Комплексно-целевая программа развития одарённых детей "Золотые россыпи"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


В рамках реализации ПНПО на первый план выдвигается основная задача современного образовательного учреждения: организация сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на качественное становление личности ребенка, умеющей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Поэтому каждой школе необходима своя комплексно-целевая программа развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Паспорт комплексно-целевой программы

Наименование комплексно-целевой программы “Золотые россыпи”
Заказчик Совет лицея
Основные разработчики Рабочая группа из представителей администрации, членов Методического Совета и педагогов.
Цель:

Выявление одаренных детей и создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников

Задачи:
  • Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей
  • Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности
  • Профориентация молодежи на наукоемкие профессии
  • Информационно-методическое обеспечение участников Программы
  • Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализация программ профильного обучения
  • Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска
  • Создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации участников Программы на научно-исследовательскую деятельность
Сроки реализации Программы: 2006- 2010 г.
Орган, ответственный за реализацию Программы: Научно-методический Совет лицея

Зам. директора по научно-методической работе

Источники финансирования: Бюджет, привлеченные спонсорские средства, гранты
Ожидаемые конечные результаты:
  • Повышение качества знаний в лицейских и пролицейских классах до 60 %
  • Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников лицея
  • Увеличение удельного веса численности обучающихся (процент от общего количества учащихся лицейских 8-11 классов), принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях:
  • На школьном уровне до 50 %
  • На муниципальном уровне до 20 %
  • На областном уровне до 3 %
  • Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории

Содержание разделов комплексно-целевой Программы

1. Пояснительная записка

1.1. Статистические данные об участии и результативности учащихся на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня по итогам трех последних лет.

1.2. Причины, вследствие которых наблюдается такая результативность.

1.3. Важнейшие факторы, влияющие на эффективность работы с одаренными детьми.

1.4. Ресурсное обеспечение.

1.5. Материально-техническая база лицея.

2. Этапы выполнения Программы

2.1. Аналитический – 2006 год.

2.2. Этап социально-психологической и методической подготовки педагогов лицея, ознакомления с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. – 2006 – 2007 год.

2.3. Диагностический – 2006 – 2007 год.

2.4. Этап формирования системы работы с одаренными детьми – 2007 – 2009.

2.5. Рефлексия и обобщение опыта – 2009 – 2010 годы.

3. Мероприятия проводимые в рамках реализации Программы

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители и ответственные

 

Создание научно-методического совета по координирующего проведение мероприятий Программы

2006 год

Зам. директора по НМР

 

Анализ и создание условий, необходимых для реализации Программы

2006-2007

Зам. директора по НМР

 

Переподготовка и повышение квалификации специалистов лицея (педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми), введение должности зам. директора по научно-методической работе.

2006-2007

Зам. директора по научно-методической работе
 

Выделение рабочего времени педагогам для возможности осуществления индивидуальной или малогрупповой работы над исследовательскими проектами

В течение всего срока реализации

Зам. директора по УВР

 

Разработка и издание методических рекомендаций по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, диагностических, развивающих программ и методик.

2007-2010

Научно-методический Совет

 

Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей.

В течение всего срока реализации программы

психолог

 

Создание базы данных об учащихся на основе комплексной оценки

2006-2007

Зам. директора по НМР

 

Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся, склонных к интеллектуальному труду

В течение всего срока

Зам. директора по НМР

 

Проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях подростков и педагогов

В течение всего срока реализации

психолог

 

Проведение профориентационной работы с учащимися для определения сферы интересов и практического применения результатов исследовательской деятельности.

В течение всего срока реализации программы

Классные руководители

 

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

  • преподавателей и студентов ВУЗов в качестве научных консультантов по вопросам исследований учащихся.
  • специалистов различных направлений и профилей других учебных учреждений (в том числе учреждений дополнительного образования)

В течение всего срока реализации программы

Зам. директора по научно-методической работе
 

Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.

В течение всего срока реализации

директор

 

Создание условий библио-информационного обеспечения.

2006

библиотекарь

 

Укрепление материальной базы информационно-библиографического центра для тиражирования альманаха лучших работ учащихся

2007

директор

 

Создание банка данных о творческих конкурсах различного уровня и условиях участия в них

В течение всего срока

Зам. директора по НМР

 

Создание научного общества учащихся для реализации условий взаимодействия и взаимного обогащения учащихся, склонных к научному труду.

2006

Зам. директора по НМР

 

Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся

ежегодно

Зам. директора по НМР

 

Создание фонда помощи и поддержки одаренным детям для участия в выездных олимпиадах, конкурсах, конференциях, регионального уровня.

2006

Попечительс-кий совет

 

Разработка порядка поощрения (награждения) учащихся, имеющих стабильно высокие результаты на олимпиадах, конкурсах, конференциях районного, регионального уровня.

2006

Совет лицея

 

Проведение ежегодного приема в честь победителей олимпиад и отличников учебы

ежегодно

Зам.директора по ВР

 

Повышение компьютерной грамотности педагогов и учащихся для более полного использования ИКТ.

В течение всего срока

Зам. директора по НМР

 

Разработка “портфолио” учащегося для отражения его успехов

2006

Методический Совет

4. Финансирование программы

Статьи расхода

Сумма

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

  Премии для учащихся, имеющих стабильно высокие результаты    

+

  Оплата участия в выездных конкурсах регионального уровня    

+

  Организация приема в честь победителей олимпиад, конкурсов и отличников учебы  

+

+

  Укрепление материальной базы учебных специализированных кабинетов для осуществления возможности исследовательской деятельности.  

 

+

 
  Оборудование конференцзала интерактивной доской  

+

 
  Оплата занятий учителей с учащимися по Программе “Золотые россыпи”  

+

 
  Типография для выпуска альманаха    

+

  Компьютерная фотолаборатория    

+

  Ксерокс для библиотечно-информационного центра    

+

  Расходы на техническое сопровождение оборудование (заправка катриджей, бумага, ремонт)    

+

  Цифровая видеокамера для экспериментальной деятельности    

+

 

Обучение на специализированных курсах педагогов, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми, в рамках повышения квалификации

   

+

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

6.1. Количественные и качественные показатели участия школьников в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.

6.2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

6.3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

6.4. Рост профессионального мастерства учителей, отраженный в “портфолио” учителя-предметника.

6.5. Уровень социальной успешности выпускников.

7. Формы представления результатов Программы

7.1. Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы.

7.2. Написание педагогами лицея методических рекомендаций по проблеме эффективной взаимодействия с одаренными детьми.

7.3. Публикация в информационных изданиях издательских фирмах “Сентябрь”, “1 сентября” и др. материалы по инновационным развивающим технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

7.4. Материалы научно-практических семинаров, проведенных в лицее.

7.5. Выпуски альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами учащихся.

7.6. Тематическое методическое пособие с обобщением опыта работы с одаренными детьми.

7.7. Проведение ежегодного “Дня науки” в рамках презентации проектной деятельности учащихся.