Развитие творческого мышления и литературно-творческих способностей

Разделы: Начальная школа


Дидактическая система Л. В. Занкова опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским психологом Л.С. Выготским, на ее осмысление применительно к задачам обучения и воспитания.

“Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!” - говорил Л. В. Занков. Система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания.

Стремление к творчеству характерно для системы РОЛ. Занкова.

Вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы – один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики. Школа Л. Занкова это мир юности, надежд, радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неправильного до научного открытия, но суть их одна: при решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуется особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставить, комбинировать и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем, стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творчески мыслящими. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни - в меньшей степени, другие - в большей. Творчество живет в каждом ребенке, надо только это творчество сделать естественным и постоянным спутником детского развития.

Находясь в постоянном поиске стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель мечтаю увидеть в каждом своем ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего все прекрасное вокруг человека.

С первых дней обучения я пытаюсь создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика, учу их мыслить. Весь процесс обучения подчинен задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика, составной частью которого является речевое развитие. Жизнь ребенка наполнена впечатлениями эмоциями. Рассказать о своих чувствах, переживаниях, наблюдениях становится потребностью в речевой деятельности.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности т. к. это естественная деятельность, требующая речевых умений. Творческая игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, умение находить решения в нестандартной ситуации. Для этого приучаю своих учеников видеть, чувствовать, развивать самостоятельность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей: ( “зашифрованные буквы, слова”, анаграммы, “ доскажи словечко”, “ступеньки”, “укрась слово” и др.) Выполняя творческие задания ученики анализируют свои впечатления, устанавливают между ними логические связи.

Все эти годы мы живем одной целью, радуемся, огорчаемся, учимся спорить. На уроках стараюсь создать атмосферу, способствующую творческому подъему каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

В системе Л.Занкова нет главных и второстепенных предметов. Каждый из них несет свою незаменимую функцию. Литература является тем важным предметом, на котором дети ощущают радость мышления, развития фантазии, воображения, чувства слова. Ученики имеют дело с лучшими образцами художественной литературы, искусства слова. Искусство слова - универсальный и уникальный вид искусства. Слово может передать любое чувство, любые зрительные, слуховые образы. Словом можно передать музыку и картинку, внешний и внутренний мир. На уроках литературного творчества, по словам Ш.А. Амонашвили, учитель чтобы воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, должен создать …”такие условия чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дать возможность почувствовать себя в нем властелином”. Создание обстановки в которой ребенку хотелось бы высказаться, поверить в свои силы, почувствовать себя ведущим – моя основная задача.

Особенно это проявляется при написании сочинений. Сочинение – высшая форма проявления способностей ребенка, требующая от него высокого эмоционального напряжения. Детям нравится быть в роли автора. При написании сочинений задача заключается в том чтобы ученик овладел более совершенными умениями выражать свои мысли и чувства. Письменное сочинение неразрывно связано с развитием речи, обогащение средствами образности, сравнения, фразеологизмов и т. д. В процессе учебной деятельности ученики получают знания о стилях и типах речи. Все эти сведения о речи помогают в работе над сочинениями.

Ребенок сочиняет…Поделился впервые своими впечатлениями, чувствами. Пока еще неумело, но уже достаточно ответственно подбирая слова, которые может написать грамотно. Это идет от маленькой детской души. Робкие и несмелые первые работы первоклассников на близкие темы: “Моя игрушка”, “Любимая сказка”, “Моя мама” и др. Постепенно шаг за шагом, год за годом растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют и радуются, удивляют и удивляются сами.

Снег падал так весело, что мне захотелось закружиться с ним в веселом танце.

Наташа Ф.

Иду. Мороз слегка щиплет меня за нос и щеки. От этого мне смешно и больно.

Миля Э.

Л.В. Занков рассматривал детское сочинение как возможность самовыражения, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В сочинении считал он, проявляется восприятие красоты природы, человека, прекрасное в его труде, поступках. В работах моих учеников проявляется настроение, эмоциональное отношение к событиям, подмечают превращения в окружающем мире.

Недавно впервые побывал у мамы на работе. Такая добрая тихая, заботливая дома, на работе она строгая, серьезная, ответственная. Ей подчиняется целый отдел.

Дима Б.

Еще вчера на березке под моим окном сиротливо висело несколько золотых листочков, утром дунул ветер и полетели, закружились в грустном и печальном танце.

Настя А.

Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка. Поэтому находка состоит в том, чтобы писать сочинения без предварительной подготовки и плана. Так достигается индивидуальность и рост каждого ученика.

Приключения капельки.

В одном озере жила капелька. Однажды утром капелька взобралась на кувшинку и стала греться на солнышке. Вдруг она поднялась вверх на облачко. Там ей очень понравилось, и она уснула. Проснулась капелька от шума. Огляделась, Вокруг нее было много других капелек, и она решила спуститься, потому что ей было тесно. Она попала в лесной ручей. В лесу капелька помогла растениям и животным. А потом она снова оказалась в этом озере.

Яна Д.

Охотно мои ученики говорят языком образов, являющихся плодом их фантазии, их субъективного “я”, используют приемы олицетворения, сравнения и др.

Рано-рано утром капельки росы блестели как слезки….

Листочки дрожали, шептались: тихо и осторожно…

Было почему то грустно. Но вдруг выглянуло и улыбнулось мне солнышко.

Неожиданно появляются и стихи, сочиненные на основе своих наблюдений. Яркие, эмоциональные они передают настроение ребенка.

* * *

Прошла зима, пришла весна.
Кругом звенит капель.
Поют скворцы, идет весна –
Шаги ее быстрей.
Бегут ручьи,
Растет трава.
Цветут цветы.
И рады этим теплым дням
И я, и ты, и мы. (Яна Д)

Такое сравнение дает полную картину описания красоты природы и непосредственно впечатлений ребенка.

Огромное внимание уделяю анализу сочинений: вместе обсуждаем, ищем удачные работы, корректируем. Но это не главное, главное то личное переживание, неповторимость и оригинальность художественной мысли.

Предлагая ту или иную тему, учитываю интерес, важность для ребенка в данный момент, его внутреннее чувство. Поэтому часто сочинения рождаются неожиданно: от увиденного на экскурсии, случайно выпавшего снега, впечатления от спектакля и т. д. Некоторые рождаются дома. Таким образом речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, переживаниях, наблюдениях. Каждая работа – результат детского самовыражения в слове, которое не может и не должно быть гладким и ровным. Эта дорога мысли, творчества совершенствования, путь к слову.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которое так хочется разгадать. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Список используемой литературы

  1. Л. В. Занков “Избранные педагогические труды” Москва 1996 г.
  2. Л. В. Занков “Педагог- психолог” Москва 1996 г.
  3. Б. П. Никитин “ Ступеньки творчества” Москва 1991 г.
  4. Н.В. Нечаева “ Организация литературного творчества” Москва 1993 г.
  5. Р.Г. Чуракова “Дидактическая система Занкова. Диалоги с оппонентом и сторонником” Корпорация “Федоров” 2001 г