”// Приказ директора МОУ “СОШ№ 51” от 01.08.02г.
- “Должностная инструкция социального педагога школы”// Приказ директора МОУ “СОШ№ 51” от 28.03.05г.
- “Должностная инструкция учителя логопеда школы”// Приказ директора МОУ “СОШ№ 51” от 28.03.05г.
- “Положение о психолго-социально-педагогической службе школы” // Приказ директора МОУ “СОШ№ 51” от 28.02.05г., № 12.