Пояснительная записка
В настоящее время, все большее число психологов и педагогов высказывают мысль о том, что школа как важнейший инструмент формирования личности человека вместо школы вчерашнего дня – школы “натаскивания”, “интеллектуального насилия” – должна стать школой радости, школой интеллектуального развития (В.Э. Чудновский, М.А. Холодная, Д.Г. Левитес).
В отечественной психологии хорошо известно положение о том, что достигнутый субъектом уровень умственного развития в значительной мере определяется сложившимися у него формами мыслительной деятельности (Л.С. Выгодский).
Очень часто учителя, да и сами дети, бывают, недовольны результатами обучения в школе. Кто-то смиряется с ситуацией, некоторые пробуют ее объяснить, списывая проблемы на усложненность программ, невнимание или слабую подготовку ребенка, неспособность детей к эффективному и качественному усвоению материала. Кроме этого проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.
Особое внимание в этом вопросе стоит уделять обучающимся и воспитанникам которые вынуждены обучаться и воспитываться в условиях интернатных учреждений, так как у них отмечается:
- длительная социально-культурная депривация (в частности пребывание с момента рождения в условиях “дома ребенка” и дошкольного детского дома);
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- ограниченные фрагментарные знания об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
В связи с этим прослеживается необходимость внедрения уроков психологического развития на этапе младшего школьного возраста (1-4 класс), и младшего подросткового возраста (5-6 класс), направленных на обеспечение необходимого уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся в связи с изменившимися условиями проживания.
В последнее время, все больше число ученых сходится во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости к обучению, кроме этого особое внимание уделяется процессу адаптации обучающихся при поступлении в начальную школу, при переходе из начального звена в основное. Процесс адаптации предполагает:
- адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
- адекватную систему отношений и общения, обучающихся с окружающими;
- способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В связи с этим прослеживается необходимость ведения “Курса успешного ученика” на этапе 1 ступени обучения (1-4 класс), и 2 ступени обучения (5-6 класс), направленного на обеспечение развития уровня психологического развития, повышения адаптивных возможностей организма обучающихся на каждом возрастном этапе развития.
- Первая часть “Курса успешного ученика” составлена на основе программы Н.П. Локаловой “Уроки психологического развития в школе” и носит название “Уроки психологического развития для обучающихся 1-6 классов”. В данной программе внесены изменения в тематическое планирование, за счет расширения часов и количества встреч для обучающихся специальных (коррекционных) классов;
- Вторая часть “Курса успешного ученика”, содержит тренинговые занятия для обучающихся 1-ог и 5-го класса “Жить в мире с собой и другими”. Тренинговые занятия направлены на преодоление дезадаптации детей при переходе из дошкольного детства в начальное звено, из начального звена в основное звено, а также на психологическую поддержку обучающихся, в ситуации эмоционального напряжения.
- Третья часть “Курса успешного ученика” содержит программу классных часов: “Часы общения” организуемый и проводимый классным руководителем. Данные уроки направлены на психологическую поддержку младших подростков в ситуации эмоционального напряжения.
- Четвертая часть “Курса успешного ученика” содержит систему взаимодействия педагогического коллектива и медицинских работников, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников через формирование потребности в ЗОЖ
Для отслеживания динамики интеллектуального, психоэмоционального развития обучающихся 1-6х классов используется комплекс диагностических мероприятий, позволяющий отследить наличие или отсутствие динамики в развитии обучающихся.
Диагностическое изучение проводятся в два этапа: на начало и конец учебного года в 1-х, 4-х, 5-х, 6-х классах, а также с вновь прибывшими детьми в течение учебного года. По итогам изучения проводится мониторинг общего развития обучающихся.
Диагностическое изучение составлено из комплекса диагностических батарей с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.
“Курс успешного ученика”
Часть первая:
“Уроки психологического развития для
обучающихся 1-6 классов”
“Уроки психологического развития для обучающихся 1-6 классов” содержат задания, которые выполняются в игровой форме. Данный прием позволяет поддерживать интерес к работе не только в начальных классах, но и у обучающихся 5-6 классов. На уроках психологического развития не ставятся отметки, хотя оценивание происходит, в результате чего, ученики избавляются от “отметочной психологии”, у них формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.
Уроки психологического развития имеют определенную структуру организации: вводная часть, основная и заключительная часть
Задачами вводной части являются создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения и подготовка внимания, мелкой моторики к работе в основной части. Для этого, как правило, используется улыбка и добрые слова друг к другу, графический диктант.
Содержание основной части урока является целенаправленное развитие, прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (классификации, обобщения, установления закономерностей, анализа, синтеза, гибкости). Другими развиваемыми психологическими процессами являются память, внимание, воображение, пространственные представления, внутренний план действий. В качестве важной составляющей основной части уроков психологического развития 1-6 класса, выступает развитие личностных характеристик обучающихся: осознание разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
В системе заданий реализован принцип “спирали”, то есть, возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении задания. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему они научились на данном уроке.
При проведении уроков следует учитывать следующие моменты:
- Очень важно, чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию, поэтому если понадобится, то педагогу стоит 2-3 раза объяснить, как делать то или иное задание;
- Необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления тестового материала;
- Обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен только помогать, объяснять, направлять.
Данные занятия содержат довольно эффективный подход, направленный на развитие ряда параметров, входящих в понятие “обучаемость”, и обеспечивающих “победное учение детей”. Среди данных показателей необходимо выделить важнейшие:
- Быстрота реакции;
- Психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности (внимание – концентрация, переключение, распределение, все виды памяти, воображение);
- Умение логически мыслить – классифицировать, обобщать, устанавливать закономерности, анализировать, синтезировать.
Занятия по данной программе для обучающихся 1-4 классов рассчитаны на один год в количестве:
1 класс – 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу);
2-3 класс – 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу);
4 класс – 34 часа (1 раз в неделю по 1 часу).
Беря во внимание, что на базе образовательного учреждения существуют специально (коррекционные) классы (с(к)к), то данная программа может быть реализована для обучающихся данной категории, для этого вводится дополнительное количество часов и увеличивается частота встреч, до трех раз в неделю:
1-4 классы (с(к)к) – 51 час в год (3 раза в неделю по 30 минут)
Занятия по данной программе для обучающихся 5-6 классов рассчитаны на один год в количестве:
5-6 класс – 68 часов (2 раза в неделю по 1 часу).
Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения, проводить сеансы релаксации.
Для оценки эффективности уроков психологического развития, возможно, использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность и, следовательно, выше развивающий эффект;
- Особенности поведения обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты уроков.
Косвенным показателем эффективности уроков психологического развития является повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, повышение уровня интеллектуального развития, перевод обучающихся классов с(к)к в классы традиционного обучения.
Развитие обучающихся начиная с младшего школьного возраста по младший подростковый возраст и устранение имеющихся отклонений, имеет очень важное следствие, т.к. создает психологическую базу для формирования уверенности, а себе, чувства собственного достоинства – то, к чему так сензитивен ребенок и чего он хотел бы достигнуть.
“Курс успешного ученика” Часть
вторая:
тренинговые занятия “Жить в мире с собой и
другими”
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени
тревожной. Ребенок, идя в начальную школу, в пятый класс, или попадающий в условия проживания детского дома-школы, переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителя, об основных особенностях и условиях обучения и воспитания, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса группе. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется, не хочет идти в школу, начинает бродяжничать.
Поэтому цель тренинговых занятий “Жить в мире с собой и другими”:
- Оказание психологической поддержки обучающимся и воспитанникам с повышенным уровнем психологической ригидности в ситуациях эмоционального напряжение (переход их дошкольного детства в начальное звено, из начального звена в основное, вновь прибывшие дети)
Тренинговые занятия рассчитаны на 20 занятий. Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемое время проведения занятий – третья и четвертая четверть учебного года. Группа должна состоять из обучающихся с сниженной степенью адаптации, дезадаптированных детей. Количественный состав группы должен не превышать 10 человек.
Для проведения занятий необходимо использовать кабинет психолога, зал для релаксации. Обязательное требование – расстановка стульев по кругу, так чтобы обучающиеся могли легко видеть друг друга и общаться между с собой.
Необходимые материалы: магнитофон, карандаши, фломастеры, мячи для релаксации, альбомные листы, ватман, тетради для записей.
Структура тренинговых занятий “Жить в мире с собой и другими”
Тренинговые занятия предполагают включение в работу всех компонентов личности ребенка: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Участникам тренинга предлагается выполнять задания и упражнения, а также разыгрывать различные сценки из жизни: конфликтные ситуации, ситуации совместной жизни, знакомства, борьбы мнений и т.д. В конце каждого упражнения проводится обсуждение. Участники занятия сравнивают себя с другими, делают выводы относительно своих успехов и ошибок и, учитывая их, стремятся совершенствовать свое поведение в новых жизненных ситуациях.
Основная гуманистическая идея занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой, приняв себя, преодолев стереотипы, мешающие ему в реализации собственных потребностей.
С методической точки зрения занятия тренинга построены так, чтобы не было утомительного для участников однообразия. В процессе занятий постоянно чередуется работа в круге, в парах и микрогруппах, подвижные игры, ролевые игры, тематические беседы и обсуждения, которые объединены в одно смысловое целое. Кроме того, тренинговые занятия построены по принципу “от простого к сложному”, для более глубокого усвоения обучающимися навыков и знаний, повышения эффективности занятий.
Большинство упражнений должно проводится в сопровождении музыкального фона, что делает тренинговые занятия приятными, интимными, способствует более глубокому самораскрытию и раскрепощению участников занятий и помогает формировать у них определенное настроение.
Правила поведения на тренинговых занятиях:
“Курс успешного ученика”
Часть третья:
программа классных часов “Часы общения”
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и педагога на него, и насколько этот процесс будет эффективен.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно организовывать их самообслуживание, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Учитель он должен помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школьными правилами.
Г.А. Цукерман называет этот период своеобразной в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстникам и самим собой. Отсюда задача – “выращивание” собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, непохожее на собственное.
Поэтому, смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интересным.
Программа “Часы общения” разработана для учителей начальных классов и классных руководителей общеобразовательной школы, для того, чтобы педагог помог ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами
Цель программы: Способствовать повышению качества общения, осознанию и переосмыслению своего поведения, своей настоящей и будущей роли в обществе, через гармонизацию личности обучающихся способствующей их дальнейшей эффективной социально-психологической адаптации.
Программа “Часы общения” рассчитана на 14 занятий, продолжительность каждого занятия – 45 минут. Занятия проводятся один раз в неделю. Рекомендуемое время проведения занятий – первая и вторая четверть учебного года.
Для проведения занятий необходимо использовать кабинет психолога, зал для релаксации. Обязательное требование – расстановка стульев по кругу, так чтобы обучающиеся могли легко видеть друг друга и общаться между с собой.
Необходимые материалы: магнитофон, карандаши, фломастеры, мячи для релаксации, альбомные листы, ватман, тетради для записей.
В основу программы “Часы общения” положены восемь тем – направлений, содержание которых и составляет 14 занятий. В программе использованы следующие методы: ролевые игры, групповые беседы, дискуссии, элементы психотренинга.
Системная работа, организуемая педагогом-психологом, учителем начальный классов, классным руководителем в рамках “Курс успешного ученика” – направлена на осуществление комплексного подхода в создании условий для формирования новых возможностей, психологических навыков и процессов, повышение адаптивных возможностей обучающихся с младшего школьного до младшего подросткового периода. Данная работа должна носить целостный характер и ориентироваться на развитие личности и психического мира ребенка в целом.
“Курс успешного ученика” Часть
четвертая:
Профилактические мероприятия направленные на
сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Профилактические мероприятия обеспечивают:
- Охрану здоровья обучающихся на основе организации охранительного режима и использование дозированных учебных нагрузок. Данная деятельность способствует снижению утомления у обучающихся при переходе из дошкольного звена в начальную школу и из начальной школы в основное звено, а также повышению работоспособности и уровня концентрации внимания у данной категории обучающихся. Для осуществления профилактической работы с обучающимися обязательный дневной сон (в начальном звене), витаминизация в течении всего учебного года, введение обязательной прогулки на свежем воздухе, а также построение урока с учетом гигиенических критериев рациональной организации урока и соотношение основных факторов учебного процесса обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакцию обучающихся на учебную нагрузку (по С.М. Громбаху).
- Укрепление здоровья посредством нормированной нагрузки в соответствии с группой здоровья на уроках физкультуры, обязательное использование физ. минуток, включающих в себя упражнения дыхательной гимнастики, комплексы для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, гимнастику для глаз как в урочное, так и во внеурочное время, использование закаливающих процедур и утренней гимнастики
- Изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости учащихся используя данные мониторинга функционального и физического состояния обучающихся, данные глубокого медицинского осмотра, а также учет заболеваний в течении учебного года.
Программа “Курса успешного ученика” способна решить следующие задачи:
В результате прохождения программного материала “Курса успешного ученика” у обучающихся 1-6 классов (классов традиционного обучения и специально (коррекционных) классов) должны быть сформированы:
– устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
– основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
– адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
– адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
– положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
расширены:
– представления об окружающем;
– уровень познавательной активности, памяти, внимания, восприятия;
повышен:
– уровень работоспособности;
– уровень речевой активности;
– уровень познавательной активности.