Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор её формирование велось в основном стихийно, методом и проб и ошибок, “на глазок”, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко сиюминутных, половинчатых и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроем на преодоление экологических проблем.
Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нём роли экологического образования.
К сожалению, экологическое образование и воспитание в начальной школе в широкой практике ещё не имеет должного уровня. Введение дополнительного предмета по экологии в начальной школе проблематично, так как в настоящее время возникла новая проблема - перегруженность детей в процессе обучения. Наиболее реальным шагом в направлении экологизации начальной школы является внеурочная деятельность.
Тема воспитательной работы выбрана “Развитие экологической культуры как средство формирования гражданственности младшего школьника”, отчетливо понимая, что человечество вступает в новую эпоху взаимоотношений с окружающей средой. На смену потребительской психологии, природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей. И как следствие - понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.
Экологическая культура - качество личности, компонентами которой являются:
- интерес к природе и проблемам её охраны;
- знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;
- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
- экологически грамотная деятельность в природной среде;
- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну как канадские чипсы или французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта. В России сложился богатый комплекс традиций диалога человека с природой - подчеркнуто уважительное, почтительное, любовное отношение к Земле - матушке, кормилице. Из этих истоков вырастает в отечественной философии “русская идея” - идея всеединства, вселенности, непотребительского отношения к миру, жертвенности. Человек собирает, скрепляет все доброе в самом себе, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной.
Цель работы по развитию у детей экологической культуры - формирование ответственности за сохранение естественного природного окружения, ответственности за своё здоровье и здоровье других людей, активной и созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, B.C. Мухиной, С.Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования у младших школьников высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Нынешний младший школьник зачастую проявляет себя как деятельный субъект воспитания. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности формирования экологической культуры.
Одним из основных направлений нашей воспитательной работы является социальная экология. В младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера отношения к природе. В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает чётко отделять своё “Я” от окружающего мира, субъективное от объективного и т.д.
Формирование ребенка как члена общества происходит путём проведения рефлексивных классных часов по темам: “Ты не один на свете”, “Люби всё живое”. Неравнодушное отношение к согражданам формируется в процессе школьных акций “Тропинками милосердия”, операций “Особые дети” и др.
Серьёзные резервы развития экологизации представляет региональный компонент. Мой класс работает в режиме класса - группы. На базе ГПД создана Арт-студия, которая знакомит детей с народными промыслами, с особенностями быта и жизни Крайнего Севера (саами). В рамках ГПД проводятся занятия по краеведению, целью которых является расширение знаний о родном крае, о родной природе.
Вместе с тем возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью древних жителей нашей Родины, к грамотному и разумному природоиспользованию происходит посредством проведения классных праздников “Капустные посиделки” (осень), “Пасхальный перезвон” (весна), колядование (зима). Народная педагогика как одна из важнейших составляющих традиционной народной культуры изначально строится на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение к носителю природной мудрости.
Рядом с проблемой рационального природоиспользования и ведения хозяйства извечно стояла и стоит проблема сохранения здоровья. В наши дни стрессовых перегрузок и резкого ухудшения состояния окружающей среды эта проблема приобрела острую актуальность. Поэтому следующим направлением нашей работы выбрана экология человека, помогают в этом классные часы (“Уроки Знайки” и “Азбука здоровья”). Класс-группа функционирует в щадящем режиме (динамическая пауза после 2 урока, две прогулки, час здоровья). Традиционным стал День Семьи. Это и совместные походы на лыжах, прогулки на каток, выезды на природу, праздники “Папа, мама, я - спортивная семья”.
В комплексе содержательных и организационных мер по формированию гражданственности особое место занимает ещё одно важное направление в данной работе - экология сознания. Этические беседы по экологии, призванные облегчить формирование нравственной позиции ребёнка в его отношениях с окружающим миром, стали неоценимыми помощниками. Велика их роль в формировании нормативного аспекта содержания экологического образования, привычки экологически грамотного, культурного поведения в природном и социальном окружении. Нами проводятся беседы по таким разделам, как “Ключи к природе”, “Знай и береги природу”, “В дружбе с природой”, “Человек на планете” и др.
Необходимо помнить, что экосодержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно - познавательного компонента, ценностные, нормативные и практически — деятельностные компоненты. И следующим направлением в работе выбрана практическая экология.
Дети данного класса являются активными читателями экологической библиотеки и участвуют во всех экологических акциях. Это и “Скорая помощь птицам”, и “Спасите ёлочку”, “Глазами спасенной ёлочки”, “Чистая Имандра” и др. Они не только мастерят кормушки и подкармливают птиц, они рисуют плакаты в защиту растений и животных, пишут рукописную книгу, сочиняют рассказы и стихи, порой одушевляя и отождествляя себя с объектами природы.
Таким образом, вся эта деятельность обогащает отношение детей к окружающему, повышает любознательность, эстетическую отзывчивость, сочувствие и сопереживание.