Цели.
- Создать условия для развития умения переносить слова по слогам
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремленность, коммуникабельность, объективность.
Тип урока: Изучение нового.
Методы. Словесный, наглядный, практический.
Методики. Дифференцированное обучение.
Технологии: РО, АСО, ЛОО.
Оборудование:
- Плакат-пословица. “Хочешь быть альпинистом…”
- Предложение 3 варианта. + Буквы плачут – рисунок.
- Критерии оценок.
- оценочный лист.
- Карточки со словами для переноса
- Карточка-помощница.
- Тест.
- Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
- Карточки для самопроверки.
- Гора оценки и флажки.
- Рифмы (дополнит. материал)
Ход урока
I. Мотивационный этап.
1). – Какие замечательные дети у нас сегодня. Я рада всех вас видеть.
- Вы готовы начать урок и отравиться в путь?
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи, соберитесь,.
Путь хорошее настроение поможет вам .
Запишите дату. 26 сентября. Классная работа.
2). _начне мы наш урок с одного мудрого изречения. Прочитайте его.
Хочешь стать альпинистом - иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.
- Кто такие альпинисты?
(Люди, которые взбираются в горах на труднодоступные вершины.)
- А что значит быть грамотными? (Это уметь думать, мыслить)
- Вы хотите стать грамотными? (Да)
- Тогда мы сегодня отправляемся к вершинам знаний.
II. Операционный этап.
Актуализация.
РР – Составьте предложения о горах. Можно по картине.
- Дети на уроке писали предложение:
В мае ребята были в горах Тянь-Шаня.
- Где находятся эти горы? (В Южной части нашей Родины – Казахстана).
- Это предложение встретилось им в середине диктанта.
Все слова не уместились на одну строчку и ребята столкнулись с проблемой.
- Если вы скажите, с какой проблемой столкнулись ребята, то вы назовете тему урока.
- Кто догадался, какая тема урока? (Перенос слов.)
- Если так звучит тема, то какова цель у каждого из вас на уроке?
(Научиться переносить слова).
Наблюдение и изучение нового.
1). - Итак, как же ребятам перенести слова, подумайте? (Пары)
Вывод. 1. Слова переносятся по слогам.
- Значит, слова нужно разделить на слоги.
- Как это сделать?
- Составьте алгоритм деления слов на слоги. (Пары)
- Что получилось?
Выброс на доску:
1. Посчитайте гласные.
2. Отхлопайте слоги.
3. Разделяя черточками на слоги.
- Разделите все слова этого предложения на слоги, используя алгоритм.
Самопроверка. Оценка в оценочном листе по критериям.
2). - Мы раздели слова на слоги, значит, так их все и нужно переносить?
- Но почему-то, буквы заплакали, когда мы заговорили об их переносе в таком виде.
- Буквы плачут, почему? Объясните что к чему?
Обсудите в парах, в группах.
- Кто затрудняется или сомневается, возьмите карточку-помощницу, она не даст вам сбиться с верного пути.
Карточка-помощница.
Верно ответив на вопросы и посмотрев на перенос слов, пойми почему плохо буквам.
Как переносятся слова? Можно ли разрывать слог при переносе?
Слова из одного слога переносятся? Одну букву можно переносить?
- Итак, почему, буквы заплакали? К какому выводу вы пришли?
Выводы: (На доску)
- Слог разрывать нельзя.
- Слова из одного слога не переносятся.
- Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
- Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.
(По ходу исправляются ошибки в предложении)
4) . - Молодцы! Вы сами до всего додумались.
- А теперь, все, что вы выяснили, объедините в одно правило. (Пары, группы)
Вывод правила:
- Как переносятся слова?
- Сравните свое правило, с правилом в учебнике С. 32-33
- Что заметили? Есть сходство? Отличие?
- Попробуйте повторить правило по памяти. В парах.
3. Закрепление
- Теперь, нам нужно научится эти правила применять.
Но сначала разминка, но не обычная, а с применением нового правила.
1). Физминутка-игра.
Я называю слово- имя.Учеников вашего класса, а вы отхлопываете его перенос и делаете наклоны. Пишем – наклон вправо. Переносим на другую строчку, - наклон влево. Слово не переносится – отхлопываем слоги и стоим ровно. Кто ошибется, садиться, и пропускает 2 слова. Значит, нужно еще быть внимательным.
Имена: Настя, Саша, Сережа, ________________________________________________________
Вывод: - Что дала нам физминутка?
(Зарядку сделали, слова учились переносить и внимание вырабатывали, стараясь не ошибиться.)
2). Зарядились. Двигаемся дальше по горе знаний.
- Что нам нужно в горах?
- Какие человеческие отношения?
- А в жизни вашего класса такие отношения нужны?
А еще: Дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль.
- Дайте задание словам подходящее к теме урока.
- Разделите на группы слова:
1 – те, слова, которые можно переносить. Разделите для переноса.
2 – те, слова, которые нельзя переносить.
- Какое еще значение имеют группы слов?
Самопроверка с доски. Оценивание по критериям в оценочном листе.
Вывод: Что нужно было знать, чтобы выполнить это задание?
3). Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания и выполни его прямо в карточке.
1 Уровень.
Раздели слова для переноса по образцу.
Береза, мороз, стол, хорошо, учит.
2 Уровень.
Найди в каждой строчке лишнее слово.
Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.
3 Уровень
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.Запиши, раздели. Придумай свои два примера.
Дом - _____, клён - ____, …
Самопроверка по образцу. Оценивание по критериям.
Выводы.
- Какие уровни выбрали?
- У кого 5,4,3, - ? Почему?
- Какие знания и умения понадобились?
III. Контрольно-оценочный этап.
Тест.
1. Как переносятся слова?
а) по слогам
б) как поместятся
2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?
а) да;
б) нет
3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?
а) да;
б) нет
4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
а) да;
б) нет
Ключ: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – б.
Оценивание по критериям.
Выводы:
Посмотрите на свой лист оценок.
Если у вас “5” больше, чем других оценок, то вы отлично добрались сегодня до вершины знаний.
Если у вас “4” больше, чем других оценок, то вы на середине пути к вершине, еще немного надо потрудиться
Если у вас “3” больше, чем других оценок, то вы у подножья горы обязательно справитесь, ведь вы на верном пути, стараетесь, а значит, доберетесь до вершины обязательно.
-Возьмите цветочки и прикрепите их к горе, в зависимости от вашей оценки.
IV. Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Где затруднялись?
- Что понравилось?
- Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?
- Значит, вы еще отправитесь к вершинам знаний. Хотите?
Свои работы после урока сдадите. Все проверим и выставим оценки.
Домашнее задание на выбор.
1. Стр. 32-33 правило, стр. 34, упр. 123
2. Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести.
3. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.
Дополнительно.
- Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями.
Хорошее дело, часто заканчивают песней или стихи на ум приходят.
Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.
Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало.
1). | --------------- вопрос | 2). | ---------------- с переносом |
--------------- перенос. | ---------------- с носом. |