Визуальный фон: захватывающий мир истории великих культур.
Идея: интерпретация по мотивам росписей фресок египетских пирамид.
Тип уроков: систематизация полученных знаний и ознакомление со спецификой создания художественного образа, изучая и исследуя предложенную историческую эпоху.
Цель: использование и примененние информации в творческом процессе. Понять природу рождения художественного образа.
Задачи:
- образовательная – выявить уровень оперирования знаниями;
- развивающая – способствовать совершенствованию владения композиционными, колористическими, техническими и технологическими приемами и средствами, умению работать с предложенным источником и творчески его интерпретировать;
- воспитательная – помочь приобщиться к культурным достижениям мира и стимулировать потребность в постоянной познавательной деятельности.
“Вчерашний день создал меня и сегодня я
здесь,
чтобы творить день завтрашний”
(Рамзес II)
Рассмотрение художественных произведений разных народов и эпох – это очень сложный (как эмоционально, так и психологически) процесс понимания детьми другого мироощущения.
Часто такое ознакомление сводится к простому поверхностно - натуралистическому описанию. Существующие тенденции школьного образования отдают предпочтение искусству словесному, тем самым ограничивая другие виды постижения.
Открыть детям иной, особый язык художников, в искусстве не словесном по своей сути – это одна из основных системных задач Детской Академии искусств и наших занятий по ДПИ и цветоведению.
Инновационность нашего заведения определят координальные изменения форм и методов воспитания, которые должны обеспечить реализацию творческого потенциала и созданию междисциплинарных связей на основе авторской концепции народного артиста Украины, академика Академии искусств Украины, члена-кореспондента Академии педагогических наук Украины, профессора Чембержи Михаила Ивановича.
Построение произведения с использованием определенных материалов и инструментов, передача пространства и настроения разными техническими и технологическими приемами, методика формообразования и цветопередачи – это те специфические выразительные средства, оперируя которыми дети получают замечательную возможность для реализации своих идей. (Для кого-то, из маленьких студентов, это наиболее органичный и приемлемый язык воплощений).
Изобразительное искусство, как любой другой язык, имеет свою грамматику в виде определенных закономерностей, изучение которых позволит будущим взрослым людям стать носителями образного мышления, тонкого восприятия с возможностями глубинно-интуитивного постижения.
Исследуя египетские рельефы и фрески, мы можем наглядно проанализировать стилистику приемов изображений ранних стадий развития художественных культур, творчески интерпретируя, а возможно и вдохновенно импровизируя.
Включаясь в работу над поставленным заданием, ребенок сообщит о понимании другого времени, о своих приоритетах, а главное – о своих представлениях, чувствах, умении видеть красоту и заявить о праве на вымысел.
Впечатления, пропущенные через душу детей, воплотятся в цельные и яркие художественные образы, потому что в них пульсирует энергия неравнодушного маленького художника. Ведь известно, что механизм запоминания заложен в наших чувствах и эмоциях.
То есть, путь к рождению произведения лежит через ощущение, восприятие, поиск, отбор, сопоставление, обобщение, где проявится необходимая синтетическая работа мышления.
Сам процесс творчества в значительной степени зависит от возникновения определенных ассоциаций.
Таким образом, работа начинается задолго до того, как ребенок прикасается к плоскости бумаги.
Параллельно этому заданию выполняются специальные упражнения, которые позволяют детям максимально реализовать замысел, решить учебно-аналитические задачи и основную проблему- эмоциональной выразительности.
Зрительная система работает на трех уровнях:
Наша задача объединить все эти процессы, тем самым активизировать работу как правого, так и левого полушария головного мозга.
Исполнение ряда упражнений также связаны с изучением и осмыслением композиционных законов, закономерностей и приемов.
Задания могут иметь характер как общий, так и специальный.
Общие понятия работают в любых композиционных построениях. К ним относятся: цельность, симметричность, асимметричность, ритмичность, пластичность и т. д.
Как специальная, предлагается к рассмотрению тема: “Орнамент – украшение в чистом виде”.
Попробуем разобраться и осмыслить понятие ритма, метра, мотива, стилизации, как основных компонентов построения простых ритмических рядов, используя геометрические и растительные мотивы.
Поиск орнаментальной организации плоскости сопровождается естественным отказом от объемной характеристики, способствуя быстрому пониманию специфики изучения основ ДПИ.
Анализируя варианты композиционных построений, хорошо, если учитель обратит внимание, что в любом изображении присутствует ритмическая основа и пластические связи (плавность переходов одних элементов в другие), и что декор – это универсальное средство украшения и гармонизации произведения. Недаром орнамент, песня, миф, легенда – это те формы человеческого творчества, которые неуничтожимы временем и так любимы народами, населяющими Землю.
Тема, замысел автора, направление сюжетной линии, соотношение основных масс, определение композиционного центра, главного и второстепенного, невозможно без колористического звучания. Поэтому составной частью учебного процесса в нашей Академии есть предмет “Основы цветоведения”, теория, которая может органично исследоваться в практической плоскости.
Главное - понять, что цвет может не только характеризовать объекты, но и подчеркнуть и усилить эмоциональную выразительность, являясь средством для воплощения замыслов.
Основные принципиальные приоритеты:
- традиции и прошлое, как наследие духовной энергии народов;
- ритм, как настроение;
- стиль, как индивидуальность;
- личность студента, как воплощение божественной гениальности, где дух определяет материю, а не наоборот.
- Самостоятельный опыт художника – это благодатная сила, которая наполняет содержанием общее представление студента о предмете.
- Идея, как основа композиционных построений.
Вывод: Успешно развивать творческие способности в принципе возможно при условии адекватной организации теоретическо-практической деятельности.
„Входя под древние своды, не собираемся
оставаться жить под ними, но всегда помним
поучительные начертания, усмотренные на
старинных камнях.
Знания старины убережет от излишнего
самохвальства.
А вдруг окажется, что когда-то что-то лучше делали
или знали нечто нами утерянное"
Египтяне были странным народом ... Они не создавали искусство только ради искусства, ища прекрасное и утонченное, чтобы порадовать глаз, ум и сердце.
Каждое произведение или артефакт имеет четкую определенную функцию: то ли как предмет повседневного использования, то ли как проявление религиозности этого народа ...
Но если учесть, что египтяне положили начало практике теоретического обоснования самого процесса рисования и все-таки смогли определить композиционные закономерности, найдя сущность прекрасного, ясно, что обойти вниманием такую эпоху мы не могли.
Источник вдохновенья —> культура древнего Египта.
Основная цель: Интерпретация росписей фресок египетских пирамид. Развитие творчески - креативного мышления. Определение понятия декоративности.
(Декоративность – от лат. „dесогаге" - „украшать").
Актуальность проекта:
Ответ поищем в искусстве древних народов.
Образцы египетских фресок – прекрасный пример декоративно-художественного мышления с характерной для этого периода плоскостной трактовой формы, цвета и пространства.
В то же время следует заметить, что возможность путешествовать во времени позволит сделать еще один шаг к пониманию специфики стиля эпохи.
Не случайно египтяне толковали слово „художник”, как – „тот, что творит жизнь”.
Основной метод творческого наблюдения —> ассоциация (от латинского „association”, что переводится, как „соединение”)
Ассоциация – это попытка соединить информационную среду с собственным эмоциональным состоянием.
Вид искусства: декоративно – прикладное творчество
Усвоение художественной терминологии:
Интерпретация – основанное на собственном толковании (творческое исполнение).
Воплощение замысла – придумывание конкретных форм (визуализировать замысел).
Формат – размер листа.
Эскиз – предварительный набросок, замысел будущей композиции.
Сюжет (фр. „sujet” – „подложенное”) – образное воссоздание замысла.
Пропорциональность ( лат.”proportion”- „соотношение”) – один из основных принципов композиции (соотношение частей целого).
Целостность (переводится, как „который имеет внутреннее единство”) – качество восприятия.
Масштабность – соотношение размеров.
Тождественность – равенство, одинаковость нескольких форм.
Ритм – чередование, повторение в определенной последовательности элементов композиции.
Компоновать – собирать целое из отдельных частей.
Сюжетно-композиционный центр – часть композиции, которая четко выражает главное, включает в себя сюжетную завязку с основными действующими лицами и аксессуарами.
Стиль (лат. stilus” –„ палочка для письма”) – единство содержания художественной формы, образной системы, что сложилась в конкретные исторические периоды.
Символ (гр.”symbolon”–„ знак, примета, признак”) – условное обозначение любого понятия, предмета, явления.
Гипербола (гр. „hiperballo” – „прохожу через что-либо”) – художественный прием преднамеренного преувеличения с целью усиления выразительности.
Смежные цвета – главные цвета, размещенные в спектральном кругу рядом, которые образуют условную границу для определенных оттенков (красный и желтый средний, голубой и ультрамарин и т.д.).
Родственные цвета – похожие, подобные.
Колорит – система соотношений цветов и оттенков с четко выраженной доминантой.
Контраст – ярко выраженная эмоциональная противоположность по форме, цвету, светотени, фактуры и т.п.
Задание: Построение фронтальной тематической композиции с определеным эмоциональным звучанием.
Особенности: Плоскостный характер выполнения.
„фронтальная композиция” происходит от лат. „fгоntіs", или фран. „fгоntаl", переводится, как „лобовой " и отличается от других видов двухмерностью, то есть изображение может передаваться условно.
Условия для достижения цели:
1. Приобщиться к духовной сокровищнице искусства Древнего Египта через полноценное творчество и сотворчество.
2. Синтезировать изобразительные средства выразительности с умелым использованием основных композиционных законов и колористических закономерностей.
3. Свободно владеть приемами техники гуаши.
4. Выполнять упражнения на закрепление выученных законов, приемов композиции и формирование представлений о роли этих средств в практическом воплощении авторской идеи.
5. Ознакомиться с принципами построения орнаментальных структур.
Содержание поставленных композиционных заданий:
1. Создать сюжетную композицию с акцентом на организацию предметного пространства.
2. Основные принципы и условия решения замкнутой композиции:
а) компоновка элементов в заданной плоскости;
б) ритмическая организация;
в) выявление композиционного центра;
г) второстепенное подчинить главному, а главное - общей идее сохранения единства и целостности;
д) тождественность - самая простая связь между элементами.
- Статическое и динамическое равновесие на плоскости.
- Гармоничное сочетание контрастов и нюансов. Контраст как средство усиление динамичности и выразительности.
- Орнамент как метод организации композиции. Декор как возможность обогащения пространства.
Основные учебные вопросы по цветоведению:
Цвет как средство образной и эмоциональной выразительности:
- Понимание декоративных возможностей цвета.
- Цвет как пространственный ритм. „Выступающие" „Отступающие" цвета.
- Использовать изменение светлости и насыщенности главных цветов спектра.
- Контрастно-родственные сочетания хроматической группы с ахроматической. Проследить действие симультанного контраста.
- Цветовая гармония и колорит.
Поставленные задания способствуют:
* творческому развитию художественно-профессиональной грамотности и мастерства в сфере декоративно-прикладного искусства;
* умению анализировать, синтезировать и интерпретировать;
* сознательно применять приобретенные знания в процессе творчества;
* развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства, творческой инициативы;
* выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Последовательность творческого процесса:
- ознакомление с темой и основной целью задания;
- осмысление, систематизация, анализ приобретенных сведений;
- поиск возможных вариантов (выполнение предварительных эскизов);
- композиционная интерпретация и звучание сюжетной линии;
- разработка, уточнение линейного и колористического решения. Выбор окончательного варианта;
- выполнение специальных заданий;
- практическое воплощение идеи;
- завершающий этап - выполнение проекта и его экспозиция.
Вывод:
Искусство - это огромное достояние человеческой культуры, где важнейшей чертой можно считать отображение мировоззрения художника как личности, которая познает мир и вдохновенно делится своими размышлениями, тем самым влияя на мысли и чувства других людей.
Мы пытались постичь стилистические достижения, рассмотреть характерные особенности, которые сложились в том историческом отрезке времени, что называется “египетской культурой”, и немножко пофантазировать.
Наше путешествие завершено и остались прекрасные художественные произведения, которые будут волновать и вдохновлять на будущие размышления.
Желаем захватывающего путешествия во Вселенную нового творчества!