Методические рекомендации к Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Введение

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью данной методической разработки.

Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.     Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.     Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

“Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По – прежнему Россия, но не прежняя.

Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, – пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин:    “Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь!”

“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … – писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.

Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны создана Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы”

Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Воспитание гражданских качеств – это, прежде всего воспитание морально – нравственных качеств. Нравственная основа – тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.

В условиях детского дома – школы большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит педагогам и, в первую очередь, классному руководителю.

Главное для педагога – создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах.

В данной работе предложены методическая разработка, которую можно использовать при реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы” во внеклассной деятельности (далее Программа).

Целью является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • расширение представлений об истории малой Родины, России;
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников;
  • объединение усилий классного руководителя, воспитателей, руководителей кружков для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  • повышение престижности воинской службы, подготовка к службе в армии.

Глава 1. Воспитываем патриотов

1.1. Воспитание гражданственности

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения национальной культуры в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение национальных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе.

Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно – исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

В условиях детского дома – школы большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит педагогам и, в первую очередь, классному руководителю.

Воспитание гражданских качеств – это, прежде всего воспитание морально – нравственных качеств. Нравственная основа – тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.

Главное для педагога – передать знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах, на личном примере показать связь традиционной национальной культуры с современностью.

1.2. Источники и средства патриотического воспитания

Источниками и средствами патриотического воспитания школьников являются: классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, прежде всего патриотической направленности, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; самим научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом ученике высоко гражданственную личность.

Методическая разработка к Программе предлагаются для работы с обучающимися 5 – 9 классов детского дома – школы, основаны на принципах доступности, системности, толерантности. В настоящее время, ученики, на которых реализуются данные методические разработки, закончили обучение в 6 классе Детского дома – школы № 35 города Анжеро – Судженска.

1.3. Правовая база

Правовой базой для работы в данном направлении являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”;
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин образования России от 01.03.2003г. № 30– 51 -131/ 16);
  • “Федеральный закон о государственной службе Российского казачества” принят Государственной Думой 9 ноября 2005 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2005 года. 

1.4. Цели и задачи

Целью является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • расширение представлений об истории малой Родины, России;
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников;
  • объединение усилий классного руководителя, воспитателей, руководителей кружков для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
  • повышение престижности воинской службы, подготовка к службе в армии.

1.5. Формы работы

Используются следующие формы работы:

  • Классные часы;
  • Занятия в кружке “Кадетский класс”;
  • Репетиции и выступления в школьном ансамбле казачьей песни “Станица”;
  • Поисковая работа в рамках работы школьного музея;
  • Занятия в кружке Юных инспекторов движения;
  • “Открытые микрофоны”;
  • Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Беседы;
  • Праздничные массовые мероприятия;
  • Вечера тихого чтения;
  • Соревнования;
  • КВН;
  • Конкурсы;
  • Викторины;

Классные часы

Классные часы должны стать основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создавать условия для формирования гражданских чувств.

Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;
  • информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;
  • регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на занятиях в кружках а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции воспитанников.

Тематика классных часов:

  • “Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;
  • “Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;
  • “День защитников Отечества” – проводится на каждой ступени обучения в различных формах;
  • “Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;
  • “Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;
  • “Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях города, Кузбасса, страны;
  • “Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;
  • “Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;
  • “Мы – потомки Ермака” – цикл классных часов по истории казачества;
  • “Выбираем профессию” – цикл классных часов по профориентации;
  • “Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности.

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через пять лет обучения, не исключая включения других тем.

При разработке тематики классных часов учитывались те возможности патриотического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как “ОБЖ”, “Изобразительное искусство”, “Музыка”, “Обществознание”, “История”, и другие, причем чтобы содержание уроков и классных часов не дублировало друг друга.

Занятие в военно – патриотическом клубе “Кадет”

Большинство обучающихся класса третий год занимаются, в военно – патриотическом клубе “Кадет” который функционирует на базе городского Центра туризма. Кадеты изучают историю казачества, ходят в походы, посещают воинские части, изучают оружие, приемы обращения с ним, готовятся к службе в Вооруженных Силах. Клуб тесно связан с казачьей станицей “Анжерской” и воинской частью города Юрга.

Репетиции и выступления в школьном ансамбле казачьей песни “Станица”

Из учеников класса организован ансамбль казачьей песни “Станица”, который за два года своей творческой биографии стал дипломантом городских и областных конкурсов, и влился в народный коллектив, казачий ансамбль “Раздолье”, который функционирует при станице “Анжерской”. Классный руководитель является художественным руководителем обоих коллективов.

Поисковая работа в рамках работы школьного музея

В детском доме создается школьный музей, руководит работой в нем учитель – предметник, костяк музейных сотрудников составляют ученики 6 класса. Материал, собираемый ребятами, посвящен педагогам школы, выпускникам; прослеживает их дальнейший путь после выпуска из стен школы.

Занятие в кружке Юных инспекторов движения

Начиная с пятого класса, с детьми проводятся занятия в кружке “ЮИД”. По программе они знакомятся с Правилами дорожного движения; решают экзаменационные билеты для сдающих на право вождения автомобилем; тренируются в вождении и разборке – сборке велосипеда; занимаются в агитбригаде “Дорожный патруль”, выступают перед ученикам школ; принимают участие в городских соревнованиях “Безопасное колесо”.

“Открытые микрофоны”

У каждого воспитанника имеется свое личное мнение на различные события, каждому хочется получить возможность высказаться. Такая форма общения дает возможность общения на равных, отстоять свою точку зрения, поведать то, чем хочется поделиться с окружающими.

Тематические встречи и беседы с ветеранами войн, интересными людьми, выдающимися личностями

Ветеранов войн к сожалению осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой с концертами, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.

Сюжетно – ролевые игры

В ходе такой игры ребенок может попробовать себя в различных ролях, побывать в разных ситуациях, принимать самостоятельные решения. В результате этого у детей нарабатывается опыт по действиям в различных ситуациях, при общении с различными людьми.

Беседы

Прежде всего, тема для беседы должна быть актуальна, интересна для воспитанников в данном возрасте.

Праздничные массовые мероприятия

Ученики класса постоянно принимают участие в школьных мероприятиях, посвященных различным датам, событиям; участники ансамбля выступают на городских и областных сценах.

Вечера тихого чтения

Прививать любовь к книге, делать чтение потребностью необходимо со школьного возраста. Воспитанники детского дома – школы круглосуточно находятся под присмотром педагогов, и организовать процесс чтения в вечернее время не предоставляет особой трудности.

Соревнования

В школе преподавание физической культуры поставлено на высокий уровень, после уроков работают спортивные секции, проводятся соревнования между классами, состязания в личном первенстве. Желающие тренируются в городских спортивных учреждениях и принимают участие в городских, областных и российских соревнованиях.

КВН

Мероприятия в форме КВНа интересны воспитанникам любого возраста, темы для него могут быть из любой сферы знаний. КВНы можно проводить и внутри класса, и между классами, и как общешкольные мероприятия.

Конкурсы

Любой конкурс заставляет поддерживать в тонусе творческий потенциал ребенка. Внутришкольные конкурсы сплачивают класс, пробуждают командный дух.

Викторины

Благодаря викторинам обучающиеся могут блеснуть эрудицией в различных областях познаний. Викторины посвящены памятным датам, истории Отечества, безопасному поведению в различных ситуациях, Вооруженным Силам и т. д. 

1.6. Условия реализации методической разработки

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной внеклассной работы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и школьной организации СЮС – Союз Юных Спортсменов;
  • совместная деятельность с воспитателями школы – интерната, с учреждениями дополнительного образования; с Анжерским казачьим обществом, кадетским классом и ансамблем казачьей песни “Раздолье”; со школьным и городским краеведческим музеями.

Данная работа проводится в Детском доме – школе № 35 города Анжеро – Судженска.