Цели урока:
- образовательная: развитие и углубление понятий о частях слова;
- развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
- воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- здоровьесбережения: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
I. Организация класса.
Настрой на урок
- Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.
- Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?
- Почему?
- Девиз нашего урока сегодня «Один за всех и все за одного»
- Настроились на работу?
- Очень хорошо! Тогда за работу!
- Садимся. Открываем тетради и записываем дату.
II. Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных слова. Какие это буквы?
На доске слова: Берёза, рябина, овощи.
Составьте цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?
(Оея яео ояе еяо еоя)
- Выберите для себя любую цепочку и запишите.
(учитель записывает, обращая внимание на соединение букв)
- Что можно сказать про эти слова?
(Словарные слова)
III. Словарно-орфографическая работа.
- Слово, которое мы вспомним на уроке, вы узнаете, если решите задачу этого прямоугольника.
- Сегодня к нам на урок прилетело Привидение с мотором (показ фрагмента из мультфильма «Малыш и Карлсон» - привидение с мотором), и вот это «ужасное, но очень симпатичное» приведение решило помешать нам на уроке. Но я думаю, что, благодаря нашим знаниям, а главное, конечно, нашей дружбе, мы одолеем все преграды, все трудности. И докажем ему, что вместе мы сила!
(На доске таблица слов, где пропущены первые буквы. Ребята по одному подходят к доске и вставляют буквы, чтобы получились слова.)
- Какое это слово? Как вы его нашли?
- Мы вспомним слово - малина. Для того чтобы его прочитать, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем соединили и прочитали эти буквы по вертикали.
- Что такое малина?
(Малина – это сладкие красные ягоды.)
- Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
(Малина - это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.)
- Скажите полностью, что такое малина?
(Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.)
- По поводу происхождения названия этой ягоды существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.
- Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
(В слове малина непроверяемая безударная гласная а)
- Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?
- Прочитайте фразы, написанные на доске.
Не жизнь, а малина;
малиновый звон.
- Что обозначает первая фраза?
(Фраза «не жизнь, а малина» обозначает очень хорошую жизнь)
- Что обозначает фраза «малиновый звон»?
(Красивый нежный звук)
IV. Актуализация знаний.
-Как можно назвать маленькую ягоду малины?
(Малинка) один ученик записывает на доске ответы, остальные в тетради
Как называется участок земли, где растут кусты малины?
(Малинник)
- Как можно назвать записанные слова?
(Малинка, малинник. Однокоренные слова.)
- Выделите в каждом написанном слове корень.
- Что такое корень?
- Какую часть в этих словах мы можем выделить еще?
(Суффикс)
- Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Учиться … (определять части слова)
Учиться…(помогать друг другу)
(Сегодня на уроке мы будем учиться определять корень и суффикс в словах.)
V. Физкультминутка.
- Когда это милое привидение пролетало над нашим классом, оно перемешало все карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте, что написано у вас на карточках. Разбейтесь на две группы, в зависимости от того, какая у вас часть слова. (На столах у ребят карточки, на которых написаны отдельно слова и суффиксы)
- Какие группы у вас получились?
1 группа – корни слов;
2 группа – суффиксы слов.
- Как вы определили, где корень, где суффикс?
(Корень имеет смысл.)
- Соберем из этих частей новые слова. Лишних карточек быть не должно. (Учащиеся соединяются в пары, чтобы получились слова)
(Танк ист, мяч ик, гриб ок, дом ик, лес ник, кот ёнок, город ок, мост ик)
VI. Закрепление пройденного материала.
- Для того, чтобы правильно выделить в слове корень и приставку, вспомним порядок действий.
(на доске вывешивается таблица)
1. Вдуматься в смысл слова. Что означает это слово? Подобрать однокоренные слова. Выделить корень. 2. Суффикс стоит после корня. Назвать слова с таким же суффиксом. Выделить суффикс. |
1) - На доске тоже поработал маленький проказник.
- Из данных слов составить и записать предложения.
(на доске)
Пришла, зимушка
Пушистый, накрыл, деревья, снег
- Какие предложения у вас получились? Прочитать.
- О чем говорится в первом предложении?
- Во втором предложении?
- Прочитайте слово, в котором 7 звуков, 7 букв, 3 слога, 2 звука согласных звонких, 2 звука согласных глухих.
(Зимушка)
- Найдите корень в этом слове. Как это сделать? Подобрать однокоренные слова.
- Какой суффикс в этом слове?
- В каких еще словах он встречается?
(бабушка, дедушка, соловушка, избушка, травушка, коровушка)
- Какое значение вносит он в слово?
(уменьшительно-ласкательный оттенок)
2) «Записать одним словом»
- Очень большой арбуз – арбузище;
- Очень сильная жара – жарища;
- Очень сильный пожар - пожарище;
- Какое значение вносит в слово этот суффикс? (Увеличение)
- Выделите суффикс в этих словах.
3) - Вспомним поговорку «Одна голова – хорошо, а две … (лучше). Значит, будем работать парами. «Кто больше?»
От заданных слов при помощи суффиксов надо образовать и записать новые слова. Выделите части слова, назовите их.
(на доске открывется «цветик – семицветик»)
Проверка: ребята выходят парами, один записывает слова, другой выделяет корень, суффикс.
4) Физкультминутка. Упражнения на дыхание.
(во время физминутки звучит тихая приятная музыка)
- Ребята, знаете ли вы, что есть специальные упражнения, помогающие изменить настроение, поведение, эмоции. Сейчас мы выполним некоторые из них. И попросим Приведение сделать с нами.
- Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
- Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.
Вдохнуть. Представить две параллельные линии (нарисовать глазками). Выдохнуть между ними.
У вас наступило успокоение, улучшилось дыхание, вам стало легче.
5) Составление слов с помощью суффиксов.
На доске: - еньк, - ечк, - очк, - ушк, - оньк.
Молодцы! Вы хорошо справляетесь со всеми заданиями. А что в общении друг с другом вам помогает делать ваши отношения теплее, добрее, искреннее? Конечно же, добрые, теплые слова. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. Давайте поблагодарим друг друга, и не забудем о помощниках – суффиксах.
(Привиденьюшко, Андрюшенька, Ванечка, Данилочка, Данилушка, Владушка, Велиночка, Глебушка, Ниночка, Лизонька, Никитушка, Анечка, Владушка, Костенька, Светочка, Ромочка, Денисочка.)
VII. Подведение итогов.
- «Симпатичное приведение» приготовило для вас игру «Счастливый случай». На доске шарики, в каждом шарике спрятан вопрос, но есть один волшебный шарик.
(К доске выходят 7 человек, которым надо «укрепить» свои оценки и берут по шарику, на обратной стороне которых записан вопрос. На одном шарике написано «ПРИЗ». Ребенок, который вытащит этот шарик, получает приз и сам выбирает себе вопрос, на который он хочет ответить)
1. Что такое суффикс? Выберите правильный ответ:
Суффикс – часть предложения.
Суффикс – часть слова.
Суффикс – это слово.
2. Что такое корень?
3. Для чего служат суффиксы?
4. Как распознать однокоренные слова?
5. Какая часть слова самая главная? Почему?
6. Слова с каким значением образуют суффиксы -ушк?
7. ПРИЗ
8. Назвать части слова (новая часть слова – подготовка к следующему уроку)
Назвать оценки.
- Вы хорошо сегодня поработали.
- Вам было интересно?
- Назовите одно слово из тех упражнений, которые мы выполняли на уроке, которое вы запомнили.
- Выберите и закрасьте то приведение, которое соответствует вашему настроению сейчас.
(Ребятам предлагается карточка, на которой нарисованы приведения. Выбрать то, которое соответствует их настроению в конце урока и закрасить.)
А у тебя какое настроение? |
VIII. Домашнее задание
- Домашнее задание я для вас подготовила сегодня на карточках, которые лежат в ваших дневниках.
Прочитайте предложения.
- Под осиной растут подосиновики.
- В лесу работает лесник.
- Рыбак ловит рыбу.
- Муравьи живут в муравейнике.
- Красноярец живет в Красноярске.
- 1 группа. Списать. В однокоренных словах выделить корень.
- 2 группа. Списать. В однокоренных словах выделить корень. Составить и записать подобные предложения. (Например: В Москве живет москвич.)