Информационные технологии в воспитательной работе

Разделы: Информатика, Классное руководство


В чем преимущества такого метода по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в классе на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса 6 показатель (доброта, отзывчивость, милосердие) низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д.

Эта информация вводится в компьютерную базу данных. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

Работая заместителем директора по воспитательной работе, я задался вопросом, как повысить активность учащихся при проведении различных школьных внеклассных мероприятий? Воспитание - это создание условий для развития личности. Как эффективно использовать школьные годы, чтобы учащиеся за этот период полностью раскрыли свои дарования? Чтобы годы, проведенные в школе, стали залогом успеха в жизни, успешного выбора профессии. С этой целью мы в школе стали проводить конкурс « Лучший класс года». По положению о конкурсе, победители этого конкурса награждаются памятными подарками, получают право поездки во время школьных каникул на экскурсии в различные города России. Активность учащихся при проведении  различных мероприятий в школе учитывается членами комиссии. Они же при выставлении баллов учитывают и воспитанность учащихся. Каждый ученик стал чувствовать ответственность перед классом, ведь от того насколько серьезно он отнесется к своим обязанностям и поручениям, зависит успех и всего класса.

Я изучаю опыт своих коллег. Участвовал на II республиканском конкурсе «Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управлении школой», который проводился летом 2003 года в г. Казани, с целью развития творчества учителей, распространения передового опыта по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс и управление школой, создания информационного банка инновационного педагогического опыта, оптимизации труда и процесса управления образованием.  В октябре 2005 г. в институте развития образования защитил квалификационную работу на тему «Методологические особенности проведения лабораторных работ, практикумов, задач по программированию и информационным технологиям» (рецензент работы: кандидат педагогических наук, зав.лабораторией предпрофильной подготовки и профильного обучения ИРО РТ Галеева Раиса Мансуровна).

Большое значение в системе образования имеет диагностика и учет воспитанности учащихся. Здесь учитываются:

  1. общественно-социальная, гражданская активность
  2. долг, ответственность
  3. бережливость
  4. дисциплинированность
  5. ответственное отношение к учению
  6. отношение к общественно-значимому труду
  7. отношение к товарищам, к коллективу класса
  8. доброта, отзывчивость, милосердие
  9. честность, правдивость
  10. простота и скромность
  11. уважение к членам семьи, к родным

Эти показатели могут быть как очень низкими (25%), низкими (50%), средними(75%), высокими (100%). А определяются они путем проведения тестирования, анкетирования, непосредственного наблюдения подопечных, проведения ролевых игр на классных часах. С моей точки зрения все эти показатели ясно и четко прослеживаются, если использовать графический метод представления. Вот пример:

Из графика видно, что у этого учащегося 6, 11 показатели (6. отношение к общественно-значимому труду, 11. уважение к членам семьи, к родным) низкие, показатели 1, 3, 7, 8, 10 высокие (1. общественно-социальная, гражданская ответственность; 3. бережливость; 7. отношение к товарищам, к коллективу; 8. доброта, отзывчивость, милосердие), показатели 2, 4, 5, 6, 9 средние (2. долг, ответственность, 4. дисциплинированность, 5. ответственное отношение к учению, 6. отношение к общественно-значимому труду, 9. честность, правдивость).