Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная: развитие и углубление понятий о частях слова;
  • развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
  • воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • здоровьесбережения: создание атмосферы успешности каждого ученика,  создание благоприятного психологического  климата, предупреждение утомляемости детей.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

I. Организация класса.

Настрой на урок

- Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча пожелайте своему товарищу что-нибудь очень приятное, доброе, удачи в работе.

- Как вы думаете, теперь вам будет легче работать?

- Почему?

- Девиз нашего урока сегодня «Один за всех и все за одного»

- Настроились на работу?

- Очень хорошо! Тогда за работу!

- Садимся. Открываем тетради и записываем дату.

II. Минутка чистописания.

- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных слова. Какие это буквы?

На доске слова: Берёза, рябина, овощи.

Составьте цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?

(Оея   яео  ояе еяо  еоя)

- Выберите для себя любую цепочку и запишите.

(учитель записывает, обращая внимание на соединение букв)

- Что можно сказать про эти  слова?

(Словарные слова)

III. Словарно-орфографическая работа.

- Слово, которое мы вспомним на уроке, вы узнаете, если решите задачу этого прямоугольника.

- Сегодня к нам на урок прилетело Привидение с мотором (показ фрагмента из мультфильма «Малыш и Карлсон» - привидение с мотором), и вот это «ужасное, но очень симпатичное» приведение решило помешать нам на уроке. Но я думаю, что, благодаря нашим знаниям, а главное, конечно, нашей дружбе, мы одолеем все преграды, все трудности. И докажем ему, что вместе мы сила!

(На доске таблица слов, где пропущены первые буквы. Ребята по одному подходят к доске и вставляют буквы, чтобы получились слова.)

- Какое это слово? Как вы его нашли?

- Мы вспомним слово - малина. Для того чтобы его прочитать, мы подставили первые буквы в словах, написанных по горизонтали, а затем соединили и прочитали эти буквы по вертикали.

- Что такое малина?

(Малина – это сладкие красные ягоды.)

- Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?

(Малина - это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.)

- Скажите полностью, что такое малина?

(Малина – это сладкие красные ягоды  и кустарник, на котором они  растут.)

- По поводу происхождения названия этой ягоды существует две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.

- Запишите это слово, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?

(В слове малина непроверяемая безударная гласная а)

- Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?

- Прочитайте фразы, написанные на доске.

Не жизнь, а малина;

малиновый звон.

- Что обозначает первая фраза?

(Фраза «не жизнь, а малина»  обозначает очень хорошую жизнь)

- Что обозначает фраза «малиновый звон»?

(Красивый нежный звук)

IV. Актуализация знаний.

-Как можно назвать маленькую ягоду малины?

(Малинка) один ученик записывает на доске ответы, остальные в тетради

Как называется участок земли, где растут кусты малины?

(Малинник)

- Как можно назвать записанные слова?

(Малинка, малинник.       Однокоренные слова.)

- Выделите в каждом написанном слове корень.

- Что такое корень?

- Какую часть в этих словах мы можем выделить еще?

(Суффикс)

- Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Учиться … (определять части слова)

Учиться…(помогать друг другу)

(Сегодня на уроке мы будем учиться определять корень и суффикс в словах.)

V. Физкультминутка.

- Когда это милое привидение  пролетало над нашим  классом, оно перемешало все карточки, которые лежат у вас на столах. Прочитайте, что написано у вас на карточках.  Разбейтесь на две группы, в зависимости от того, какая у вас часть слова. (На столах у ребят карточки, на которых написаны отдельно слова и суффиксы)

- Какие группы у вас получились?

1 группа – корни слов;

2 группа – суффиксы слов.

- Как вы определили, где корень, где суффикс?

(Корень имеет смысл.)

- Соберем из этих частей  новые слова. Лишних карточек быть не должно. (Учащиеся соединяются в пары, чтобы получились слова)

(Танк ист,   мяч ик, гриб ок, дом ик,  лес ник, кот ёнок, город ок, мост ик)

VI. Закрепление пройденного материала.

- Для того, чтобы правильно выделить в слове корень и приставку, вспомним порядок действий.

(на доске вывешивается таблица)

1. Вдуматься в смысл слова. Что означает это слово? Подобрать однокоренные слова. Выделить корень.

2. Суффикс стоит после корня. Назвать слова с таким же суффиксом. Выделить суффикс.

1) - На доске тоже поработал маленький проказник.

- Из данных слов составить и записать предложения.

(на доске)

Пришла, зимушка

Пушистый, накрыл, деревья, снег

- Какие предложения у вас получились?  Прочитать.

- О чем говорится в первом предложении?

- Во втором предложении?

- Прочитайте слово, в котором 7 звуков, 7 букв, 3 слога, 2 звука согласных звонких, 2 звука согласных глухих.

(Зимушка)

- Найдите корень в этом слове. Как это сделать? Подобрать однокоренные слова.

- Какой суффикс в этом слове?

- В каких еще словах он встречается?

(бабушка, дедушка, соловушка, избушка, травушка, коровушка)

- Какое значение вносит он в слово?

(уменьшительно-ласкательный оттенок)

 

2) «Записать одним словом»

- Очень большой арбуз – арбузище;

- Очень сильная жара – жарища;

- Очень сильный пожар  - пожарище;

- Какое значение вносит в слово этот суффикс? (Увеличение)

- Выделите суффикс в этих словах.

 

3) - Вспомним поговорку «Одна голова – хорошо, а две … (лучше). Значит, будем работать парами.  «Кто больше?»

От заданных слов при помощи суффиксов надо  образовать и записать новые слова. Выделите части слова, назовите их.

(на доске открывется «цветик – семицветик»)

Проверка: ребята выходят парами, один записывает слова, другой выделяет корень, суффикс.

4) Физкультминутка. Упражнения на дыхание.

(во время физминутки звучит тихая приятная музыка)

- Ребята, знаете ли вы, что есть специальные упражнения, помогающие изменить настроение, поведение, эмоции. Сейчас мы выполним некоторые из них. И попросим Приведение сделать с нами.

- Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.

- Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.

Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

Вдохнуть. Представить две параллельные линии (нарисовать глазками). Выдохнуть между ними.

У вас наступило успокоение, улучшилось  дыхание, вам стало легче.

5) Составление слов с помощью суффиксов.

На доске:  - еньк, - ечк, - очк, - ушк, - оньк.

Молодцы! Вы хорошо справляетесь со всеми заданиями. А что в общении друг с другом вам помогает делать ваши отношения теплее, добрее, искреннее? Конечно же, добрые, теплые слова. Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. Давайте поблагодарим друг друга, и не забудем о помощниках – суффиксах.

(Привиденьюшко, Андрюшенька, Ванечка, Данилочка, Данилушка, Владушка, Велиночка, Глебушка, Ниночка, Лизонька, Никитушка, Анечка, Владушка, Костенька, Светочка, Ромочка, Денисочка.)

VII. Подведение итогов.

- «Симпатичное приведение» приготовило для вас игру «Счастливый случай». На доске шарики, в каждом шарике спрятан вопрос, но есть один волшебный шарик.

(К доске выходят 7 человек, которым надо «укрепить» свои оценки и берут по шарику, на обратной стороне которых записан вопрос. На одном шарике написано  «ПРИЗ». Ребенок, который вытащит этот шарик, получает приз и сам выбирает себе вопрос, на который он хочет ответить)

1. Что такое суффикс? Выберите правильный ответ:

Суффикс – часть предложения.

Суффикс – часть слова.

Суффикс – это слово.

2. Что такое корень?

3. Для чего служат суффиксы?

4. Как распознать однокоренные слова?

5. Какая часть слова самая главная? Почему?

6. Слова с каким значением образуют суффиксы -ушк?

7. ПРИЗ

8. Назвать части слова (новая часть слова – подготовка к следующему уроку)

 Назвать оценки.

- Вы хорошо сегодня поработали. 

- Вам было интересно?

- Назовите одно слово из тех упражнений, которые мы выполняли  на уроке, которое вы запомнили.

- Выберите и закрасьте то приведение, которое соответствует вашему настроению сейчас.

(Ребятам предлагается карточка, на которой нарисованы приведения. Выбрать то, которое соответствует их настроению в конце урока и закрасить.)

А у тебя какое настроение?

VIII. Домашнее задание

- Домашнее задание я для вас подготовила сегодня на карточках, которые лежат в ваших  дневниках.

Прочитайте предложения.

  1. Под осиной растут подосиновики.
  2. В лесу работает лесник.
  3. Рыбак ловит рыбу.
  4. Муравьи живут в муравейнике.
  5. Красноярец живет в Красноярске.

- 1 группа. Списать. В однокоренных словах выделить корень.

- 2 группа. Списать. В однокоренных словах выделить корень. Составить и записать подобные предложения. (Например: В Москве живет москвич.)