Цели урока:
- Систематизировать материал, изученный по теме «Показательная и логарифмическая функции».
- Формировать умение решать задачи на дифференцирование и интегрирование показательной и логарифмической функций.
- Использовать возможности информационных технологий для развития мотивации к изучению сложных тем в математическом анализе.
- Изложить требования к выполнению зачётной работы по данной теме на следующем уроке.
Оборудование урока:
- Компьютер.
- Электронная модель «Репетитор 2.1. С» - Контрольные тесты.
- Кодоскоп.
- Экран.
- Интерактивная доска.
Замечания:
- Номера заданий соответствуют учебному пособию Н.Я. Виленкина [1] для классов с углубленным изучением математики «Алгебра и математический анализ» (гл. 8, 3, п. 1; п. 2).
- При изучении 3 на предыдущем уроке был проведен тест и отдельные распространенные ошибки рассматриваются в ходе этого урока.
- На уроке преобладает групповая форма работы. Это экономит время, учит ребят помогать друг – другу. Каждое задание в группе оценивается. Баллы выставляются в сводную таблицу. Окончательный итог подводится в конце урока.
- На уроке используются кодоскоп, компьютер, экран, интерактивная доска. Это позволяет на протяжении всего урока поддерживать у ребят познавательный интерес к изучению сложных тем.
- На следующем уроке очень важно провести зачётную работу, которая будет предшествовать обобщающему уроку по этой теме.
Ход урока
I. Организационный момент (1 – 2 минуты).
- Учитель сообщает цели урока.
- Класс разбивается на 4 группы.
II . Блиц-опрос по формулам (домашнее задание).
Беседа в форме диалога с учащимися.
Допустим, Вы положили 10000 рублей в банк под ставку 12% годовых. Через сколько лет Ваш вклад удвоится?
Для этого нам надо решить уравнение: , то есть Как?
Надо перейти к основанию 10, то есть (с помощью калькулятора)
Таким образом, удвоение вклада произойдет через шесть лет (с небольшим).
Здесь нам понадобилась формула перехода к новому основанию. А какие формулы, связанные с дифференцированием и интегрированием логарифмической и показательной функций, вы знаете? (все формулы взяты со страниц учебника стр. 81, стр. 86).
- Вопросы друг другу по цепочке.
- Вопросы учителю.
- Учитель просит 1 – 2 формулы вывести.
- На отдельных маленьких листочках математический диктант по знанию формул. Идет взаимопроверка. Старшими в группах выводится средний арифметический балл и заносится в таблицу.
Таблица активности
Вид деятельности |
I |
II |
III |
IV |
1. Знание формул. |
|
|
|
|
2. Индивидуальные знания. Работа в паре. |
|
|
|
|
3. Устная работа. |
|
|
|
|
4. Контрольные тесты (оценка компьютера). |
|
|
|
|
5. Самостоятельная работа (задачи обязательного уровня). |
|
|
|
|
6. Задачи повышенной сложности. |
|
|
|
|
7. ИТОГО: |
|
|
|
|
III. Устная работа:
Определить количество решений уравнений.
А) ;
Б) ;
После ответа учащихся с помощью кодоскопа на экран воспроизводятся графики.
А) 2 решения
Б) 1 решение
Дополнительный вопрос: Найти наибольшее значение функции
- убывающая функция наибольшее значение тогда, когда показатель имеет наименьшее значение.
(2 способами)
IV. Индивидуальная работа.
Во время устной работы от каждой группы с индивидуальными заданиями работают 2 человека.
1 группа: Один исследует функцию , второй на интерактивной доске стоит график этой функции.
Дополнительный вопрос: . Ответ: (Число е ? Смотреть стр. 86 учебника).
2 группа: Найдите кривую, проходящую через точку n (0; 2), если угловой коэффициент касательной в любой точке кривой равен произведению координат точки касания. Один составляет дифференциальное уравнение и находит общее решение, второй находит частное решение, использовав начальные условия.
[4]
Ответ:
Дополнительный вопрос: Чему равен угол между касательной, проведенной в т. Х=0 к графику функции y = ex и осью абсцисс. (45o) [2]
График этой функции носит название «экспонента» (Найдите сведение об этом в учебнике и сверьте своё обоснование с объяснениями в учебнике стр. 86).
3 группа:
Сравните
Один сравнивает с помощью микрокалькулятора, а другой без. [4]
Дополнительный вопрос: Определите, при каком x>0 равенство ? [3]
Ответ: x = 20,5.
4 группа: Докажите, что [4]
Доказательство разными способами.
Дополнительный вопрос: Найдите приближенное значение e 1,01. Сравните свое значение с ответом в примере 2 (стр . 86 учебника).
V. Работа с учебником.
Ребятам предлагается рассмотреть примеры пр. 1 – пр. 9 (стр 81 – 84 учебника). Опираясь на эти примеры, выполнить контрольные тесты. [1]
VI. Контрольные тесты.
Задание на экране. Идет обсуждение. Выбирается правильный вариант ответа, идет обоснование. Компьютер выдает оценку. Старший в группе отмечает в таблице активность своих товарищей при выполнении теста.
1) Дана функция f(x) = 2-e3x. Определите, при каком значении С график её первообразной F(х)+С проходит через точку М (1/3;-e/3)
Ответ: а) e -1; б) 5/8; в) -2/3; г) 2.
2) Дана функция f(x) = e3x-2+ln(2x+3). Найдите f'(2/3)
Ответ: а) -1; б) 45/13; в) 1/3; г) 2.
3) Удовлетворяет ли функция y = eax уравнению y' = ay.
Ответ: а) да; б) нет; в) всё зависит оба; г) нельзя сказать определенно.
VII. Самостоятельная работа.
Задачи обязательного уровня.
Найти точки экстремума функций. [1]
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
№ 144 (2) |
№ 144 (9) |
№ 144 (3) |
№ 144 (7) |
Старший в группе выставляет в таблице баллы за это задание.
В это время от каждой группы по одному человеку работают у доски с задачами повышенной сложности.
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
№ 151 |
№ 147 (3) |
№ 143 |
№ 147 (6) |
Учитель по ходу показывает полное письменное оформление задач (оно проектируется на экран, это очень важно для выполнения последующей зачетной работы).
VIII. Домашнее задание.
- стр. 87 № 148 всем. [1]
- стр. 87 № 146* выборочно.
IX. Итог урока:
- Выставление оценок с учетом полученных баллов.
- Нормы оценок за предстоящую на следующем уроке зачетную работу.
Литература
- Виленкин Н.Я. и др. «Алгебра и математический анализ для 11 класса» М.: Просвещение, 1996 г.
- Апанасов П.Т. «Сборник математических задач с практическим содержанием» М.: Просвещение, 1987 г.
- Ивлев Б.М. «Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа» М.: Просвещение, 1990 г.
- Самсонов П.И. «Математика. Полный курс логарифмов» М.: Школьная Пресса, 2005 г.