Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку "Моё первое письмо"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Развивать у детей интерес к эпистолярному жанру.
  2. Учить связанному изложению своих мыслей на бумаге.
  3. Воспитывать любовь к родному краю и уважение к землякам.

Рекомендуется проводить по теме: «Текст». Учебник «Русский язык». 3класс. Автор Зеленина Л.М.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем учиться писать письмо. Но прежде, чем выполнить эту работу, давайте подумаем, а когда и кем было написано первое письмо? Для этого нам нужно будет отправиться в путешествие. В этом нам помогут участники драматического кружка, которые инсценируют эти события.

Путешествие 1.
Нарисуй мне письмо.
Письмо первобытного человека.

В тундру пришло лето. Наступил долгий полярный день. Снег кое-где растаял. Погода стояла отличная, но охотник Кутх был недоволен. Целый день проплавал он на своем каяке, а добыча не шла. Пора возвращаться домой, но плыть с пустыми руками не хотелось. Может быть завтра посчастливится? Но в стойбище ждут его сегодня, и старуха-мать будет волноваться. Что делать? Выход нашелся скоро. Недалеко от берега виднелись остатки костра. Сегодня здесь пройдут другие охотники. Кутх достал из мешка старый кусочек кожи и стал царапать на нем костяным ножом. Вот это он нацарапал…

Так выглядело первое письмо первобытного человека. Оно было рисованным. Выбравшись из каяка, Кутх привязал письмо к колышку-здесь  обычно оставляли такие послания. Охотники увидят письмо и принесут его в стойбище. И мать прочтет – «Знайте, я отправился на лодке и заночую на острове с двумя хижинами. Я охочусь за морскими львами и вернусь на лодке в мой зимний дом.»

Сначала люди рисовали, о чем они хотели сообщить в своем письме.

Путешествие 2.
Древний Египет.

Ученик писца Меро сидел на циновке, обмакивал тростниковую палочку в краску и выводил: 

Меро очень старался, потому что научившись писать, он сможет стать писцом и люди его за это будут уважать. Меро учился уже третий год и умел точно и красиво переписывать иероглифы. Он учился писать на глиняных черепках, которые лежали у его ног. Папирус был слишком дорогим. Иероглифов очень много, их трудно запомнить, каждый значок – это целое слово. Вот – «идти», вот «дом», а если их поставить вместе – получится «выходить», а вот его имя – Меро.

Постепенно у иероглифов произошло слоговое написание, при помощи букв. Первые буквы придумали финикийцы. Но они записывали только согласные.

Финикийцы – жители Финикии, государства, расположенного на берегу Средиземного моря.

В Финикии, около 3-х тысяч лет назад, придумали буквы. Их было 22. От их алфавита произошли все алфавиты мира.

Писцов можно видеть на древнейших изображениях. На коленях они держат листы для записи. В правой руке – тростинка для письма, запасная «ручка» – за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Много лет нужно было посещать школу писцов, чтобы выучить все иероглифы. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.

Совсем недавно при раскопках в Египте была обнаружена библиотека 669 – 629г. до н.э., которая насчитывала 30 тысяч клинописных глиняных табличек с копиями древнеегипетских текстов: царские указы, справочники, дипломатическая переписка, сказания, легенды, молитвы, заклинания.

Путешествие 3.
Древняя Греция.
1 тыс. лет до н.э.

Жил в городе у моря, в Милете, мальчик Аристид. Больше всего на свете он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей. Очень хотелось Аристиду запомнить все слово в слово, но рассказов было так много, они были такие длинные…

– Запомнить дело нелегкое, – объяснял Аристиду отец. - Недаром сказителей так уважают. Свои рассказы сказители передают ученику.

– А если ученик попадется плохой, ничего не запомнит, что тогда, мифы, легенды, поэмы пропадут? – переживал Аристид.

И вот однажды в их город прибыл корабль. Бородатые купцы важно сошли на берег и наблюдали, как матросы разгружают товар. Рядом с купцом ходил человек с дощечкой, покрытой тонким слоем воска и металлической палочкой в руках-стилем. Он что-то царапал на дощечке.

– Что он делает? – спросил Аристид у проходившего мимо матроса.

– Пишет – сказал матрос.

– Как это «пишет»? – удивился Аристид

Матрос взял палочку и нарисовал на песке какие-то знаки.

Через несколько дней Аристид умел отлично писать финикийскими буквами. Скоро в Милеете писали, потом во всей Греции, в Риме и в других странах. Только этих букв грекам показалось мало и они добавили в него новые буквы для обозначения гласных. Так выглядело первое греческое письмо.

Греческий алфавит состоял из 24 букв. В VIII в. до н.э. появилась письменность. Ее создали на основе финикийского алфавита.

Путешествие 4.
Древняя Русь XIVв.

Путята сидел на солнышке за домом и острой железной палочкой – писалом процарапал на донышке старого берестяного кузовка «Путята». Недавно брат показал ему буквы и с той поры Путята не расставался с писалом и царапал знакомые ему буквы на каждом обрывке бересты. А потом стал просить отца: «Хочу научиться писать».

Жалко отцу сына, нелегкое это дело – целый день придется сидеть, согнувшись, в келье выводить букву за буквой. Но делать нечего: отвел отец сына к переписчику Григорию Киянину и попросил взять сына в обучение. Стоит Путята ни жив, ни мертв. А на столе гусиные перья лежат, чернильница стоит, повсюду листы тонкой кожи – пергаменты. Взял Путята в руки перо. Руки дрожат. Но старается, даже язык высунул. Стал Путята учиться писать уставом, таким особым почерком, потом вязью.

Прошло несколько лет и Путята стал переписчиком, всей округе стал письма писать.

Скоро он получил первый большой заказ: один богатый боярин попросил переписать для него русскою летопись «Повесть временных лет».

– Я перепишу, и русские свою историю узнают, – говорил с гордостью Путята отцу.– Писцы книги переписывают, хранят знания.

Так выглядело первое древнеславянское письмо.

Обучение письму при Ярославе Мудром сделало большие успехи. При монастырях организовали школы для мальчиков, несколько позже внучка Ярослава Янка (сестра Владимира Мономаха) создала первую в Европе школу для девочек.

В Новгороде обнаружено более 600 берестяных грамот: семейных писем, долговых расписок, завещаний, стихов, ученических «тетрадок». Писали все: бояре, попы, ремесленники, крестьяне, дети и взрослые.

Ну, а теперь ребята, давайте вернемся в наше время и попытаемся дать определение, что такое «письмо». Для этого давайте возьмем «Краткий толковый словарь русского языка» и найдем это определение.

«Письмо – бумага с написанным текстом, которую посылают куда-нибудь, чтобы сообщить о чем-нибудь». (стр. 136 «Краткий словарь русского языка», Москва, «Русский язык»1986г.)

А в качестве примера современного письма, я вам предлагаю познакомиться со своей личной перепиской с нашим земляком, Членом Союза писателей России, Председателем комиссии по распределению Шолоховской премии, бывшим редактором журнала «Сельская молодежь», автором книги о нашем селе «Вечерний благовест или Реквием по Березовке» Анатолием Николаевичем Жуковым.

Дорогая моя землячка, Наталья Евгеньевна!

Извините пожалуйста, что отвечаю на ваше письмо с таким опозданием, последнее время болею и в связи с этим возникли определенные сложности.

Очень был рад вашему письму. Приятно, что в родном селе меня помнят и любят. Я помню Березовку большим селом, обширным, добрым, хлебосольным. Приезжих пускали на ночлег в любой дом. Принимали хорошо, благожелательно, обязательно кормили и приглашали заезжать на обратном пути. Для меня Березовка – это символ нашей России. И для меня она навсегда живая.

Книга, где есть повесть «Вечерний благовест или Реквием по Березовке» у меня осталась одна. Я отдал ее для переиздания  вместе с другими повестями и рассказами в издательство «Вече» – они обещали к весне выпустить. Вот тогда я ее вам пришлю для вашего музея вместе с другими статьями и фотографиями.

Сердечно поздравляю вас с Новым годом – «собаки» – дай Бог, чтобы она оказалась не цепной и злющей. Будьте здоровы и благополучны!

Поклон доброй Березовке, Вашим коллегам по школе, русскому вашему (нашему) краю!

А.Жуков.

Вот такое замечательное письмо в век современных технологий, Интернета, сотовой связи прислал нам земляк А.Н.Жуков.

А теперь, ребята, давайте подумаем, чему учит нас это письмо?

– Оно учит нас любви к людям, к своему селу, к родному краю, учит любить природу и животных, любить Россию, значит, мы можем назвать Анатолия Николаевича нашим Учителем и давайте сейчас напишем письмо как Учителю:

«Здравствуйте, Учитель!

Огромное спасибо Вам за Ваше доброе, теплое письмо о Березовке. Нам было очень приятно его читать. В своем письме Вы с глубокой нежностью вспоминаете свое родное село и этим учите нас, Ваших маленьких земляков, любви к своему дому, селу, к Родине, учите знать историю своего села, учите понимать людей, их поступки, учите дружбе и умению ею дорожить. Ваши рассказы учат нас задуматься о судьбе российской деревни, о судьбе Березовки, о судьбе нашей Родины, а Ваши размышления о судьбе Березовки мы вписали особым шрифтом на плакат и повесили в музее Села: «Знаете, почему умерла наша Березовка?.. Только потому, что не спросилась руководящих дядей, где ей родиться и стоять. Ей бы на ровненьком асфальте, или на сахарном волжском бережку, где рядом живописный лес с грибами и ягодами, тогда бы ладно, живи, а наши дураки – предки 340 лет овражную степь обживали, Засечную линию до Оренбурга воздвигали, земли эти от кочевников берегли. Назвать бы сразу неперспективным весь край и продать, как Аляску и Алеуты 120 лет назад…»

Огромное Вам спасибо за Ваш труд! Желаем Вам крепкого здоровья. А за Ваше здоровье молится в Хмелевском храме настоятель отец Александр и все его прихожане. Надеемся на встречу с Вами. С нетерпением ждем книгу о своем селе. А в ответ на вашу повесть о Березовке, примите наше стихотворение «Березовка».

Под березою сяду на лавочку
Вижу, как затихает село.
Ах, деревня, деревня – крестьяночка.
Цветом вишни тебя замело.

В небе звездочка вспыхнула первая
Лунный свет заливает луга.
Ах, деревня, деревня – крестьяночка
Словно мама ты мне дорога.

Скоро зорька покажется ранняя,
Кони выпьют хрустальный рассвет.
Говорят, что ты Родина малая
Для меня же огромнее нет.

Ах, деревня, деревня – крестьяночка…

Всего Вам самого доброго! Низкий поклон Вашей семье. С уважением все ваши земляки, вся ваша любимая Березовка и мы, ученики Березовской школы.»

А теперь давайте проведем итог нашему занятию.

Как вы думаете, ребята, в чем преимущество письма перед современными средствами связи?

  1. В письме можно высказать такие мысли, которые в разговоре не всегда можешь сказать.
  2. Письмо можно хранить.
  3. Письмо можно перечитать, переписать.
  4. Письмо можно украсить поздравительной открыткой.
  5. Письмо сохраняет память о человеке (запах, тепло рук).
  6. Письмо – семейная реликвия

А на дом я даю вам задание составить план письма «Мое первое письмо маме».