Цели урока:
- Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля (самоконтроля) знаний и умений.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, развития математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуре.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: работа по опорным таблицам (с помощью проектора). Тестовая проверка уровня знаний, самопроверка.
Оборудование: компьютер, проектор, тестовые знания, лист учета знаний.
План урока:
- Сообщение темы и цели урока
- Проверка готовности
- Самостоятельная работа – практикум.
- Характеризуйте особые точки
- По графику производной функции, исследуйте функцию на монотонность и постройте схематический график самой функции.
- Тестирование а) на нахождение производной, б) исследование функции на монотонность. Самопроверка.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Проверка готовности
1. Найдите область определения функций.
А) y=x2 +2*x+7
Б) y=4*x -1
В) y=(x+3)/(x-4)
Г) y=(x2 +2*x+1)/(x+1)
Д)
Область определения функций:
ООФ – это множество значений аргумента, при которых функция задана, определена.
Геометрически – это проекция графика функций на ось Х. D(f)=[a,b]
2. Найдите область значений функций.
А) y=x2
Б) y=sinx
В) y=3cos4x, y=2sinx+3
Область значений функций:
ОЗФ – это множество чисел, состоящее из всех значений функции.
Геометрически – это проекция графика функции на ось y E(f) = [m:M] (Презентация - слайд 4)
3. Найдите производную функции.
x |
x2 |
xa |
x-3 |
5x3 |
cosx |
sinx |
sin3x |
cos2x |
3cos3x |
ea |
lnx |
tgx |
ctgx |
arcsinx |
arccosx |
arctgx |
arcctgx |
tg3x |
ctg5x |
Самостоятельная работа – практикум
1. Характеризуйте особые точки.
Ответы:
1) (Презентация - слайд 9)
а) f'(xo) – не существует.
б) xo – критическая точка
в) f(xo) = f min
2) (Презентация - слайд 10)
а) f’(xo) не существует
б) xo – критическая точка
в) f(xo) не является экстремумом
3) (Презентация - слайд 11)
а) Нет критической точки
б) xo точка разрыва
4) (Презентация - слайд 12)
а) f’(xo) = 0
б) xo – критическая точка
в) f’(xo) = f max
2. По графику производной функции, исследуйте функцию на монотонность и постройте схематический график самой функции.
Тестовая проверка знаний.
Тест №1 На нахождение производной
Тест №2 Исследование функций на монотонность
Самопроверка
Подведение итогов урока
Исследование функции на монотонность
1. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-6;5]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.
2. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [7;4]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите длину промежутка убывания.
3. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-5;5]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите длину промежутка убывания.
4. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-8;4]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.
5. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-6;5]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите длину промежутка возрастания.
6. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-3;9]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.
7. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-3;9]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания.
8. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-4;7]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите длину промежутка возрастания.
9. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [4;7]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите длину промежутка убывания.
10. На рисунке изображен график производной функции y = f’(x) заданной на отрезке [-4;8]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания.
Найдите производную функции:
1. y = x2 lnx