Зачем нужен школе психолог? Существуют разные точки зрения: одни считают, что он необходим для проведения диагностики и выявления проблем, другие - для помощи педагогам в решении личностных проблем, кто-то думает, что психолог - это “скорая помощь” в кризисных ситуациях.
Мы считаем основной профилактическую деятельность, участие психолога в моделировании новой образовательной среды, которая помогла бы снять стрессобразующие факторы учебного процесса, создать ощущение уверенности, успешности и таким образом способствовала бы сохранению психологического здоровья обучающихся.
Психологи лицея используют различные формы для достижения этих целей.
Ведутся различные психологические курсы: “ Основы жизненного самоопределения” (2-4 классы), “Познай себя” (8 класс), “Твоя профессиональная карьера” (9 класс), “Психология успеха” (10 класс). Действует “почта доверия”, через которую каждый ребенок может получить ответ специалиста на интересующий его вопрос. В школьной газете есть страничка психолога, где помещаются интересные и полезные для обучающихся материалы. Например, “Как не потерять самообладания с неприятными для вас людьми”, “Свой среди чужих”, “Как успешно сдать экзамен”, “Хорошее настроение - залог успеха”.
Но сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности,- диктуют необходимость использования специальных мер для формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для усиленного взаимодействия в социуме.
Материнская депривация, дефицит общения со значимыми взрослыми, отсутствие отношений принятия приводит к нарушению взаимодействия ребенка с социальной средой. Возникла необходимость в новых формах общения.
В лицее в течение нескольких лет существуют предметные клубы как внеклассная форма групповой деятельности обучающихся. Она направлена на развитие и поддержание интереса к изучаемому предмету. Разработано положение о предметном клубе. На его основе в 2003 году было создано положение о психологическом клубе (Приложение 1). Целями клуба являются:
- развитие познавательного интереса, интеллекта и творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение запроса обучающихся в более глубоком изучении предмета психологии;
- развитие представлений о ценности другого человека и самого себя;
- усвоение способов решения собственных проблем;
- воспитание коммуникабельности.
Занятия клуба проводятся в соответствии с учебной программой. Тематическое планирование занятий ежегодно меняется в соответствии с запросами старшеклассников, рассматривается на заседании научно-методического совета школы и утверждается директором лицея (Приложение 2). С разных сторон обращаясь к осознанию себя, юноши и девушки приходят к открытию новых отношений. На занятиях клуба мы идем от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, обращаемся к разным сторонам существования участников, их прошлому и тому, какими они хотят быть и как жить.
“Зеркало” - такое символическое название выбрали его первые члены для клуба. В зеркале мы видим себя такими, какие есть. Мы сами – зеркало наших отношений с другими людьми. Важным являются и неформальная сторона занятий, обеспечение психологической поддержки, создание особой “принимающей” среды. Занятия клуба проходят в кабинете психолога, где создана особая обстановка (диван, мягкие кресла, звучит приятная спокойная музыка, шумит самовар).
На таких встречах старшеклассники могут поделиться своими горестями и радостями, получить поддержку и помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. Мы поздравляем друг друга с праздниками и днем рождения, слушаем музыку и читаем стихи (часто свои собственные), за чашкой чая говорим о сокровенном, важном, даже выезжаем отдыхать в лагерь.
Программа занятий клуба обращается к опыту и личности участников, позволяет гибко реагировать на состав членов группы, их состояние, на актуальные для них сегодня вопросы, оставаясь в рамках определенной темы.
Любое занятие состоит из трех частей:
- Вводная часть включает вопросы о состоянии
участников: Как вы себя чувствуете? Что (хорошего,
необычного) случилось за это время? Что
запомнилось с предыдущего занятия?
Далее следуют 1-2 разминочных упражнения, которые позволяют участникам переключиться со своих забот на работу в группе, активизироваться, настроиться на работу по определенной теме, включиться в ситуацию “ здесь и сейчас”.
- Основная часть посвящена теме занятия и проводится в соответствии с программой. На занятиях используются психологические упражнения и психотерапевтические техники, способствующие личностному росту участников. Материалы для занятий нахожу в психологической литературе, газете “Школьный психолог” (особенно полезна рубрика “Игротека”). Иногда помогают идеи коллег. Завершение. Рефлексия. Подведение итогов. Что запомнилось? Какой вывод для себя сделали?
Участие в занятиях – добровольное, на них приходят только те, у кого есть потребность в подобных встречах, то есть группа функционирует как открытая, состав участников меняется и ежегодно обновляется. В связи с этим каждая встреча должна быть самостоятельной и завершенной. В любое занятие можно включаться без предварительной подготовки. Темы встреч сообщаются участникам заранее в виде приглашения на занятие клуба. Например,
Вниманию старшеклассников!
Хотите…
… сыграть в футбол судьбы?
…узнать, как попасть на поле счастья?
…узнать, кто игроки в судьбе человека?
…узнать, как поступить человеку, попавшему на половину “ несчастий”?
Ждем вас в среду, 26 октября, в 17-00 в кабинете психолога.
Если вы хотите узнать
- что значит потерять себя,
- что нужно сделать, чтобы найти себя,
- как жить, чтобы не потерять себя,
приходите на очередную встречу в психологическом клубе “ Зеркало”…
Длительность занятий может варьироваться (от 40 минут до 2 часов). Это зависит от сложности темы и интереса к ней со стороны участников. День и время занятий постоянны (они меняются лишь в исключительных случаях по предварительной договоренности с участниками).
Неизменны и правила общения в группе:
1. Я стараюсь говорить максимально искренне.
2. Я говорю “я”, а не “мы” или “все”.
3. Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за пределы группы.
4. Я всегда могу сказать “нет”.
5. Я стараюсь придерживаться принципа “здесь и теперь”.
Стоит назвать некоторые наиболее понравившиеся ребятам темы наших встреч:
“Радуга настроений”, “Учитесь властвовать собой”, “Как не потерять себя”, “Разве можно на этом свете не быть зубастым”, “Наполним музыкой сердца”, “Поговорим о любви”, “Открытка от одиночества”, “Футбол судьбы”, “Берегите душу” (методическая разработка последнего занятия смотри ниже).
Нашему клубу четвертый год. Такая форма общения нравится старшеклассникам, помогает им справляться с трудностями, учит понимать людей и себя, принимать ответственные решения. Об этом ребята пишут в анкетах и говорят на занятиях:
“Посещая занятия психологического клуба, я по-другому стал смотреть на жизнь и людей”, “я нашла здесь поддержку и понимание”, “встречи помогают быстрее взрослеть”, “спасибо, всегда прихожу сюда с удовольствием и интересом”. Фотографии участников заседаний клуба прилагаются в Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3.
Часто ребята приводят в наш клуб своих знакомых, и они становятся нашими преданными и верными друзьями. Встречались среди них и те, кто убегал из дома, совершал попытку суицида. Общение в клубе помогло им изменить свое отношение к жизни. Вот какой синквейн был создан одним из участников на занятии, посвященном разговору о жизни и смерти:
Жизнь.
Странная. Прекрасная.
Радует. Бьет. Смеется.
Жить стоит.
Будем.
Долго не гаснет по вечерам свет в кабинете психолога, слышны то задушевные голоса, то задорный смех. Нам хорошо вместе, и мы всегда рады новым друзьям. Фотографии участников заседаний клуба прилагаются в Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3.
Занятие психологического клуба. “Берегите душу!”
Цель занятия: сравнить характеристики души и тела, поразмышлять об их совершенстве и красоте, о том, как заботиться о теле и душе, чтобы быть красивым.
Ход занятия.
1. Приветствие. Настроение. Состояние души сегодня.
2. Послушайте интересную историю.
Шел дождь, как всегда не вовремя. Люди разбегались под потоками кто куда, прячась под газетами, пакетами, пиджаками, самые запасливые гордо раскрывали зонты и чинно перешагивали лужи.
- Да что ж такое с погодой творится?- вопрошал в никуда очередной прохожий, промокший до нитки. А на краю тротуара сидел человек в черном пальто и пускал бумажные кораблики в лужу. Вода стремительным потоком подхватывала кораблик и несла его туда, где вода обычно стекает в канализацию, но она, как обычно, была забита мусором, и кораблики беспомощно кружились в водовороте, не зная, куда дальше плыть. Казалось, у человека тоже закружилась голова и он не знает, куда плыть (знаете, метафора такая - водоворот жизни). Вроде бы обычный студент сидит, развлекается, разбирая на листы ставшую ненужной дипломную работу, но почему-то прохожие старались не замечать его, опускали глаза, случайно встретившись с его взглядом, в котором ясно читался вопрос: за что?
3. Прерываю чтение.
Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, кто этот человек?
- Что за листы он разбрасывает?
- Почему прохожие старались не замечать его?
4. Читаю 2-ю часть рассказа.
Я сидел на мокром тротуаре, рядом валялась рукопись, точнее то, что от нее осталось. Мы оба были под проливным дождем. Я молча плакал про себя, даже если и плакал на самом деле, все равно никто не заметит – дождь идет. А рукопись плакала откровенно: чернила потекли, буквы расплылись, она была еще несчастнее меня, ведь она умирала. Я ее медленно убивал, вырывая страницы. Она почти наполовину стала корабликами, бумажным хламом, который завтра дворник, ворча и кряхтя, выбросит в ближайший мусорный бак. Она была откровением, моей надеждой. Все друзья наперебой читали и восхищались. Кто-то из преподавателей с кафедры философии, случайно прочитав сей труд, сказал, что из этого получится замечательнейшая диссертация, если я уберу немного лирики. Издатель, наоборот, настаивал на лирике и требовал убрать немного философии, чтобы простой неискушенный читатель мог понять, о чем идет речь. Как сейчас помню его слова: “Молодой человек, это перевернет представления о морали с головы на ноги! Если бы все люди смогли прочитать вашу книгу, может быть, мир стал бы немного чище и добрее”. И тут, как всегда, вмешался тяжелый рок или сила стихийного разрушения и все пошло наперекосяк. Издатель был стар и болен и вдруг скоропостижно скончался, оставив в недоумении врачей и родных. Новый издатель (так и хочется сказать “новый русский издатель”) лирикой не увлекался, но был весьма заинтересован в рейтинге издательства, а особенно в прибылях. “Эту мутотень про духовные тра-ля-ля никто читать не будет. Сейчас нужно боевики, детективчики писать, ну, романчики с розовыми соплями. Вот это точно купят, денежки заплатят. Да пусть они потом эту макулатуру хоть в унитаз спустят, главное – прибыль. А твою писанину разве что такие же замороченные читать будут, но у них денег нету ни фига”. Культура речи господина Мончаговского вдохновляет на подвиги. Бросить все и заняться производством материальных благ? Такая философия теперь в моде? Господи, как я устал пробивать стены лбом. Он ведь не железный, больно очень. Устал. Надоело…
5. Поразмышляем.
- Почему автор убивает рукопись? Что произошло?
- Как относились к рукописи друзья?
- Прав ли новый издатель, утверждая, что сегодня нужны только боевики и детективы?
- Кто и что читает сейчас?
- Какова дальнейшая судьба рукописи и ее автора?
6. Читаю окончание истории.
- Это ты написал?- на меня смотрел стриженый накачанный субъект в красных тренировочных штанах и кожаном картузе, в руках он держал несколько измятых мокрых бумажек. – А остальное еще не выбросил? Нет? Слышь, братан, дай прочитать, чё-то интересно стало. Ты там про душу такое наворотил, я бы за всю жизнь не додумался. И он смачно сплюнул, закурив сигарету.
7. Кто подобрал листочки? Судя по речи и внешнему виду, кто этот человек?
- Почему ему стало интересно?
- Кому интересно читать о том, что происходит на душе у человека? Зачем нам это нужно?
- Что вы читали в последнее время?
8. Упражнение “ Цветок моей души”.
Каждый выполняет рисунок по теме. В это время звучит музыка. Затем каждый рассказывает о своем цветке: почему он такой, как ему живется.
9. Поговорим о душе и теле.
- Назовите качества души и характеристики тела.
- Может ли душа болеть? А тело?
- Может ли душа летать? А тело?
- Описать человека, у которого совершенны душа и тело.
- Какими должны быть душа и тело, чтобы их можно было назвать красивыми? ( Душа должна быть доброй, отзывчивой, чуткой, сострадающей, а тело – мускулистым, крепким, подвижным, гибким, здоровым, выносливым).
- Как мы должны заботиться о душе и теле, чтобы чувствовать себя счастливыми?
10. Читается стихотворение “ Берегите душу”.
“Берегите жизнь!” - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать.
Но я встретить не могла ни разу:
“Осторожно, берегите душу!”
Мир стремится к улучшенью быта,
Лучше есть, иметь красивый вид.
А душа заброшена, забыта,
Изнывает, плачет и болит.
О душе заботятся нечасто,
Хоть твердят о высшей красоте.
Ну а ей хотелось бы участья,
А душа стремится к высоте.
Топчут душу, распинают душу,
Убивают в ней ростки добра.
И сегодня, не жалея, рушат
То, что строили с трудом вчера.
Где-то там, внутри, у человека
Есть душа, хорошая душа…
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.
И она изранена, избита
В мире зла, где ложь и суета.
Человеком занятым забыта,
Ищет друга доброго – Христа.
“Берегите жизнь!” - такую фразу
Можно каждый день читать и слушать.
Но насколько б легче стало сразу,
Если б люди вспомнили про душу.