Цель: Воспитание патриотизма учащихся, формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления.
Задачи:
- Достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие.
- Усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в изучаемую эпоху.
Слово учителя: Вот уже несколько десятилетий мы не вспоминаем, или не хотим вспоминать революционное прошлое нашей страны. Стало это как-то не модно, не престижно. Но есть в среде этих революционеров люди, которыми мы не перестанем восхищаться ни через годы, ни через столетия. Речь идет о декабристах – борцах против крепостного права – позорного рабства на Руси.
Много необъяснимого связано с этими людьми. Молодые дворяне, они сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию. Они сами имели право владеть крепостными душами, припеваючи жить в своих имениях, прожигая жизнь.
Дворяне были опорой императора: они занимали все высшие посты в армии и правительстве. И все же они пошли против власти, против рабства России.
Почему? Что толкнуло их на этот шаг? Что это были за люди? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать сегодня ответ.
Ученик: “Мы – дети 1812 года” - говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол.
Еще детьми и подростками они узнали о первых войнах Наполеона с Россией. На эти войны уходили из дома их отцы и старшие братья. Разгром под Аустерлицем в 1805 году и тяжелый Тильзитский мир были первыми сигналами о неблагополучии в империи.
Ученица: Студенты Московского университета, среди которых в те годы воспитывалось свыше двух десятков будущих декабристов, тяжело переживали позор Тильзита. Лицеист Пушкин сочинял эпиграммы на Александра I, которому переломили нос под Аустерлицем. Студент Московского университета Петр Чаадаев в знак протеста уезжает с молебна в честь заключения Тильзитского мира. Так прорастали первые ростки недовольства.
Ученик: Но вскоре всех, как громом, поразила весть о том, что Наполеон перешел границы России. Началась “Гроза двенадцатого года”. Будущие декабристы были охвачены патриотическим подъемом – именно это и привело их в ряды защитников Родины.
Ученица: “В 1812 году не имел я образа мыслей, кроме пламенной любви к Отечеству” - писал декабрист Никита Муравьев. Подавляющее большинство будущих декабристов оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений.
Владимир Раевский за храбрость в Бородинском сражении был награжден золотой шпагой. Девятнадцатилетний Павел Пестель под Бородино был ранен. Отец тогда написал ему: “Ты только начал самостоятельную жизнь, а уже имел счастье пролить кровь в защиту своей Родины”.
Ученик: Будущие декабристы участвовали и в заграничных походах 1813-1814 г.г. Побывав в странах, где не было крепостного права, молодые офицеры получили немало материала для размышлений. Вот что писал об этом декабрист Каховский: “Тонули – топор сулили, вытащили – топорища жаль… Оскорбленные народы потребовали обещанного, им принадлежащего, - и цепи их темницы стали их достоянием! Цари преступили клятвы свои!!!”
Сцена “У парижской гадалки”.
Ведущий: Увидели будущие декабристы и Париж, который привлекал их духом свободы. А кое-кто узнал свое будущее.
Гадалка: Вас ждет продвижение по службе… Вы скоро женитесь, и брак ваш будет весьма удачным…А вы… будете повешены у себя на Родине!
Офицер: Вы, наверное, ошиблись! Я дворянин, русский офицер, а не англичанин, и не могу быть повешенным.
Гадалка: Время покажет… Назовите мне свое имя.
Офицер: Сергей Муравьев-Апостол…
Ученица: А дворянство жило своей широкой и веселой жизнью. В Москве и Петербурге в день бывало по нескольку десятков балов, сияли огнями великолепные дворцы и особняки.
Звучали звуки музыки. Вальс.
Ученик: Однако, сквозь прелестную музыку вальса слышалась совсем другая музыка, иные слова!
Владимир Раевский… Вошел в историю как первый декабрист, хотя в восстании не участвовал.
В. Раевский. Кто дал человеку право называть человека своим и собственным?! Откуда этот закон – торговать, менять, проигрывать в карты, дарить людей?! А деятельность Аракчеева? Тысячи крестьян переводят на положение полусвободных – полухозяев. Служба стала для меня тяжела и оскорбительна. Прошу разрешения уйти в отставку.
Ученица: Такое разрешение было дано…
Павел Пестель… “ Один из самых оригинальных умов” - так назвал его Пушкин. И не случайно.
П. Пестель. Нельзя начинать революцию без проекта высшего закона. Он определит смысл и цель борьбы! Я должен создать этот высший закон. Я назову его на старинный манер – “Русская правда”…
Ученик: Кондратий Рылеев… Крестник солдата и нищенки, Шиллер заговора – так называли его друзья за мечтательность…
К. Рылеев: Надо ехать туда, где люди живут и дышат легко и свободно! Например, в Америку! Купить участок земли и положить начало колонии независимости… Впрочем, нет! Не в чужих странах надо искать счастья, а стараться укоренить его дома!
Ученица: Даже Пушкин осмелился написать строки, ставшие очень популярными:
Пушкин:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец прекрасная заря?
Ученик: Многие дворяне, и в первую очередь – офицеры. Объединились в тайные организации. Было принято решение собрать совещание Союза Благоденствия с целью решить дальнейшую судьбу России. Позже Пестель писал:
Пестель (сидя за столом): “Князь Долгоруков по открытии заседания, которое происходило на квартире у полковника Глинки, предложил Думе просить меня изложить все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений с тем, чтобы потом каждый член объявлял свои суждения и свои мнения. Сие так и было сделано… Каждый при сем объявлял причины своего выбора, а когда дело дошло до Тургенева то он сказал: “Президент, без дальних толков”. В заключение приняли все единогласно республиканское правление.
Ученица: До императора стали доходить слухи о готовящихся волнениях, о деятельности декабристов. Но он бездействовал, оправдывая себя словами: “Вы знаете, господа, что я разделял эти иллюзии и заблуждения. И не мне, стало быть, их – заговорщиков карать ”.
Ученик: Между тем, события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше тех сроков, что были определены. Все резко изменилось поздней осенью 1825 года. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I, Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин.
Ученица: Но волею судьбы императором стал другой брат - Николай. Константин отказался от престола во имя любимой женщины, с которой и сочетался браком. Однако, официального объявления об отречении сделано не было, об этом знали лишь члены императорской фамилии. Поэтому присяга была проведена Константину. Когда Константин прислал из Польши, где жил, официальное отречение от престола, пришлось назначать переприсягу, теперь уже в пользу Николая. Новая присяга была назначена на 14 декабря 1825 года.
Ученик: Николая в гвардии не любили. Даже петербургский генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был в числе его противников. “Зол, мстителен, скуп” - говорили о нем офицеры. И этому человеку должна была присягнуть армия 14 декабря 1825 года. Так императорская семья сама назначила начало восстания. Песня “Кавалергарды”.
Ученица: Члены тайных обществ приняли решение выступать. Они знали о грозящей опасности, о возможности личной гибели, но верили и в возможность общего успеха. “Мы так твердо были уверены, что либо мы успеем, либо умрем, что не сделали ни малейших сговоров на случай неудачи”, - говорил Александр Бестужев.
Ученик: Но они чувствовали и моральное обязательство выступать. Вот строки из письма Пущина: “Случай удобен. Ежели мы ничего не предпримем, то заслужим во всей силе имя подлецов”. Накануне восстания все собрались на квартире Рылеева.
Сцена “Собрание накануне восстания”.
Рылеев: Взять Зимний дворец и арестовать царскую семью.
Трубецкой: Вывести войска на Сенатскую площадь и принудить сенаторов объявить манифест “об уничтожении бывшего правления”.
Оболенский: Итак, диктатором восстания избран князь Трубецкой. Я сейчас еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.
Рылеев: Каховский, открой нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги! Прошу!… А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает… Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!
Ученица: В ту ночь никто из заговорщиков не спал. В шесть часов Якубович отказался возглавить армию, захватить Зимний и арестовать императора. Он опасался, что не обойдется без царской крови.
Ученик: В семь часов Каховский отказался от цареубийства. Ведь Александра I он считал своим личным врагом, а к новому императору чувства ненависти не испытывал.
Узнав о том, что два важнейших момента их замысла не будут исполнены, диктатор восстания Трубецкой, не вышел на площадь. “Поздно, - думал он, - Сенат уже присягнул. Николай не претендент, а законный царь, значит надо избежать бунта, избежать ужасов кровопролития”. Но именно этого избежать не удалось…
Ученик: Сам император решил увидеть некоторых обвиняемых и лично допросить их… Вскоре он подписал манифест об открытии суда над декабристами. 21 июня 1826 года начал работу заочный суд над декабристами. А вскоре Россия вздрогнула, услышав жестокий приговор: “Пятерых декабристов: Рылеева, Пестеля, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина приговорить к смертной казни четвертованием. Тридцать одного – к казни отсечением головы, девятнадцать – к вечной каторге, остальных – к разным срокам каторги и ссылки”.
Ученица: Однако, этот кровавый фарс был разыгран только для того, чтобы показать доброту императора, дав возможность смягчить приговор. 23 июля собрался Верховный суд для пересмотра приговора. Вот его заключительная часть:
Судья: Верховный суд, учитывая то милосердие, которое было проявлено Их Величеством, смягчившим наказание в отношении государственных преступников и пользуясь предоставленным ему правом приговаривают…
Вместо мучительной казни четвертованием Павлу Пестелю, Кондратию Рылееву, Сергею Муравьеву-Апостолу, Михайле Бестужеву-Рюмину и Петру Каховскому приговором суда определенной, - сих преступников, за их тяжкие злодеяния, - повесить.
Отсечение головы заменить пожизненной каторгой.
Ученик: Все милосердие ограничилось заменой жестокой казни казнью унизительной. Несчастные смертники надеялись, что их расстреляют или обезглавят. Император подписал приговор и уехал в Царское село, оставив приговоренным 24 часа на размышления и воспоминания.
Пестель: Павел Пестель. Мне едва исполнилось 30 лет. Хотя фамилия моя немецкая, но я русский от рождения. Воспитывался в Дрездене, затем, прибыв в Петербург, вступил в Пажеский корпус и продолжал обучение вплоть до получения звания капитана во время французской кампании. В Россию вернулся в должности адъютанта генерала Витгенштейна
На допросе говорил: “Ваше Величество, настоящая моя история заключается в двух словах: Я страстно любил свое Отечество и желал его счастия…”
Рылеев: Кондратий Рылеев. Поэт. Только что опубликовал свою поэму “Войнаровский”, посвященную своему другу Бестужеву, где предсказал и его и свою судьбу.
На допросе говорил: “Ваше Величество, я знал, что дело приведет меня к гибели, но семена, посеянные нами, взойдут и впоследствии принесут свои плоды”.
Бестужев: Михаил Бестужев-Рюмин. Мне только исполнилось 20 лет. Служил младшим лейтенантом в пехотном полку Полтавы; именно здесь присоединился к заговору.
Императору на допросе ответил: “Я ни в чем не раскаиваюсь. Я умираю, исполнив долг и убежденный в том, что за меня отомстят”.
Муравьев: Сергей Муравьев-Апостол. Был подполковником Черниговского полка. Воспитывался в либеральном духе, образование получил в Париже, где сам Наполеон отметил меня. Службу в армии начал в 1816 году. Служил в Черниговском полку, что способствовало моему сближению с Пестелем.
Ученик: Что касается пятого приговоренного – Петра Каховского, то напрасно мы будем искать сведения о нем. Заговорщик и солдат, он умел конспирироваться, сражаться. Героически принять смерть. Большего от него нельзя было требовать.
Ученик: Однако, оставшимся в живых был уготован не менее тяжкий крест – забвение… Император знал, что о преступниках поговорят немного и забудут. Даже женам декабристов Николай I предложил коварный выбор: “тем, кто не пожелает связать свое имя с именем государственного преступника, разрешен быстрый и легкий развод. И некоторые из жен порвали с осужденными. К счастью, таких было мало.
Ученица: Волконская, Трубецкая, Муравьева… Нет, эти не покорились. Они в пух и прах развеяли замыслы императора наказать бунтовщиков. Когда эти красавицы, махнув рукой на молодость и еще вполне возможное счастье, укатили на каторгу за мужьями, поднявшими руку на их государя, каждый лавочник мог засомневаться: во-первых; так ли уж хорош государь? Во-вторых; так ли уж преступны преступники, коль их награждают такой преданностью и любовью.
Ученица: Одной из первых поддержала мужа Екатерина Ивановна Трубецкая. Вот строки из ее письма мужу: “Я, право, чувствую, что не смогу жить без тебя… Меня будущее не страшит. Спокойно прощусь со всеми благами светскими. Одно меня может радовать, тебя видеть, делить твое горе… И все минуты жизни своей тебе посвящать… Мне же, друг мой. Все будет легко переносить с тобою вместе, и чувствую, что как бы худо нам не было, от глубины души буду жребий свой благословлять, если буду я с тобою”.
Именно Екатерине Ивановне посвятил свою поэму “Русские женщины” великий поэт Николай Алексеевич Некрасов.
Ученик: В старинных почтовых дорожниках сказано: “От города Москвы до города Иркутска 5379 с половиной версты”. Сейчас самолет преодолевает это огромное пространство за 7-8 часов. В старину же самый быстрый царский курьер, и тот проезжал этот путь на лошадях за месяц. Но даже это не остановило жен декабристов.
Сцена “Прощание Марии Волконской с родными”.
Ведущая: Двадцатилетняя Мария Волконская в последний раз целует своего крохотного сына. И больше ей никогда не увидеть мальчика: без матери он зачахнет, умрет.
Мария прощается с братьями, сестрами, с горячо любимым отцом генералом Раевским. Раевский: Умоляю, останься. Подумай хотя бы о мальчике, ему нужна мать…
Мария: Батюшка, я не могу остаться, мое место рядом с мужем. Я должна…
Раевский: Я тебя прокляну, если ты через год не вернешься. (в сторону) Между тем мы оба хорошо понимаем, что никогда больше не встретимся.
Зинаида Волконская: Полно спорить, пойдемте к артистам. Мария, ведь я знаю твою страсть к музыке. Певцы поют сегодня для тебя.
Мария: В дороге я простудилась и совершенно потеряла голос. А пели сегодня именно те вещи, которые я лучше всего знаю. Меня мучает невозможность принять участие в пении.
Но, прошу вас, господа, пойте, пойте еще. Подумайте, ведь я никогда больше не услышу музыки.
Ведущая: В доме на Тверской улице декабрьской ночью 1826 года последние прощания, поцелуи. Почти никого из провожатых ей больше не увидеть… в их числе и Пушкина.
Лошади готовы, кибитка нагружена – сейчас грянет колокольчик. До Иркутску 5379,5 версты…
Отрывок из поэмы А.Н. Некрасова “Русские женщины”.
Ученик: Несколько лет спустя умирающий генерал скажет про свою дочь: “Вот самая удивительная женщина, которую я знал…”
Ученица: Поэты сочиняли для них стихи, воспевая их подвиг, сами же они себя героинями не считали. Они даже не задумывались: как можно не поехать? “Какие мы героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто ехали за своими мужьями”. Но это были жены. А Полина Гебель не была таковой. Она даже не была подданной Его Императорского Величества. И все же, она выбрала Сибирь.
Ученик: Из рапорта дежурного офицера московскому генерал-губернатору: “Иностранка Полина Гебель… умоляла государя … дозволить ей отправиться на место ссылки государственного преступника Анненкова, бывшего поручика Кавалергардского полка, с целью вступить в брак. Так как вышеназванный Анненков отвечал, что он охотно женится на девице Гебель, если правительство разрешит ему вступить в брак, то об этом было донесено государю и его величество повелеть соизволил: дозволить иностранке Полине Гебель отправится в Нерчинск и выйти замуж за государственного преступника Анненкова…
Ученица: История Анненковых могла прерваться на первой же странице. Что общего между ними?
Он – носитель знатной фамилии, граф, наследник несусветного состояния, офицер самого престижного Кавалергардского полка.
Она – Полина Гебель – “красавица, умная и во всех отношениях образованная женщина, парижанка”. Бедность научила ее делать все, не поубавив природной веселости. Но много ли это стоит, если незнатна, “без роду-племени” и сама зарабатываешь себе на хлеб? Продавщица и швея на Кузнецком мосту.
Когда Иван понял, что все серьезно, сговорившись со священником, повез Полину венчаться в одну из своих деревень. Тайно? Без материнского благословения? Она видела, что его благородство и любовь к ней борются с чувством сыновнего долга. Нет и нет. Такой ценой она не хочет добыть право называться княгиней Анненковой. Лучше оставаться Полиной Гебель. И она остается ей.
Иван доверял ей во всем. Полина была, пожалуй, единственной из декабристок, которая знала о готовящемся выступлении на Сенатской площади. Анненков не скрывал от нее своего будущего: в лучшем случае крепость или Сибирь. И услышал: “Я последую за тобой повсюду”. Но легко ли в это поверить, когда ты в одиночной камере в Петропавловке?
Ученик: В Петропавловке Анненков думал покончить счеты с жизнью. Он совсем пал духом. Безвестная продавщица вступила в борьбу с императором и Анненковым за самого Анненкова. Полина отправляется к матери Ивана. Ей пришла в голову мысль выкрасть Жана из тюрьмы. Она уже и человека нашла, который паспорт поддельный сделает. Да только тот человек такие деньги запросил. Что Полине и не снилось. Шесть тысяч. Неужели мать откажет?
Вышла от Анненковой Полина потрясенная. “Мой сын – беглец! Я никогда не соглашусь на это, он честно покорится своей судьбе”.
Чины полицейские, военные, гражданские удивлялись: для чего эта заморская пташка мчит по сибирским сугробам? Послушать саму Полину, так ничего приятнее, или увлекательней того путешествия не было. Вольная гражданка Франции спокойно подписывает документ, извещающий, что отныне у нее нет никаких прав и свобод, как у каждого ссыльнокаторжного. Прочитав, что обязуется на свиданиях с будущим мужем “иметь с ним дозволенный разговор на одном русском языке”, не может удержаться от смеха.
Ученица: Их свадьба состоялась 4 апреля 1828 года. Все жители, и стар, и млад, пришли в церковь. Всем интересно посмотреть, что за краля приехала к ссыльному? Хороша, только лицо не по свадебному правилу веселое. Голос звонкий, речь быстрая.
Но вот шум стих, все смотрели на группу приближающихся людей. Анненкова и его шаферов вели под конвоем. Звяканье цепей нарушало мертвую тишину. На паперти кандалы сняли.
Церемония продолжалась недолго. Священник торопился, певчих не было. Священник разрешил жениху поцеловать невесту, на этом церемония закончилась. Жениху и шаферам вновь надели оковы и увели в острог.
Ученик: Вот и подходит к концу знакомство с этой трепетной и высокой поэмой о Мужестве, Верности и Любви. За что же эти нерасчетливые головы тех, кто в декабре 1825 года вышел на Сенатскую площадь, были увенчаны такой беспредельной любовью? Видно было за что.
Ученица: И как тут не вспомнить слова Л, Толстого: “Казалось, как несчастны были приговоренные и сосланные и как счастливы спасшиеся. А прошло 30 лет. И ясно стало, что каторга и ссылка, неволя- было счастье, а генеральство и богатство, и свобода были великие бедствия”.
Ученик:
Можно строчки нанизывать посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет на Сенатскую площадь.
Мы не будем увенчаны.…И в кибитках, снегами,
Настоящие женщины не поедут за нами.
Песня “Каждый выбирает по себе…”