География – наука
Путешествий и открытий,
Про неё вам всё расскажет
Географии учитель!
Вместе с ним перенесетесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это,
Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах,
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.
Вам учитель всё расскажет,
Объяснит и нарисует,
На вопросы все ответит,
Было так и дальше будет!
Гениальное творенье,
Чудо – изобретение –
Царица информатика
Пленяет нам умы.
За популяризацию,
За демократизацию,
За компьютеризацию
Её благодарим!
Всеобщее всё мирится,
И скоро мир обнимется
Всемирной сеткой чудною.
И будет невозможно
Без той науки жить!
Цели:
- познакомить с памятниками природы «Ленские столбы», «Соединение с природой»
- закрепить знания работы в программах Word и Excel
- развивать умение описывать, определять, называть, показывать.
- выяснить преимущества использования персонального компьютера на уроках географии непосредственно по данной теме
- воспитывать интерес к путешествию, к познанию, эстетическое отношение к природе
Средства обучения: персональные компьютеры, проектор, экран, атлас Республики Саха (Якутия).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель географии: Вам было дано домашнее задание найти материал по развитию туризма в Якутии. Заслушаем доклад «Путешествие по национальному парку Ленские столбы». (Первый учащийся рассказывает о реке Лене, о станицах, туккуланах, животном мире, об археологических раскопках, о писанницах, второй – год образования парка «Ленские столбы», график маршрута, стоимость тура, о теплоходе «Демьян Бедный»).
Далее следует выступление учащихся, которое сопровождается показом фотографий, а также информационных слайдов 2-7 из приложения.
3. Выполнение индивидуальных заданий.
Учитель географии: Вы прослушали рассказ о Ленских столбах. Теперь задание: построить социальную инфраструктуру в городе Якутске и по пути следования теплохода.
Учитель информатики: Эту работу вы должны выполнить в программе Microsoft Word. На рабочем столе найдите, пожалуйста, папку «Туризм», в которой лежит карта, открываем её. Учитель должен заранее на каждом компьютере разместить карту (слайд 8 из приложения)
В это время на экране аналогичная карта.
Учитель географии: На ней вы отметите социальную инфраструктуру (магазин, транспорт, гостиницу и т. д.), т. е. всё, что нужно для комфорта туристов.
Учитель информатики: Воспользуйтесь списком обозначений, который представлен на экране. (Приложение слайд 9) Масштаб карты регулируйте по вашему усмотрению. Вы можете использовать автофигуры на панели инструментов «Рисование» и различные цвета заливки для обозначений.
Далее учащиеся выполняют задание, а затем высказывают свои мнения о том, почему они выбрали те или иные инфраструктуры и почему они разместили их именно так.
Учитель географии: Итак, вы составили картосхему туризма по Ленским столбам. Следующий учащийся расскажет нам о новом виде туризма «Соединение с природой».
Выступает учащийся с докладом, который также сопровождается показом фотографий.
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Учитель информатики: Вы прослушали рассказ о новом виде туризма «Соединение с природой». Теперь вам задание: на мониторах карта, на которой вы отмечали посещение Ленских столбов. На ваших партах атласы, откройте, пожалуйста, карту «Здоровье» (стр. 54) (слайд 11 из приложения). А на экране представлена карта «Оленеводство». (слайд 12 из приложения)
Учитель географии: Вам нужно сравнить эти три карты и отметить центры туризма «Соединение с природой», учитывая ареалы распространения оленей, наличие населённых пунктов и территории, не заражённые региональными природно-очаговыми заболеваниями.
Учитель информатики: Эту работу вы будете выполнять аналогично, но использовать нужно свои обозначения, так же взятые из автофигур. После, ниже карты, оформите список обозначений в виде таблицы.
Далее учащиеся выполняют задание, затем проводится небольшое обсуждение.
Учитель географии: Покажите на карте центр туризма «Соединение с природой» и расскажите, почему вы выбрали это место.
Учитель информатики: Расскажите, есть ли преимущество составления картосхем с использованием персонального компьютера, и если есть, то в чем оно заключается.
Учитель географии: Следующее задание: у вас на партах имеются данные за 5 лет по развитию туризма на Ленских столбах и перспективы развития на 5 лет туризма «Соединение с природой». (У каждого учащегося должна на парте быть таблица с данными)
Тур по реке Лена |
«Соединение с природой» |
2000г. - 1306 человек |
2005г. - 4 человека |
2001г. - 1236 человек |
2006г. - 8 человек |
2002г. - 932 человека |
2007г. - 12 человек |
2003г. - 1002 человека |
2008г. - 16 человек |
2004г. - 835 человек |
2009г. - 20 человек |
Учитель информатики: Эти данные взяты из Интернета. Итак, возьмите, пожалуйста, первую таблицу данных тура по Ленским столбам и построим диаграмму. Эту работу вы будете выполнять в программе Excel. Вводим таблицу данных, а далее используем Мастер диаграмм. Тип диаграммы – гистограмма. После чего мы сравним результаты.
Далее учащиеся выполняют задание и анализируют результаты.
Учитель информатики: Для чего вы строили диаграмму?
Предполагаемый ответ: Для наглядности отображения данных, т. к. наглядный показ результатов позволяет лучше анализировать полученные данные.
Учитель географии: Почему снизилось число туристов?
Предполагаемый ответ: Возможно, снизился интерес, т. к. посетило Ленские столбы уже очень много туристов.
4. Домашнее задание: построить аналогично диаграмму по второй таблице, но только круговую и проанализировать полученные результаты.
5. Оценки.
6. Итоги урока:
Учитель географии: Вы сегодня на уроке познали новое, встретились с прекрасным. Туризм – это укрепление здоровья, отдых. Туризм – это подъем экономики в республике.
Учитель информатики: Итак, мы с вами сегодня выяснили, что существует много плюсов в применении персонального компьютера на уроке географии, в данном случае при построении картосхем, а также при анализе результатов. Тем самым мы закрепили знания работы в программах Word и Excel.
Большое спасибо за урок!