Действующие лица:
Судья
Два помощника судьи
Три обвинителя
Три защитника
Слово учителя:
Жует нули и единицы,
Размалывает по крупицам
Все в килобайтовой тиши…
И как узнаешь, что творится?
Что ему видится, что снится
В потемках триггерной души?..
Ребята, о ком или о чем это стихотворение?
Правильно, о компьютере. Сейчас даже маленькие дети знают, что это такое. Но так было не всегда. Например, в 1977 г. основатель, президент и председатель совета директоров корпорации DEC Кен Олсон заявил: «Не существует причин, по которым кому-нибудь захотелось бы иметь дома компьютер».Согласитесь, довольно странно сегодня слышать такие слова. С компьютерами происходило нечто подобное, что уже было с электричеством и автомобилями – недоверие, настороженность и даже полное отрицание сменялись сначала интересом, затем восторгом, а затем спокойным и деловым отношением. Но до сих пор не утихают споры о пользе и вреде этого устройства.
Мы присутствуем на открытом судебном заседании на котором полу – шутя, полусерьезно будет решаться судьба компьютера. Результатом станет решение достопочтенных судей, которые с нашей помощью определят «Быть или не быть». Я прошу занять свои рабочие места судей, обвинителей и защитников. Итак, мы начинаем:
Судья: Прошу внимания. Прежде, чем приступить к заслушиванию аргументов противников обвиняемого и его сторонников, несколько слов о нем самом. Пожалуйста, господин помощник, зачитайте нам досье обвиняемого.
Помощник судьи: Итак. Имя подсудимого: компьютер. Родился в 1945 г. в США в семье военных. При рождении получил имя ЕNIAC, которое впоследствии неоднократно менял и стал известен, как ЭВМ, а в последнее время стал устраиваться на работу в различные организации под именем IBM PC и проникать в дома добропорядочных граждан, используя клички, такие как PENTIUM, CELERON и др. За годы своей жизни он неоднократно менял свой облик, в конце концов превратившись из неуклюжего «громилы» в вполне приличного, стройного, респектабельного красавца. Менял он и род свих занятий, в результате приобрёл множество специальностей. Карьера его шла «по нарастающей»: от простого вычислителя до помощника глав и правительств. И где бы он ни находился, люди всегда ему доверяли. Доверяли и доверяют свои дела, счета, государственные тайны. А стоит ли вообще это делать? Сегодня мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Судья: Спасибо. Итак, подсудимый обвиняется по трём статьям:
- Нанесение тяжких повреждений здоровью человека.
- Преднамеренное повсеместное распространение в целях запутывания и усложнения деятельности человека и вызывание привыкания к себе, как к наркотику.
- И, третья, самая важная статья:
- Кража компьютером человеческих чувств.
Слово предоставляется обвинению.
Обвинитель 1: Уважаемый суд, уважаемые гости! Ни для кого не секрет, что компьютер оказывает очень вредное влияние на человека. Он губит и наши души, и наше здоровье. Мы хотим покончить с этим раз и навсегда, наша задача – добиться запрета на его использование, и, наконец, полного изгнания из нашей жизни. Здоровье, эту великую ценность, мы безропотно тратим на общение с этим монстром. Об этом знает каждый. Уважаемый судья, позвольте пригласить свидетеля.
Судья: Приглашается свидетель со стороны обвинения – Владимир Безопасников – инструктор по технике безопасности вычислительного центра школы № 17.
Свидетель рассказывает о вредном воздействии компьютера на здоровье человека.
Обвинитель 1: Вот видите, господин Судья, компьютер – это вовсе не такая уж безобидная штучка, как кто-то мог подумать. Он преступно губит наше здоровье и должен быть наказан.
Судья: Но сначала мы выслушаем защиту.
Защитник 1: Уважаемые присутствующие, скажите:
- На каком расстоянии необходимо находиться от экрана видеомонитора при работе на компьютере ?
- Сколько кв. м площади должно приходиться на один работающий компьютер ?
- Как можно уменьшить вредное влияние излучений и ионизации воздуха на здоровье человека ?
- В течении какого времени можно непрерывно работать на компьютере ученикам 8-9 классов без ущерба для здоровья ?
Вот видите, господин Судья, наш подсудимый вовсе не маньяк – убийца, каковым нам его представили в начале. Мало того, излечивать людей, проводить сложнейшие операции сегодня невозможно без специальной компьютерной техники. За эту помощь человек должен благодарить компьютер, а не обвинять. У меня всё.
Судья: Что скажите, господа обвинители ?
Обвинитель 2: Есть ещё ряд причин, по которым не стоит доверять компьютеру. Прикрываясь благими намерениями, компьютер намного усложняет любую деятельность человека.
Вместо того, чтобы привычным образом выполнить свою работу, человек вынужден напряжённо вспоминать команды, искать на клавиатуре нужные клавиши, и, наконец, учиться пользоваться той или иной программой. А ведь на это уходит драгоценное время.
Отказаться от этой дорогостоящей суеты и применять в работе проверенные «дедовские методы».
Защитник 2: На этот счёт у нас есть предложение: провести прямо здесь и сейчас следственный эксперимент.
Судья: Это интересно.
Помощник судьи 2: Я займусь этим.
Сейчас я предложу для исправления два одинаковых текста с одинаковым количеством ошибок. Задача будет стоять такая: получить как можно быстрее исправленный вариант, с учётом, что один текст размещён на экране компьютера, а другой на обычном листе бумаги.
Итак, прошу подойти ко мне одного человека со стороны обвинения, он будет пользоваться обычным «дедовским способом», и одного человека со стороны защиты, он выполнит это с помощью компьютера.
Проводится эксперимент.
Учитель: А пока идёт эксперимент, я хочу пригласить гостя – ученика 3 класса Сокольникова Алёшу, который уже целый год общается с компьютером и сегодня он расскажет нам о нём.
Рассказывает стихотворение.
МОЙ ДРУГ!
У меня есть новый друг
Его компьютером зовут.
Дружу я с ним не так давно,
Но расскажу вам про него.
Мой друг красив и очень статен,
Процессор есть в центральной плате,
Чтоб мог он думать и решать,
Писать, считать и рисовать.
Когда экран его горит,
Он мне о чем-то говорит.
Я отвечать ему хочу-
По кнопкам весело стучу.
Но вот недавно я узнал:
Он жить не может без программ.
Теперь учусь их составлять-
Друзьям ведь надо помогать.
Я напишу ему программу,
Чтоб мог он думать и мечтать,
Страдать, любить и ненавидеть,
Смеяться, и во сне мечтать!
Помощник судьи 2: Представляет напечатанный и написанный от руки тексты.
Защитник 2: Ну что, результат говорит сам за себя.
Судья: Да, вы меня убедили. Что скажите, господа обвинители?
Обвинитель 1: Вот именно так и формируется зависимость человека от компьютера. Вот что по этому поводу пишет журнал «Наука и жизнь».
«Датские школьники разучились писать от руки – они умеют только печатать на компьютере. Когда восьмиклассникам предложили за 40 мин написать диктант из 60 слов с этим мало кто справился: у детей, не привычных к ручке, стало сводить судорогой правую кисть».
Обвинитель 1: Я добавлю: многочисленные исследования свидетельствуют, что при работе с компьютером, игровыми приставками, Интернет, особенно у детей, возникают признаки зависимости, проявляющиеся психологическим дискомфортом, депрессиями вне общения с компьютером.
Защитник 2: Опровергнуть эту точку зрения нам помогут свидетели, специально приехавшие из деревни Малой Файловки, где использование компьютеров стало уже привычным делом. И по-моему, они далеки от депрессии.
Частушки.
Наш компьютер просто класс!
Наш компьютер просто ас!
Мы работаем на нем и частушки вам споем.
Судим мы компьютер строго,
Судьи есть, есть адвокат.
Думает он слишком много,
И судья тому не рад.
Стол стоит, на нем машина,
Просит нас ее включить,
Как умна эта машина –
Может всех перехитрить.
Мы с компьютером друзья,
Куда он туда и я,
На него я лишь гляжу,
С ним лишь рядышком сижу
Деревенских кавалеров
Ряды сильно поредели,
Нам теперь то все равно,
В Интернете их полно.
Все надои молока
Я в компьютер занесла,
И коровий рацион
Рассчитал мне быстро он.
Почтальон наш отдыхает
Все деньки-свободные.
Каждый пишет, посылает
Письма электронные.
Посмотрите на меня –
До чего я хороша:
Подобрали мне прическу
На компьютере вчера.
Хочу выучить английский,
Есть программа у меня,
Мой компьютер переводит
Все словечки за меня.
Занесу я в базу данных
Своих кавалеров,
Буду их сортировать
Я по дням недели.
Создадим свою страничку
Про колхозные дела.
Пусть про нас страна узнает,
Скажут все: вот это да!
Говорят, что ЭВМ –
Вредная машина.
Нам лишь польза от нее,
ЭТО ОЧЕВИДНО!
Судья: Что вы теперь скажете, господа обвинители?
Обвинитель 3: Только то, что компьютер превращает человека в робота, лишает его человеческих чувств, уводит от реальной жизни в виртуальную. И у нас есть тому доказательства.
Судья: Приглашаются свидетели со стороны обвинения.
Исполняется танец роботов.
Обвинитель 3: Вот что сделало с людьми непомерное увлечение компьютером.
Судья: (обращается к защите) Что вы можете на это ответить?
Защитник 3: Никогда компьютер не будет мешать человеку любить и ненавидеть, мечтать и создавать что-то новое, творить наконец. Компьютер помогает человеку писать музыку, печатать стихи, а сколько людей имеют возможность знакомиться и общаться с помощью компьютерной сети.
Обвинитель 3: Господин Судья, я протестую! Речь идёт о множестве компьютеров, соединенных между собой – это же настоящая мафия! Её нужно обезвредить.
Судья: Протест отклоняется, продолжайте.
Защитник 3: Человек может превратиться в робота вовсе не по вине компьютера, а из-за собственных лени и равнодушия, а компьютерщики, как известно,- народ неравнодушный. И мы можем сейчас в этом убедиться.
Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель со стороны защиты: Александр Сергеевич Джойстиков, который поведает нам историю своей любви…
Её в «COMPUTER LAND»е встретил,
Она прекрасна и мила.
Лицо её, как монитор, светилось,
Когда взглянула на меня.
Мои курсоры замигали,
Связать двух байтов я не мог,
В ячейках памяти застряли все комплименты и общенья слог.
Чем мог привлечь её вниманье
Мой заурядный терминал?
Иль поведенья алгоритм удачный
В тот день себе я подобрал?
Хожу теперь, в догадках мучась:
Что значил пламенный твой взор?
Быть может, зря я так волнуюсь-
Всё это виртуальность, вздор?
Пускай компьютер мне поможет:
Я обращаюсь к ней через чат:
Она поймет, что для меня дороже
Нет никого на свете – это факт.
Я ей души открою файлы
И предложу программ меню,
Пусть выбирает всё, что хочет,
И знает: я её люблю.
Учитель: И это прекрасно. Я думаю, что теплом своих чувств этот молодой человек растопил льдинки в сердцах наших суровых обвинителей. Мне кажется, нашим достопочтенным судьям не потребуется много времени, чтобы вынести окончательный приговор. Итак, господа судьи, вы готовы огласить нам его?
Судья: Да, мы готовы. Выслушав обе стороны, а также свидетелей, опираясь на факты, суд пришел к следующему решению:
П.1 Признать компьютер невиновным и снять с него все обвинения в шпионаже, саботаже, грабительстве и вредительстве;
П.2 Оценить его деятельность положительно и привлечь его к выполнению еще больших объемов работы, связанных с обработкой, хранением и передачей информации;
П.3 Признать все его действия результатом выполнения программ, написанных для него людьми, следовательно, всю ответственность за ошибки и промахи следует возложить на человека.
П.4 Считать его отныне не врагом человека, а его помощником и доверять ему выполнение самых сложных, опасных и секретных заданий.
П.5 Освободить компьютер из-под стражи прямо в зале суда.
Учитель: Итак, теперь мы точно можем сказать: компьютеру – быть, компьютеру – жить, а значит, работать. Ведь не даром девиз всемирно известной фирмы IBM – производителя компьютеров – гласит: «Человек должен думать, а машина работать».