Комплекс средств психологического сопровождения учащихся в период ранней профильной подготовки

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы человеческой жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что в процессе создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяет роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но даже целые континенты.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важного фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.

В начале XXI века стала очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, “разворачиваются” в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества. К сожалению, эти принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое отражение в содержании российского школьного образования, и именно они должны стать основой его кардинальной модернизации.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниям, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально – экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по - новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся:

  • введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
  • организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
  • изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
  • построение рейтинговой оценки ученика, проступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это является портфелем индивидуальных достижений – “портфолио”.

Многие изменения встречались в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели изменения, модификацию и рассматриваются на новом уровне развития, однако имеются и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности (в последующем) использования в массовой школе.

Анализ литературы и опыт работы по предпрофильной ориентации школьников позволил выявить следующие противоречия:

  • между индивидуальным запросом учащегося и его готовностью к формированию этого запроса.
  • между бесконтрольным информационным потоком и выявлением образовательного запроса учащихся на более раннем этапе профилизации (8 класс)
  • между адекватными психологическими средствами и оказанием оптимальной психологической помощи в период ранней предпрофильной подготовки учащихся.

Исходя из этих противоречий, мною была выбрана тема: “Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период ранней профильной подготовки учащихся” и сформулирована проблема: оказание всесторонней помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного пути.

Объект: процесс психологического сопровождения в осуществлении осознанного выбора учащимися относительно будущего профилирующего направления собственной деятельности.

Предмет: комплекс эффективных средств психологического сопровождения учащихся в период ранней предпрофильной ориентации (условно: что “хочу”)

Цель: создание условий, способствующих оптимальному выбору учащимися дальнейшего образовательного пути.

Задачи:

  • создание комплекса психологических средств сопровождения для выявления образовательного запроса учащихся
  • осуществить разработку и подбор диагностического инструментария для исследования интересов, мотивов и целей, образовательного запроса учащихся и их родителей;
  • подбор методической литературы “Что я хочу?” для восьмиклассников, “Психология раннего самоопределения”.
  • осуществление практической и методической помощи участникам образовательного процесса в период ранней предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • консолидация усилий педагогов, родителей и учащихся.

Гипотеза: Оптимальному выбору учащимися дальнейшего образовательного пути способствует программа по ранней предпрофильной подготовке учащихся

Планируемый результат:

  • ориентация учащихся в ситуации выбора
  • увеличение степени осознанности совершаемого выбора относительно продолжения дальнейшего образования
  • осуществление и выявление способностей и возможностей учащихся

 1.1 Стратегия организации российского образования и необходимость профильного обучения.

 Сложные социально-политические изменения и культурно-мирровозренческие сдвиги, которые произошли в мире в конце XX века, ставят новые проблемы перед системой образования. В современном мире усилились глобализационные процессы, которые затрагивают и функционирующие образовательные системы. Глобальный характер изменений в образовании заключается в:

  • серьезном обновлении целей образования;
  • углублении индивидуализации образования;
  • развитии самоуправления и связи с общественностью;
  • расширении инновационных методов образования и самообразования.

В России, как и в других экономически развитых странах, в последние годы наметилась тенденция формирования долгосрочных стратегических программ, определяющих направления развития и модернизации ее социальной сферы.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в сфере образования, относятся:

  • ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают такие личностные качества, как коммуникативность и толерантность;
  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
  • демократизация жизни общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
  • динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного, малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, в росте их профессиональной мобильности;
  • рост значения “человеческого капитала”, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

Опора на образованность общества, на качество “человеческого капитала” позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключится с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные “меню профессиональных карьер”. Образование в настоящее время еще резко отстает от современных требований и именно поэтому нуждается в кардинальной модернизации. Модернизация – это усовершенствование, обновление, изменение в соответствии с требованиями современности.

.В настоящее время большинство старшеклассников и их родителей считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для построения дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в ВУЗе. Возможность учета запросов и пожеланий подростков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения поможет снять дополнительные нагрузки школьников и получить в то же время более глубокие знания по предметам, необходимым для дальнейшей учебы и трудовой деятельности.

1.2. Предпрофильное обучение: содержание и методы профильной ориентации школьников.

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Но без полноценного ориентационного компонента Предпрофильная подготовка окажется сведенной к “комплектованию”, “подбору”, “отбору”, “селекции” без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса.

В русском языке “ориентация трактуется по-разному, во-первых как совершенствование в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении; во-вторых, как умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Термин “ориентация” в применении к профильному обучению может рассматриваться и как поддержка необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной школы.

Выявление средств профессиональной ориентации, которые могут быть адаптированы к задачам профильной ориентации, и создание оригинальных профильно-ориентационных средств поставит задачу сотрудничества представителей служб занятости, педагогов и, конечно, психологов, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самообразующего сообщества. Особую актуальность будет приобретать взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащихся предпрофильных классов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащихся окажется наиболее важным фактором, имеющим позитивный характер, ограничивающим принятие школьником личной ответственности за содержание своего образования.

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Подростковый период – бурный период жизни, время решающих перемен, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь подростка. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром для дальнейшего развития личности человека.

В подростковом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я – концепции.

Жизнь современных подростков стала совершенно иной по сравнению с жизнью подростков до кризисного периода, причем по самым разным показателям: условия обучения в школе, материальная база семьи, возможность продолжения учебы после окончания школы, возможность реализовать мечту, быть здоровым.

Молодым людям необходимо определиться по отношению к себе, к другим, наметить жизненный план.

Профессиональное самоопределение происходит, как правило, в несколько этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы, связанные с ним, поведения. Второй – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителей той или иной профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый период – предварительный выбор профессии.

Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов, затем с точки зрения способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

Разумеется, интересы, способности и ценности присутствуют, хотя бы не явно, на любой стадии выбора. Но более обобщенные ценностные ориентации, общественные (осознание ценности той или иной профессии) или иные личные (системы личных ценностей, осознание, чего индивид хочет для себя), созревают и осознаются гораздо позже, чем интересы и способности, которые формируются параллельно и взаимосвязано.

В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворения собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

Таким образом, высокая проблемная загруженность современных подростков в отношении будущего обусловлена как социально=-экономическими, так и психологическими, отражающими возрастные и индивидуальные особенности.

1.3. Реализация программы ранней профильной подготовки учащихся.

Развитие профессионального самосознания является одним из направлений, в котором могут эффективно работать не только психологи, но и родители, а также люди с разными специальностями. Организуя определенным образом информационно-коммуникативное пространство школы, и педагоги, и родители могут оказывать позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания.

Личность человека, - и личность ребенка, в частности, - не представляют собой нечто застывшее, неизменное, имеющее какие-то жестко заданные параметры. Это живой, неоднозначный, динамичный организм, который стремиться к целостному развитию, в котором профессиональный путь представляет собой лишь одну из важных, но не единственных сторон. Профессиональное самосознание – это система представлений личности относительно будущего образовательного пути. И цель моей работы состоит в создании условий для осознания учащимися субъективного опыта и осуществление оптимального выбора дальнейшего образовательного пути.

Работа включает в себя:

  • отработку тренинговых упражнений с учащимися
  • индивидуальную работу с учащимися
  • круглый стол с привлечением специалистов разного профиля
  • индивидуальную работу с родителями
  • исследование личностно-психологических особенностей и склонностей учащихся
  • информирование детей, родителей об особенностях и задачах ранней предпрофильной подготовки

Все это будет способствовать развитию профессионального самосознания школьников на разных этапах их личностного развития.

Направления работы:

1. Информационно-просветительское направление.

Реализуя это направление, учащиеся получают информацию о различных сторонах той или иной профессии.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор. Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленное решение, которое будет способствовать развитию их личности.

Диагностическое направление

  • самопознание, исследование школьником своих качеств
  • оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств, обуславливающих дальнейший образовательный путь.

3. Консультационное направление.

Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Во время проведения консультации могут быть представлены дополнительные данный по той или иной профессии, данные об учебном заведении, где готовят по данной профессии.

Обучающее (или формирующее)

  • умение анализировать мир профессий
  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации дальнейшего профессионального самоопределения.

На специально организованных занятиях учащиеся обучаются компетенции в области профессионального самоопределения как общей социальной компетенции.

Содержание деятельности включает в себя:

  • разработка классных часов, ролевых игр
  • тренинговых занятий с учащимися
  • элективных курсов

Основными формами являются:

  • дискуссии
  • тренинги
  • круглые столы
  • работа с родителями
  • работа с выпускниками школы, студентами различных ВУЗов
  • выставки-просмотры
  • экскурсии

Организация работы предполагает использование групповых и индивидуальных форм работы.

Содержание ранней предпрофильной подготовки включает в себя следующие темы:

Социально-психологическая часть

  • требования, предъявляемые профессией
  • индивидуальные особенности учащихся
  • личностные и биографические факторы выбора профессии

2. Педагогическая часть

  • элективные курсы “Что “хочу”?”
  • психофизиологические особенности подросткового возраста

3. Общесоциальная часть

  • современные условия
  • появление и “старение” профессий

4. Портфолио

  • исследовательская деятельность
  • отзывы
  • самоанализ
  • творческие задания

При реализации программы ранней предпрофильной подготовки следует учитывать:

  1. Уровень общего развития учащихся, их способность к восприятию и анализу информации.
  2. Заинтересованность в получении информации
  3. Индивидуальные особенности
  4. Особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на подростка
  5. Условия, предъявляемые современным обществом

Программа ранней предпрофильной подготовки включает в себя обучающий (информационно-просветительский плюс инструментальный) и воспитательный (личностно-ориентированный) компоненты, обеспечивающие формирование у подростков адекватного выбора дальнейшего образовательного пути.

Ранняя Предпрофильная подготовка доступна для реализации в учебном процессе. Осуществляется программа, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, востребованность. Программа отражает специфику современного общества, позицию учащихся и их родителей. Ранняя предпрофильная подготовка важнейшая сторона в профессиональном самоопределении школьников.

Эта программа предусматривает оказание всесторонней помощи в профессиональном самоопределении и развитии личности в целом.

Активная позиция учащихся (участие в дискуссиях, тренингах), готовность воспринимать информацию предполагает глубокое внутреннее осознание, стремление к развитию.

Информационно-просветительская работа предполагает больше пассивное участие школьников, поэтому более активные методы работы (тренинги, ролевые игры) предполагают участие всех участников, хотя ограничиваются количеством (10 – 12 человек). Также индивидуальные консультации, где можно сопоставить диагностические данные и пожелания ребенка, выстроить индивидуальный “профиль”

Для выбора дальнейшего пути тоже имеют большую результативность, особенно при активном участии родителей.

Также в реализации программы огромную роль играет привлечение специалистов ЦДиК, МУК ПКП, ЦГБД и Ю и других.

Выводы

На основе проведенного мною проектирования по созданию современной модели ранней предпрофильной подготовки учащихся в общеобразовательной школе, можно сделать ряд выводов.

  1. Актуальность работы заключается в том, что сегодняшние подростки оказались на изломе социальных процессов в меняющемся мире, затрудняет процесс самоидентификации, осложняя осознанный выбор индивидуальный образовательный траектории.
  2. Включение родителей в процесс выбора образовательного пути делает возможным повысить компетентность родителей и воспитательную функцию семьи.
  3. Ранняя предпрофильная подготовка является базовым, вспомогательным на более позднем этапе профессионального самоопределения.
  4. В решении проблем выбора дальнейшего образовательного пути, необходимы усилия всех участников образовательного процесса.
  5. Привлечение специалистов из разных учреждений города помогут расширить информационное пространство учащихся.

Заключение

Психологическое сопровождение старшеклассников в период ранней предпрофильной подготовки, способствует развитию способности соотносить “хочу” и индивидуальные способности учащихся, обуславливая оптимальный выбор профиля обучения индивидуального образовательного пути, и является базой собственного профессионального “формата”.

Очевидно, что введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является актуальным на сегодняшний день, так как ситуация выбора профиля обучения и направление дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

Выбор профиля обучения без учета индивидуального запроса учащихся и без его готовности к формированию этого запроса окажется непродуктивным.

Таким образом, можно сказать, что ориентационная работа участников образовательного процесса, способствует их лучшей социализации, позволяет значительно ослабить “стрессогенность” ситуации выбора.

Литература.

  1. Бестужев – Лада И. В. Школа 21 века: размышления о будущем - “Педагогика”, 1996, №6
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.
  3. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. под. ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: издательство СПбГУ, 1991. 152 с.
  4. Голубева Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям. Вопросы психологии, 1989, №4
  5. Дубровина И. В. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию у учащихся 15 – 17 лет. М.: 1998
  6. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства – “Начальная школа: плюс – минус” 2002, №3
  7. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб. : Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года – “Вестник образования”, 2002, №6
  9. Климов Е. А. Психология: критерии готовности учащихся у профессиональному самоопределению (под ред. Чистяковой С. Н.)ЛМ.: “Филология”, 1998.
  10. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Школа, 2000, №1
  11. Маркуцкая С. Профильная школа: пути и проблемы становления. Директор школы, 2003, №6
  12. Методика преподавания курса “Твоя профессиональная карьера” кн. для учителя С. Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1999.
  13. Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно – методическое пособие. Под ред. В. А. Щегорцева.. – М.,1998
  14. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи. Педагогика .1993. - №5
  15. Профориетация старшеклассников: сб. учеб. – метод. Материалов / сост., ред. Коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2006. = 12 с.
  16. Пражников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников/ Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Первое сентября, 2004.
  17. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личного самоопределения: Учебно – методическое пособие. – М.:Издательство Московского психолог социального института, 2002. – 400 с.
  18. Психология. Словарь Под общей редакцией Петровского А. В., Ярошевского М. Г.. Политиздат, 1990.
  19. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков Учебно – методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. - 128 с.
  20. Самоукина И. В. Игровые методы в обучении и воспитании. – М.:1992
  21. Сафонова Л. В. Дневник самопознания: 21.2. Учебно – методическое пособие для учащихся 8 – 9 классов – Екатеринбург: “Дом учителя, 1999.
  22. Сафонова Л. В. Дневник самопознания: 21.2. Учебно – методическое пособие для учащихся 8 – 9 классов – Екатеринбург: “Дом учителя, 1999.

Проект программы ранней предпрофильной подготовки.

Данная программа разработана на основе программы Загашева И. О. “Формы и метода профориентационной работы и на основе Учебно – методического пособия С. Н. Чистяковой. Программа предусматривает использование различных форм и методов работы, что является наиболее интересным и позволяет достичь хороших результатов. Учащимся предоставляет возможность проиграть различные жизненные ситуации, примерять разные роли, обсуждать интересующие их проблемы, возникающие в процессе выбора индивидуального профиля обучения.

Также применяемые методы работы способствуют развитию личности учащихся, совершенствованию имеющихся знаний, более глубокого понимания своего “Я”.

Программа является лишь начальным, базовым курсом профориентационной работы в школе и рассчитана для учащихся восьмых классов. Предполагается расширение временного пространства при выборе профиля обучения. Эта часть профильной подготовки носит больше вводный характер.

I блок Информационный

- семинары

- выставки

- тематические встречи с выпускниками школы, студентами Вузов

- тематические встречи с родителями

- информационный стенд

- посещение учреждений города

II блок Диагностический

- Анкета “Организация предпрофильной подготовки учащихся” (для учащихся и родителей)

- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (авторы Киршева и Рябчикова)

- Шкала поиска ощущений (М. Цукерман); изучение уровня потребностей в ощущениях

Совместно с МУК ПКП:

- Профессиограмма

- Карта интересов; определение выраженности интересов

- Тест интересов и склонностей; определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности

III блок Тренинги (по выбору)

- “Как сделать правильный выбор?”

- “Развитие лидерских качеств”

- самопрезентация себя

IV блок Консулттативный

- индивидуальные консультации (родители и дети)

- групповые консультации (родители и дети)

Словарь терминов

Компетенция – соответствие, соразмерность, владение на высоком уровне знаниями и умениями, позволяющими судить о чем – либо.

Личность – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Ориентация – 1) совершение в отношении кого – либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении; 2) умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое местонахождение и рассчитывать на кого – либо или что – либо.

Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психоло – физическим возможностям человека.

Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей.

Профессиональная ориентация – комплекс психолого – педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями

Профессиональная пригодность – совокупность психических психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.