Пояснительная записка.
Для того, чтобы готовить конкурентоспособных выпускников, необходимо уже в начале учебного года задуматься о том, какие меры надо принять, чтобы ученики смогли удачно написать тест по физике. Контрольные измерительные материалы Единого государственного экзамена и схожие с ними задания централизованного тестирования требуют от учащихся осознанных, прочных и полных знаний по физике и хорошего владения математическим аппаратом. Требований много. Тестовая же форма опроса пока еще не получила широкого распространения в текущем учебном процессе и является для учеников не совсем привычной: ограниченное время и большое число вопросов требуют от экзаменующихся высокой скорости решения, четкости, собранности и организованности. К тестированию учащихся нужно готовить. В нашей гимназии в течение последних 5 лет ведется целенаправленная подготовка учащихся XI классов, желающих сдавать экзамены в форме теста. Делается это на протяжении всего учебного года на занятиях спецкурса “Школа будущего абитуриента”.
О цели и содержании программы.
Цель данной программы подготовить учащихся к государственной аттестации (к устным экзаменам, ЕГЭ) и к вступительным экзаменам. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Коррекция знаний.
Главная особенность программы состоит в том, что изучение, повторение всех разделов физики проходит через решение задач, анализ тестовых заданий.
Для достижения поставленной цели учащиеся на занятии решают задачи из материалов вступительных экзаменов прошлых лет центральных вузов МИФИ, МЭИ, ЛЭТИ т.д., а так же тесты ЕГЭ за 2004, 2005, 2006 г. и демонстрационную версию ЕГЭ 2007.
Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра).
Механика.
Механическое движение, сложение скоростей; относительность движения; средняя скорость. Путь, скорость тела за n-ую секунду равноускоренного движения; движение тела, брошенного горизонтально. Равномерное движение по окружности; ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение). Сила. Второй закон Ньютона; сложение сил; центр тяжести; третий закон Ньютона; силы упругости; закон Гука. Силы трения; коэффициент трения скольжения; сила тяжести; вес тела. Динамика вращательного движения, гравитационные силы; закон всемирного тяготения; движение искусственных спутников; невесомость; первая космическая скорость. Законы сохранения в механике: основные понятия и формулы. механическая работа; мощность; кинетическая и потенциальная энергия. Статика. Жидкости и газы: основные понятия, формулы и закон (Архимедова сила, закон Паскаля)
Молекулярная физика и термодинамика.
Молекулярно-кинетическая теория; идеальный газ; основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа; скорость молекул газа; уравнение состояния идеального газа; изотермический, изохорный и изобарный процессы. Уравнение теплового баланса; внутренняя энергия; работа в термодинамике; количество теплоты; удельная теплоемкость вещества; первый начало термодинамики; применение первого начала термодинамики к изопроцессам. КПД теплового двигателя; выделение энергии при сгорании топлива.
Электродинамика.
Закон сохранения заряда; закон Кулона; напряженность поля. Потенциал электростатического поля; разность потенциалов; электроемкость; конденсаторы; энергия электростатического поля. Теорема Гаусса. Электрический ток; сопротивление
проводников; закон Ома для участка цепи; увеличение пределов измерения амперметра и вольтметра. Закон Ома для замкнутой цепи; работа и мощность тока; закон Джоуля-Ленца. КПД источника тока; электролиз. Зарядка и разрядка аккумулятора. Сила Ампера; сила Лоренца. магнитный поток; закон электромагнитной индукции; самоиндукция; энергия магнитного поля. Правило Ленца.
Оптика и квантовая физика.
Механические колебания. Волны; электромагнитные колебания и волны. Квазиупругие силы. Геометрическая и волновая оптика; квантовая оптика; атом и атомное ядро; элементы теории относительности.
Организация и методика проведения занятий.
В сентябре формируем группу учеников. Программа рассчитана на 7месяцев с октября по апрель, всего 84 часа (по 3час в неделю, за месяц 12 час).
На первом занятии проводим пробное тестирование, используя реальные материалы предыдущих лет. Но в эти тесты не включается задачи из курса физики 11 класса, которые учащиеся еще не прошли. Следующее тестирование — в середине курса, затем — на заключительном занятии. Каждому ученику рекомендуем вести запись своих личных результатов в течение всей подготовки. Потом мы проводим их анализ, сравнение, выясняем тенденцию изменений. Желательно, чтобы учащиеся, выполняя для тренировки задания демонстрационных вариантов, пробовали уложиться в отведенный промежуток времени. Учитель обращает внимание на оформление ответа. Целесообразно, тренируясь в выполнении заданий, строго выдерживать требования к оформлению ответов. Нужно обратить внимание на характер ответов к заданиям частей В и С. решение задания части С должно быть достаточно подробным и логичным, если нужно, обязательно с рисунком (или схемой, графиком) и всеми необходимыми пояснениями.
На занятиях учитель проводит краткое повторение учебного материала, разбирает решение одного варианта тестов по изучаемой теме, дает для самостоятельной работы другой вариант тестов с последующим разбором решений и возможных ошибок учащихся, говорит об оформлении бланков.
Чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя и не боялись приступать к решению задач, разумно учить их общим приемам и подходам к решению заданий. При подготовке к ЕГЭ необходимо обучать приемам поиска способов решения, а для этого следует развертывать перед ними всю картину поиска в трудных заданиях. разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип: от простых типовых заданий до заданий раздела С.
На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое: правильное решенное задание готовит понимание цели следующего.
Особое внимание необходимо уделить третьей группе заданий части С – заданиям повышенного уровня. Эти задания аналогичны заданиям, предлагаемым на письменных вступительных экзаменах по физике для абитуриентов физических факультетов вузов.
Календарный план занятий по физике для слушателей спецкурса “Школа будущего абитуриента”
№ | сроки | Содержание занятия |
1 | октябрь | Вводный тест. |
2 | Основные понятия и формулы кинематики. Решение задач на тему: механическое движение, сложение скоростей; относительность движения; средняя скорость. Решение задач на тему: мгновенная скорость; ускорение; равноускоренное, прямолинейное движение; графики зависимости кинематических величии от времени в равноускоренном движении; свободное падение тел; ускорение свободного падения. | |
3 | Решение задач на тему: средняя скорость при равноускоренном движении; путь, скорость тела за n-ую секунду равноускоренного движения; движение тела, брошенного горизонтально. Решение задач на тему: движение тела, брошенного под углом к горизонту. | |
4 | Равномерное движение по окружности; ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение). | |
5 | ноябрь | Основные понятия, законы и формулы динамики. Решение задач на тему: сила, второй закон Ньютона, сложение сил, центр тяжести; третий закон Ньютона; силы упругости; закон Гука; силы трения; коэффициент трения скольжения; сила тяжести; вес тела. |
6 | Решение задач на тему: движение тела по наклонной плоскости; движение связанных тел. | |
7 | Решение задач на тему: динамика вращательного движения, гравитационные силы; закон всемирного тяготения; движение искусственных спутников; невесомость; первая космическая скорость. | |
8 | Законы сохранения в механике: основные понятия и формулы. Решение задач на тему: импульс тела; изменение импульса тела; импульс силы; закон сохранения импульса. | |
9 | декабрь | Решение задач на тему: механическая работа; мощность; кинетическая и потенциальная энергия. |
10 | Решение задач на тему: закон сохранения энергии в механике; абсолютно неупругий удар; абсолютно упругий удар. | |
11 | Основные понятия и формулы по статике. Решение задач на тему статика. | |
12 | Жидкости и газы: основные понятия, формулы и законы. Решение задач на тему: давление; закон Паскаля для жидкостей и газов; сообщающиеся сосуды; гидравлический пресс; атмосферное давление; Архимедова сила для жидкостей и газов; условия плавания тел. | |
13 | январь | Молекулярная физика: основные понятия, формулы и законы. Решение задач на тему: молекулярно-кинетическая теория; идеальный газ; основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа; скорость молекул газа; уравнение состояния идеального газа; изотермический, изохорный и изобарный процессы. |
14 | Основные понятия и формулы в термодинамике. Решение задач на тему: уравнение теплового баланса; внутренняя энергия; работа в термодинамике; количество теплоты; удельная теплоемкость вещества; первый начало термодинамики; применение первого начала термодинамики к изопроцессам. | |
15 | Промежуточный тест. | |
16 | Решение задач на тему:
превращение механической энергии во внутреннюю;
КПД теплового двигателя; выделение энергии при
сгорании топлива |
|
17 | февраль | Основные понятия, формулы и
законы электростатики. Решение задач на тему: закон сохранения заряда; закон Кулона; напряженность поля. Решение задач на тему: потенциал электростатического поля; разность потенциалов; электроемкость; конденсаторы; энергия электростатического поля. Теорема Гаусса. |
18 | Основные понятия, формулы и
законы на тему постоянный электрический ток.
Решение задач на тему: электрический ток;
сопротивление проводников; закон Ома для участка цепи; увеличение пределов измерения амперметра и вольтметра. |
|
19 | Решение задач на тему: закон Ома для замкнутой цепи; работа и мощность тока; закон Джоуля-Ленца. КПД источника тока; электролиз. Зарядка и разрядка аккумулятора. | |
20 | Магнетизм: основные понятия, формулы и законы. Решение задач на тему: сила Ампера; сила Лоренца. | |
21 | март | Решение задач на тему: магнитный поток; закон электромагнитной индукции; самоиндукция; энергия магнитного поля. Правило Ленца |
22 | Колебания и волны: основные понятия и формулы. Решение задач на тему механические колебания. Решение задач на тему: волны; электромагнитные колебания и волны. Квазиупругие силы и решение задач с помощью понятия квазиупругой силы. | |
23 | Основные понятия, формулы и
законы по теме: геометрическая и волновая оптика;
квантовая оптика; атом и атомное ядро; элементы
теории относительности. Решение задач на тему геометрическая оптика. |
|
24 | Решение задач на тему:
волновая и квантовая оптика; атом и атомное ядро; элементы теории относительности. |
|
25 | апрель | Анализ и решение заданий повышенной сложности (часть С). |
26 | Решение тестовых заданий по текстам ЕГЭ 2005-2006. | |
27 | Решение тестовых заданий по ЕГЭ-2005-2006. Решение демонстрационных версий ЕГЭ 2007 | |
28 | Итоговый тест. (вариант демонстрационной версии 2007 г.) |
Заключение.
На последнем занятии перед подведением итогов проводится опрос учащихся. Школьники заполняют заранее приготовленный бланк.
Фамилия______________________Класс_____________ Что полезного для себя ты взял (а) из занятий “Школа будущего абитуриента” Что бы ты изменил (а) или добавил (а) (в содержании, в ходе проведения т.д)? Твои предложения._______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
Как правило, спецкурс посещают по желанию, с интересом. Учащиеся довольны занятиями. Хорошо отзываются о спецкурсе выпускники, многие из которых учатся в центральных ВУЗ ах: МФТИ, МИФИ, ЛЭТИ, МЭИ, СПбГУ, и т.д. Учащиеся выпускных классов (9 и 11 ) гимназии с 1996года каждый год участвуют в централизованном тестировании при Сыктывкарском государственном университете и показывают хорошие результаты. По результатам централизованного тестирования поступают на бюджетные места ЛЭТИ, СПбГПУ им. Герцена и другие ВУЗы. Выпускники говорят, что подготовка к тестам позволяет более четко готовиться к экзаменам, т.к. тесты охватывают практически все вопросы, которые изучаются в школьном курсе, а спецкурс позволяет углубить и расширить знания.
Выпускники гимназии показали лучшие результаты по республике на Едином государственном экзамене 2006г.
Список используемой литературы:
- .Э.М.Браверман. Тесты и разновидности тестовых заданий., ж-л “Физика в школе”, №8, 2006
- Под ред. И.И. Нурминского. Единый государственный экзамен:физика; контрол.измерит. материалы:2005/2006
- Г.Я.Мякишев, А.З.Синяков. Физика. Колебания и волны. 11класс., учебник для углубленного изучения физики, Дрофа, Москва, 2002
- Савченко Н.Е. “Задачи по физике с анализом их решения” “Просвещение” “Учебная литература”, М., 1996
- Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, изд.3-е, Пособие для учителей, М., “Просвещение”, 1974.
- Славов А.В., Спивак В.С., Цуканов В.В. Сборник задач по физике., Издательство МЭИ, М., 2002
- Коган Б.Ю. Задачи по физике. “Просвещение” , М., 1971
Список литературы для обучающихся:
- Под ред. И.И. Нурминского. Единый государственный экзамен:физика; контрол.измерит. материалы:2005/2006
- Физика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.М, Центр тестирования Минобраования России, 2004
- Единый государственный экзамен: Физика: Контр.измерит. материалы/ сост В.А. Орлов и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, М-во образования, Рос.Федерации, М., Просвещение, 2003