Цели:
1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны.
2) воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой, картами, краеведческим материалом; навыков мышления; умение делать анализ и синтез; умение делать выводы.
Оборудование: карта, макеты кормушек, скворечников, гнезда, фотографии и рисунки птиц.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала.
1) Значение птиц в природе.
Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе. (Идет заполнение колонки « Роль птиц в природе» таблицы «Значение птиц»).
- Ограничивает рост растений.
- Опыление цветковых растений.
- Распространение семян.
- Цепи питания.
- Санитары.
Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.
2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.
- Промысловые и домашние птицы.
мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.) - Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников).
- Удобрения (гуано).
- Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки).
- Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных.
- Эстетическое и научное значение.
- Украшения.
О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках (Приложение 1 и 2, творческое задание к этому уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах).
3) Причины сокращения и исчезновения птиц.
Учитель. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова:
-Вы услышите сквозь грохот столетий.
Вашу кровлю минует беда,
Если новой весной на рассвете
Белый аист вернется сюда.
К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.
Причины следующие:
1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут, дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка – Губкина, в дальнейшем при строительстве города, использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время на нашей территории дрофы сохранились в количестве несколько пар в заповедном участке «Ямская степь».
2. Безмерный промысел.
- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.
-в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды.
3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест.
4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.
5. Загрязнение окружающей среды.
В настоящее время в цепи питания животных, в том
числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ:
ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.),
повышенное содержание радиоактивных нуклидов и
т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в
организмах животных, вызывают у них хронические
заболевания, мутации и уродства у потомства. Так,
например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов;
ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих
птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие
увечья.
История исчезновения некоторых птиц.
- Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы
достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли
тростника по берегам водоемов, в котором обитали
птицы; в огне погибали кладки яиц, птенцы,
взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли
совсем.
- На острове Маврикий обитала слабо летающая
птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг). Вкусное
мясо дронта явилось причиной его гибели.
Последняя птица погибла в 1688 году.
- В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20- е годы в штате Флорида.
- Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США. В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи, включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3 года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь. В 1914 году умерла последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная доска).
Охрана и привлечение птиц.
Для охраны животного и растительного мира
используют разные меры.
1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и
природных ресурсов, 1948 год.
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год
Лондон.
2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.
- Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
- Уязвимые виды – численность резко сократилась.
- Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
- Неопределённые виды – нет точной информации о численности.
В 1974 году приказом по Министерству сельского
хозяйства СССР была создана Красная Книга СССР, в
числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц.
Чёрная Книга – список исчезнувших видов
животных и растений.
3) Заповедники.
Орнитологические:
1. Кандалакшский (1932 год) – гага, лебедь-кликун.
2. Кызыл – Агаджский (Каспий) – колпица, султанка, каравайка, краснозобая казарка, фламинго, турач.
3. Астраханский заповедник им. В. И. Ленина (1919 год). Под охраной и наблюдением находятся 230 видов птиц:
84 вида – гнездятся;
105 – периоды миграций и зимовок;
40 – нерегулярно залетают;
48 – водно-болотный комплекс.
27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь-шипун; серая, желтая, большая и малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый пеликаны, балобан, орлан-белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа, фламинго, чёрный аист и другие.
4. Острова Врангеля – белый гусь.
5. Окский, Печёро – Илычский – хищные птицы;
6. Лапландский, Центрально-лесной, Баргузинский – лесные тетеревиные.
Черноморский – чайковые, голенастые.
В нашей области – заповедник «Белогорье», образован в 1997 году. Заповедные участки:
1) «Лес на Ворскле» (1934 год). 149 видов птиц: цапли, коршуны, аисты.
2) «Ямская степь» 177 видов птиц, до 1957 года обитала дрофа. Сейчас несколько пар в самых отдаленных участках.
3) «Лысые горы»; 4) «Стенки Изгорья», 5) «Острасьевы горы».
На территории бывшего СССР более 100 заповедников общей площадью – 8,5 млн. га.
4) Операции по охране птиц – «Беркут», «Стерх», «Журавль».
Вопрос: предложить свои меры по охране птиц:
1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
3. Подведение итогов урока.
Вопросы – итоги:
1) почему нужно охранять птиц;
2) причины исчезновения птиц.
Домашнее задание: составить кроссворд «Птицы России», составить вопросы к нему.
Литература:
- Акимушкин И.И. «Причуды природы 1, 2 части», М: «Юный натуралист – приложение», 1992.
- Акимушкин И.И. «Следы невиданных зверей», М: «Просвещение», 1956.
- Бровкина Е.Г. «Уроки зоологии», М: «Просвещение», 1987.
- Винокуров А.А. «Редкие и исчезающие животные. Птицы», М: «Высшая школа», 1992.
- Дементьев Г.П. «Птицы нашей страны», М: издательство МГУ, 1962.
- «Заповедники европейской части РСФСР – 2 часть», М: «Мысль», 1989.
- «Книга для чтения по биологии», М: «Просвещение».
- Эйхлер В. «Яды в нашей пище», М: «Мир», 1993.