Цель:
- cформировать и доказать теорему о сумме углов треугольника и о величине внешнего угла треугольника,
- формировать умение анализировать, обобщать полученные знания,
- развивать математическую речь.
I. Оргмомент: сообщение темы урока, плана работы.
Назначить консультантов в группах
1. Повторение. Работа устно
2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника
3. Решение задач на применение теоремы
4. Теорема о внешнем угле
5. Конкурс задач на применение новой теоремы
6. Самостоятельная работа 4 варианта (комбинированные задачи по темам)
7. Решение задач
8. Итог урока
Оборудование:
1. Набор треугольников для перегибания;
2. Чертежи для решения задач;
3. Карточки для самостоятельной работы.
II. Работа устно:
Задача 1.
СР ДЕ, Д=90o , РСЕ=49o Решение: |
Задача 2.
Повторить свойства равнобедренного : AB=BC, BF AC
Доказать, что луч BF-биссектриса CBD
Доказательство: |
III. Классифицировать треугольники:
а) по сторонам
б) по углам
Может ли в быть 2 прямых угла, 2 тупых угла.
Показать чертёж
Стороны углов параллельны или расходятся
Доказать утверждение, что сумма углов = 180o
1) с помощью модели треугольника (собрать углы, сгибая по средним линиям)
2) используя свойства параллельных прямых – работа в группах
Дано: ABC |
Повторить доказательство в группах (любой член группы).
Слушает консультант.
Привести ещё одно доказательство.
1+ 2+ 6=x |
В чём недостаток этого доказательства? (Неизвестно, что сумма углов в любых треугольниках постоянно одинакова)
IV. Решение задач по теме
1) Чему равен угол в треугольнике, если один из его углов 30o, второй 100o?
2) Чему равен угол равностороннего треугольника?
3) Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?
4) Найти углы АВС, если А: В: С=2:3:4
5) А=40o Найти 5
1=400, 2=180o- 80o=100o, 3=80o
4=80o, 5=180o-160o=20o
6) № 228 (а)
7) Докажите, что углы при основании равнобедренного треугольника острые.
8) Найдите ошибку: 1=2; 3=4
V. Внешний угол
1, 2, 3 – внутренние углы . |
Как вы думаете, какой из углов, 4, 5 или 6, будет внешним углом , если по определению: внешний угол называют угол,
смежный с каким-нибудь углом ( 5 или 6 – внешний).
Как связаны внешний угол с его внутренними углами? Что можно сказать о величине внешнего угла ?
Подумать в группах. Доказать, что 5=1+ 2 Со слабыми учащимися доказать, что 8=2+ 3 Сильным: Определить сумму внешних углов (на листочках) – сдать на проверку |
Творческое задание группам: придумать задачу на применение теоремы о внешнем угле
Например: чему равны углы равнобедренного , если его внешний угол равен 60o
Решение этих задач
VI. Самостоятельная работа по вариантам
Найти величины углов, обозначенных знаком?
I.
II.
III.
IV.
Каждое задание оценивается в 2 балла. Оценка 5 выставляется если ученик набрал 8 баллов, оценка 4-6, 7 баллов, оценка 3-4, 5 баллов.
Степень сложности выполняемого варианта определяется в порядке возрастания.
Дополнительно:
Дано: 1=2 3=4 |
Собираются в группы по вариантам, разбирают задачи, выставляют оценки в зачетной карте.
Решение без оформления, только действие записывают.
VII. Решение задач с оформлением. № 229.
Дано: АВС, АВ=ВС |
Самостоятельно | № 230 – I и II вариант №235 – III и IV вариант |
работа группами |
№ 230
Дано: АВС, 1=2, 3=4, А=580, В=96o |
№ 235
Дано: АВС, 1=2, АDВ=110o АВ=ВС |
VIII. Домашнее задание
№ 234, 233 п. 30-31 вопр. №1-4 (стр. 84)
Доказать, что АВС – прямоугольный.
Итог урока
Приложение:
Зачетная карта IV вариант
№ |
Ф.И. |
а |
б |
в |
г |
Оценка |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
Ответы: 50o,120o,37o,120o |
Обучение ведется по учебнику Атанасяна Л.С.