Внеклассное занятие по теме "Музыка Средневековья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Создание условий для знакомства с музыкой Средневековья.

Задачи:

  1. Развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей.
  2. Развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
  3. Знакомство с творчеством вагантов, трубадуров, менестрелей и др.

Оборудование:

  • музыкальный центр
  • диапроектор
  • тексты песен
  • слайды с изображением средневековых замков и музыкальных инструментов
  • таблички: трубадур, миннезингер, вагант, менестрель, шпильман,
  • скоморох, трумен, месса, мотет, Гвидо д`Ареццо, эпиграф.
  • записи музыкальных произведений.

Предварительная подготовка: инициативная группа детей подбирает материал.

Разучивание песен солистами для музыкальной демонстрации.

“Удел наш - музыке людской творений
И музыке миров внимать любовно,
Сзывать умы далеких поколений
Для братской трапезы духовной”.

Ход урока (Звучат “Фанфары” Г. Пёрселла )

Учитель: Чем больше узнаешь музыку, тем больше удивляешься: сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Над искусством время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. Лучезарные города-памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, пламенные стихи, запечатлевшие жар сердца средневекового рыцаря, - все это чудеса, подаренные нам искусством.

(Звучит пьеса “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского. Одновременно демонстрируются слайды с видами Средневековых замков).

Учитель: Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Эта музыка вызывает у слушателя сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. Искусство несет в себе душу времени, и прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, “примеряя” их к современности.

Композиторы все чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие много веков назад.

(Звучит фрагмент “Кармина Бурана” К. Орфа, (по мотивам старинных Баварских песен)

Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных - ведь в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы силы и величия: блистательная Античность, озаренное духовностью Средневековье, любознательное Возрождение, гармоничный Классицизм и мечтательный Романтизм. Есть свое величие и у музыки XX века.

Нам сегодня представилась возможность познакомиться с музыкой Средневековья и некоторыми современными произведениями, навеянными романтикой этой эпохи.

В добрый путь!

1 ведущий: Музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества.

Она входила в число Семи свободных искусств, и центрами обучения музыки поначалу были монастыри, а XII в. – соборы и университеты. В раннем Средневековье развивается как духовная, так и светская музыка. Первая представлена церковной музыкой, вторая – народным творчеством странствующих музыкантов.

(В исполнении юноши - ученика школы звучит песня Д. Ф. Тухманова “Из вагантов”)

2 ведущий: Мало кто знает, что слова только что прозвучавшей песни написаны в средние века, бродячим монахом, вагантом, школяром или студентом, как сказали бы мы сегодня.

Давайте и мы с вами споем сейчас эту песню. (На примере 1 куплета знакомимся с мелодией песни и исполняем её вместе с солистом)

1 ведущий: С IX в. формируется устойчивая традиция религиозной музыки. Музыку исполняли монахи, специально обученные пению. Большинство из ранних нотных записей – одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон. Так возник григорианский хорал, по имени папы римского Григория I, которому легенда приписывает утверждение этого певческого жанра. В то время музыку записывали специальными нотными знаками на пергаменте.

(Звучит Григорианский хорал)

2 ведущий: Искусство странствующих музыкантов было поистине универсальным. Они умели сочинять песни, веселые и поучительные сценки, владели цирковыми навыками, играли на различных инструментах – на лютне, средневековой арфе, волынке, на смычковых и ударных инструментах, на колесной лире и на маленьком переносном органе-портативе. (Сопровождается звучанием названных инструментов и демонстрацией слайдов).

1 ведущий: Хотелось бы сразу отметить, что многие из названных инструментов (колесная лира, волынка и др.) были широко распространены и на Руси.

2 ведущий: Во Франции такого мастера называли менестрелем и жонглером, в Германии – шпильманом, на Руси – скоморохом. Они были обязательными участниками всех крупных событий (календарных праздников, ярмарок, пиршеств, празднований военных побед и т.д.).

3 ведущий: Идет время, и музыка претерпевает различные изменения. В XI в. итальянский композитор и теоретик Гвидо д`Ареццо усовершенствовал нотную запись. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий. Гвидо д`Ареццо известен и как автор слоговых названий нот: “ут”, “ре”, “ми”, “фа”, “соль”, “ля”.

Последующее совершенствование нотного письма произойдет в период XIII-XVIв.

4 ведущий: Вскоре появляются записи образцов светского музыкального искусства. Это песни трубадуров - талантливых провансальских поэтов XI-XIV в.в. и их собратьев в северной Франции - труверов, в Германии- миннезингеров. Музыку к своим стихам некоторые сочиняли сами, а многим помогали служившие им менестрели. Они воспевали прекрасную даму, рассказывали о словесных состязаниях рыцарей, желавших как можно изящнее воздать хвалу своей госпоже.

“Счастливые цветы, благие травы,
Где шаг ее медлительно прошел;
Ее речами зазвучавший дол,
Ее стопами смятые муравы…”

(Звучит фрагмент выступления трубадуров и миннезингеров)

Учитель: Нам хорошо известна музыкальная сказка Г. И. Гладкова “Бременские музыканты”, в которой Трубадур тоже поет серенаду для своей возлюбленной.

(Звучит серенада Трубадура в исполнении солиста школьного хора “Настроение”).

1 ведущий: В то время, когда в европейских странах зарождались новые формы светской и духовной лирики, проходило и раннее развитие нового многоголосного стиля.

Месса - главное богослужение католической церкви. Это циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты Библии.

Развитие многоголосия привело и к новым жанрам в светской музыке. Самым характерным жанром в XIII веке стал мотет.

Мотет- духовная светская, многоголосная песня, появившаяся во Франции, а затем распространившаяся по всей Европе. В них одновременно пелись внутренне связанные между собой церковные и светские тексты. Этот жанр стал распространенной формой сатирического искусства Средневековья. Особенно он был любим в университетских кругах. Многие тексты школярских мотетов с увлечением описывают привольное парижское житье.

2 ведущий: Сегодня мы с вами споем старинную студенческую песню.

(Знакомство и исполнение песни “Союз друзей” Б.Ш. Окуджавы).

Большую популярность приобретает бытовая полифоническая форма – рондель или рота. Это обычно канон с шутливым содержанием. Самые известные каноны поются до сих пор. Мы с вами знаем несколько канонов и один из них – “Братец Яков” сейчас исполним (поют канон).

3 ведущий: В XII –XIII в.в. развился особый жанр духовной лирики “лауда” (гимн).

С XIII века гимны распевались в народе как безымянные духовные песни, простые и бытовые.

4 ведущий: В Париже в Сорбонне в XIII в. зазвучит гимн студентов, сочиненный вагантами, который и в наше время поют студенты университетов.

Звучит гимн студентов “Гаудеамус”.

Учитель: Давайте и мы споем эту яркую, торжественную песню.

(Проговариваем латинский текст и исполняем два куплета).

1 ведущий: На полифонической основе и на песнях трубадуров и труверов складывалось творчество композиторов последнего периода средневековья. Этот период получил в истории название “Арс нова”(“Новое искусство”), так как изысканная светская поэзия отныне положена на музыку нового склада, пронизанную особой живостью, богатством звуковых красок.

(Звучит фрагмент музыки “Арс нова”).

2 ведущий: Выдающимся мастером итальянского “Нового искусства был Франческо Ландино по прозвищу “Слепой Франческо”. Он ослеп в раннем детстве, но это не помешало ему стать органистом – виртуозом, знаменитым своими импровизациями.

3 ведущий: Французское “Новое искусство” возглавил композитор и поэт Гильом де Машо, которого современники называли “земным богом гармонии”, “изысканнейшим мэтром”, “Цветом всех мелодий”.

(Звучит музыка Гильома де Машо).

4 ведущий: Сегодня мы с вами узнали, что именно высокое профессиональное искусство

Средневековья и в церкви, и в обществе открыло путь в совсем новую эпоху, которую принято считать началом Возрождения.

(Звучит музыка Робера Баллара).