Цели урока:
Образовательные:
- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.
Развивающие: способствовать развитию
- логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой;
- креативного мышления.
Воспитательные: способствовать воспитанию
- патриотизма, чувства гордости за Россию;
- неприязни к войне, как способу решения проблем.
Ход урока
1этап: вводно-мотивационный.
1. Проблемный вопрос на доске: почему столкновение Франции и России было неизбежным?
2. Беседа.
С каким чувством Наполеон вступал в войну с Россией?
Почему у него была уверенность в победе?
3. Определение темы урока /предложения учащихся /.
Почему эта тема сегодня актуальна?
4. Постановка учебной задачи по исходному противоречию.
-Что вас поражает в этой ситуации?
Исходное противоречие
Выдвижение учебной задачи учашимися: почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их.
2 этап: операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /.
1. Сообщение с использованием карты и атласа.
Задание: прослушав сообщение, ответить на вопросы.
- Какую тактику ведения войны хотел
использовать Наполеон?
- Почему русская армия отступает?
- Правомерно ли обвинять в предательстве
Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения.
- Какие важные документы принимает Александр 1,
которые сделали войну народной?
2. Самостоятельная работа с текстом учебника и схемой.
- Почему Кутузов выбирает для битвы
место у села Бородино?
- Почему Наполеон называет Бординское сражение
самой страшной битвой для французской армии?
- О чём говорят слова Наполеона: « … французы в
нём показали себя достойными нистяжать победу, а
русские – быть непобедимыми»?
- Определите ключевые моменты сражения.
3. Используя текст учебника, заполнить таблицу.
- Какие вопросы решались на совете в Филях, как они были решены?
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о Москве / чтение наизусть/.
4. Рассказ учителя об отступлении русской армии.
- Какие версии о причинах пожара можно
выдвинуть?
- Кто руководил партизанским отрядом,
действовавшим в Москве?
- В чём суть Тарутинского манёвра?
5. Работа с документом № 2 на странице 259-260.
- Почему Наполеон не чувствовал себя победителем?
Вывод: Наполеон не смог одержать победу над Россией, потому что война приобрела народный характер.
6. Рассказ учителя об изгнании французов и заграничном походе русской армии.
Обратить особое внимание:
Ноябрь 1812 г. – переправа через реку Березину, бегство Наполеона.
1813-1814 – заграничный поход русской армии.
1813 год- смерть М.И.Кутузова, его захоронение в Санкт-Петербурге.
1814-1815 г.г.- Венский конгресс.
7. Самостоятельная работа с текстом.
- Назовите решения Венского конгресса,
определите их последствия для России и стран
Европы.
- С какой целью был создан Священный союз? Как он
повлиял на развитие стран Европы?
- Почему Россия будет считаться «жандармом
Европы»?
Вывод к учебной задаче: патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.
3 этап: контроль и коррекция.
1. Какие памятники архитектуры посвящены победе русского народа в войне 1812 года?
2. Рефлексия деятельности на уроке.
3. Завершение урока под звучание песни «Москва» в исполнении Олега Газманова. Домашнее задание: подготовиться к выполнению теста.