Разговор на перепутье

Разделы: Школьная психологическая служба


Каждый былинный герой встречает на жизненном пути множество трудностей и соблазнов: Иван-царевич стоит у придорожного камня и решает - убитым быть или богатство обрести. Добрыня Никитич стоит перед выбором: пребывать в безопасности или идти на спасение русских людей.

Они бросают вызов страстям, властвующим над человеком, противопоставляя им свой ум, свои чувства, свое «я». В конце странствий герои не только приобретают материальные блага, но и обретают самого себя - важнейшее условие счастья.

В традиционном обществе роль проводника на пути поисков себя выполняли шаманы, священники, духовные учителя. Современному человеку не так просто найти помощника в таком непростом деле, как самопознание. Переживая кризис становления ценностей, часть современной молодежи и взрослых людей обратились к тоталитарным сектам и деструктивным культурам. В представлении этой категории людей подобные «учения» связаны с внутренней реализацией целей, развитием и ростом личности.

Каждая организация подобного рода предлагает готовые ответы на все жизненно важные вопросы, без каких-либо душевных или интеллектуальных усилий. Другое дело, помогает ли это решить человеческие проблемы…

Как правило, с приходом в секту у человека обостряются отношения с социумом (семьей, друзьями, работой, учебными заведениям и т.п.) И как бы этот процесс ухудшения взаимоотношений не назывался: «испытания», «проверка на прочность» или еще как-либо, это ведет к полной или частичной изоляции человека от окружения и подчинение той или иной секте, причем подчинение не только духовное, но материальное и душевное, т.е. всеобщее. Причем человек в секте будет угнетенно себя чувствовать, если он не вербует в секту своих родных и близких. Ему помогут это чувствовать, потому что любая секта - это бизнес. И без новых капиталовложений секта не сможет существовать, т.к. почва саморазвития очень зыбкая. Следовательно, нужны новые клиенты, и самый простой способ- это привлечение новых людей, через уже имеющихся сектантов. Перед ними остается два пути: либо вести с собой знакомых или малознакомых людей, либо испытывать душевное несовершенство от своей несостоятельности помочь общности, которая тебя «обогрела, накормила, на путь истинный направила». Третьего пути не дано. И разве справедливо по отношению к человеку использовать его усилия через привлечение негативных эмоций, вызов чувства вины. Хотя нужно отдать должное каждой секте в том, что изначально привлеченный человек получает дозу эйфории через подарки, признание или восхваление типа: «ты избран», «твои вибрации настолько утончились, что ты смог придти к нам» и т.п. Это как обертка у товара - чем ярче, тем быстрее произойдет продажа. А покупается иногда  «кот в мешке», потому что истинные цели тщательно вуалируются, прячутся под маской высоких идей. Так в любой секте кроме физического, душевного и духовного подчинения практикуются различного рода добровольные пожертвования. В принципе это основная отличительная черта религии от секты. Секта спекулирует религиозными и научными идеями, но рифы финансовой сути всегда можно рассмотреть.

Для этого в ход идут любые средства. Руководители секты использует массу приемов для вовлечения человека в свою организацию. Рассмотрим наиболее часто встречающуюся схему вовлечения в сектантскую организацию. Обозначим для наглядности кругом сферу личности.

Стрелками обозначим влияние социокультурной среды на человека. К примеру, на определенную личность оказывает влияние семья, друзья, учеба, спорт, любовь.

Но в данной схеме чего-то не хватает…Действительно, есть еще одна составляющая личности, и находится она в самом центре. Это ВЕРА - тайная сфера личности. Кто-то верит в высший разум, кто-то в судьбу, кто-то в собственные силы и т.п. Не суть важно, во что верит человек, важно то, что он чувствует ВЕРУ в своем внутреннем мире, осознает, что это принадлежит только ему, что об этом никто не имеет права знать без его согласия.

Исходя из этого, можно предложить следующий вариант развития диалога с вербовщиком:

-В чем смысл жизни?

-Чьей жизни?

-Вашей жизни!

-Извините, но мне кажется, что это не ваше дело…(или «А зачем вам надо знать смысл моей жизни?»).

Каждый должен помнить о своем праве распоряжаться своей личностью, другими словами каждый имеет право на самостоятельность и защищенность.  

Но почему же люди, не смотря ни на что, идут в секту и платят немалые деньги за сущую ахинею, разрушая свои семьи и всю свою жизнь?

На это существует масса причин. И то, что человек может испытывать не понимание со стороны окружающих его людей, и желание вырваться из обыденности и заняться чем-то более глобальным и важным, и обладать сверхъестественными способностями, бессмертием и многое другое. Сектантам ценности обыденной жизни представляются несущественными, малозначимыми. Современные психиатры отнесли бы такое состояние к психопатическим. Однако здесь уместно вспомнить высказывание Станислава Грофа о том, что человек, страдающий психозом, на самом деле испытывает кризис духовного роста. Человек это делает не просто по глупости, но он подошел к той стадии своего развития, когда на первое место вышла духовная сфера жизни. Но, не справившись с кризисом, сопутствующим этому этапу духовного развития, он может «забрести» в непроходимые джунгли. Чаще всего это приводит к тому, что человек не в силах противостоять манипулированию со стороны.

Преодолеть этот этап безболезненно возможно, как правило, лишь в том случае, если благополучно складывается общение с близкими людьми. Существенно смягчить последствия кризиса духовного роста.

Что же делать, если ваш близкий родственник или друг попал под влияние секты или деструктивной  культуры? Прежде всего не надо впадать в панику. Отнеситесь с пониманием к нему, поймите, что таким образом он просто пытается преодолеть свои противоречия. Поймите, что теперь его стали занимать совсем другие, не бытовые ценности. Познакомьтесь с критической литературой по проблеме сект, чтобы понять, с чем придется иметь дело. И ни в коем случае не идти на встречи с представителями этой секты, ни в коем случае не идти на сектантские собрания, т. к. любого подвергают психологической обработке. Об этом позже поговорим поподробнее. А попавший в секту в обстоятельном разговоре с вами сам найдет противоречия в закабалившей его системе. Не старайтесь сразу пичкать его критической информацией о секте. Так можно вызвать реакцию отторжения и еще большую уверенность в своих сектантских взглядах. Прежде всего его надо убедить, что посредством его «духовного общества» он вряд ли достигнет того, о чем он мечтает, и для достижения его целей нужно искать другие средства. Но дойти до этого он должен своим умом. На худой конец, заинтересуйте его системами саморазвития.

По большому счету, каждый сам ответственен за свою жизнь, сколь бы изощренными и хитроумными ни оказались применяемые для порабощения индивидуальной воли приемы и методы. И именно сам человек принимает решение о сопротивлении или отказе от такового. В сокровенной глубине каждого сердца есть заветная область свободной воли, проникнуть в которую не дано никому во Вселенной, кроме нас самих.

Многие пытаются свалить всю вину только на зомбирующих влиятелей. Но более опасна личная беспечность и неумение ценить и охранять свободу собственного духовного космоса. Это непросто - оставаться в любой ситуации истинно автономными, никому не делегируя собственную свободу, и нести всю тяжесть возможных последствий на своих плечах. На жизнь нужно смотреть открытыми глазами и не позволять собой манипулировать.