Из опыта работы по разработке и реализации семейных творческих проектов в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В 2007 году отмечает свой 10-летний юбилей коллектив детей, родителей и педагогов студии эстетического воспитания “Лира” МОУ ДОД Дома детского творчества г. Красноуфимска ‹Рисунок 1›.

Сегодня студия “Лира” – многопрофильный образовательный комплекс школы раннего развития, основная цель которого – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышения уровня готовности к обучению в школе. Ее отличает реализация комплекса образовательных программ художественно-эстетической и социально-педагогической направленностей, отражающих социальный заказ на разнообразие видов и содержания образовательных услуг для дошкольников. В определенной степени, эти программы по содержанию, организационно – педагогическим условиям представляют альтернативу программам дошкольного образования, реализующихся в ДОУ, делают возможным раннее вовлечение детей в образовательную деятельность, формируют познавательные возможности детей, необходимые для овладения учебной деятельностью.

Одной из значимых образовательных задач студии является: создание сплоченного детско-взрослого творческого коллектива. Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей в студии “Лира” и семье направленно, прежде всего, на:

  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • развитие воспитательных умений родителей, поддержку уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.

Педагогическим коллективом студии определены основные направления деятельности педагогов дополнительного образования при организации работы с родителями:

  • выявление потребности родителей в педагогической поддержке и готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
  • определение и развитие организационных форм взаимодействия с семьей, обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
  • психолого-педагогическая поддержка семей при профессиональном взаимодействии специалистов (педагог дополнительного образования, педагог – психолог, руководитель, врач и др.)

В образовательный процесс студии включены достаточно разнообразные формы взаимодействия с семьей. Все содержание деятельности нами условно разделено на 4 блока:

1. Аналитический блок

Активно используются различные формы опросов, анкетирования, интервьюирования, наблюдения, специальных социально-педагогических и психодиагностических методик.

2. Информационный блок

Наглядная информация (стенды, фотовитрины, выставки и др.), организационные собрания, занятия “Университета родительских наук” по направлениям (психологическая консультация, домашний доктор, семья и досуг, профессиональная работа по предупреждению детского травматизма и т. д.)

3. Практический блок

Используются активные формы: семейная спартакиада “Малыш - крепыш”, игровые программы, конкурсы и праздники, работа творческой мастерской “Самоделкин”, конкурс семейного творчества “В четыре руки”, работа над семейным творческим проектом, психолого-педагогическое сопровождение различных категорий детей.

4. Оценочный блок.

Популярны выпускные вечера, Книга отзывов, дневники наблюдений и оценочные листы, различные диагностические методики.

В Доме детского творчества на протяжении нескольких последних лет происходит процесс внедрения инновационных педагогических технологий в целях социального самоопределения и самореализации детей и подростков. Отличается значительное расширение диапазона педагогических технологий, механизмами реализации которых являются проблемные, поисковые и исследовательские, проектные и проектно-конструкторские методы, а так же методы индивидуального обучения и вовлечения обучающихся в творческую деятельность. Использование перечисленных активных методов обучения предполагает организацию практической деятельности Дома детского творчества и его отделов, построенной на поэтапном формировании познавательной деятельности, доминирующий доли самостоятельной, активной работы, поддержания повышенной мотивации обучающихся к познанию, социальному самоопределению и самооценке, восполнении дефицита общения всех участников в целях образования (по данным социологического исследования 2006 года).

В системе взаимодействия с семьей студии эстетического воспитания “Лира”. Дома детского творчества накоплен интересный опыт использования активных методов обучения, в частности, - разработка и реализация семейных творческих проектов.

Люблю тебя, Красноуфимск!
Ты для меня всего дороже –
Нигде нет места на земле,
Где было бы уютно мне
И на тебя хоть чуть похоже!

Семья Михайловых

Студия эстетического воспитания “Лира”

МОУ ДОД Дома детского творчества

г. Красноуфимска

Эти строки появились на свет при создании семейного творческого проекта “Разноцветные мечты” в рамках муниципального конкурса “Я - гражданин”.

Конкурс социальных проектов “Я - гражданин” является неотъемлемой частью фестивального движения обучающихся “Юные интеллектуалы Среднего Урала” г.Красноуфимска.

Привлекателен этот конкурс юным красноуфимцам, прежде всего, возможностью определения своих гражданских позиций в различных формах деятельности: конкурсе рисунков, игровых программах, социум – играх, конкурсах социальных проектов, слетах, рейдах, конкурсе органов школьного самоуправления и др.

Традиционно в конкурсе принимают участие обучающиеся 12 – 16 лет. Творческий проект детей дошкольного возраста и родителей "Разноцветные мечты", созданный в студии эстетического воспитания “Лира” Красноуфимского Дома детского творчества – первый и пока единственный опыт городского конкурса.

В работе над проектом приняли участие 11 детей 4 – 5 лет из 10 семей.

Организация деятельности по реализации проекта была направлена на:

  • формирование активной гражданской позиции детей, воспитание любви к родному городу;
  • развитие у дошкольников творческой индивидуальности и ответственности;
  • вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность.

Оригинальным способом участники определили возникновение потребности в создании проекта:

В домах гаснут огни, солнце прячется в лес,
А на улицах города праздник исчез.
Не горят фонари, тускло, мрачно кругом,
Город Красноуфимск в темноту погружен.
А так хочется нам, чтоб родной городок
Каждый день, каждый час освещаться бы мог!
Пусть сверкают в огнях перекрестки, мосты,
Пусть исполнятся наши цветные мечты!

Решением рабочей группы была определена тема творческой работы: "Разработка и создание макета освещения улиц города “Разноцветные мечты” "

Руководителем проекта Нейгруц Татьяной Владимировной особое место отводилось консультациям для родителей по вопросам оказания помощи ребенку в осуществлении замысла, анализа и отбора необходимых объектов и материалов.

По словам участников проекта, работа по сбору исторического и фактического материала не создала особых затруднений. Интересно и увлекательно прошли часы сборки макета микрорайона города с использованием различных нетрадиционных материалов ‹Рисунок 2›. Труднее всего было приготовить презентацию готового проекта. В этом большую помощь оказали педагоги дополнительного образования студии “Лира”: Лобова О.В., Попова Е.В.

Презентация проекта - это настоящий праздник для всех студийцев! Было и театрализованное представление современной сказки "Репка" о пользе электричества ‹Рисунок3›, и музыкальное представление участников, и "Экскурсия" по улицам созданного города, и, конечно же, подарки и слова благодарности [Приложение 1].

Семья пятилетней Вики Шахбановой определила результат своей работы так: “Мы изобразили нашу жизнь и жизнь нашего маленького провинциального городка Красноуфимска:

Вот стоит город наш, а кругом фонари
Ярким светом горят от зари до зари.
И искрятся, сияют в ночи
Разноцветные наши мечты”.

Представленный проект получил положительную оценку общественности и администрации города, действия по реализации проекта вошли в программу мероприятий, посвященных 270-летнему юбилею г.Красноуфимска.